МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ



ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Обучение и тренировка — две стороны единого педагогического процесса.

Процесс обучения тренер должен строить на общих дидактических принципах: сознательности и активности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности.

Не будет хороших результатов у спортсмена, если он не видит конечной цели и перспектив спортивного совершенствования. Без энтузиазма, постоянного поиска нового, стремления двигаться вперед, не достичь вершин мастер­ства.

Правила от простого к сложному, от легкого к трудно­му, от известного к неизвестному всегда должен помнить тренер при построении учебного процесса.

Зеркальный метод («делай, как я»)—лучший способ создать у занимающихся верное представление о том или ином приеме. При этом рекомендуется идти от показа при­ема с максимальной скоростью к показу основных дета­лей и снова к целостному показу.

Без систематического и последовательного овладения основами мастерства рост спортивных результатов борца будет проходить неравномерно, с частыми срывами. При этом нужно учитывать, что физические качества занимаю­щихся развиваются относительно медленно и всякое фор­сирование процесса обучения не принесет ничего, кроме вреда.

Не переходи к новому, не усвоив старого. Исходя из этого правила, тренер должен большое внимание уделять прочности усвоения изученного материала, подбирая раз­личные методы совершенствования техники борьбы.

 

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Приступая к изучению того или иного приема, необхо­димо показать его с максимальной скоростью в ситуации, близкой к соревновательной. Это создает правильное пред­ставление о броске и повышает интерес занимающихся к усвоению материала. Начинать изучение приемов борцы должны на несопротивляющихся партнерах. В процессе изучения приема следует больше внимания уделять неиз­вестным еще элементам. Чтобы борцы имели правильное представление о направлении сбросового усилия, рекомен­дуется в некоторых случаях начинать разучивание броска с его концовки. Важную часть процесса обучения составля­ет подготовка к броску. При овладении бросками в дви­жении необходимо приучать борцов чувствовать темп ша­гов. Это достигается выполнением бросков сначала под счет тренера, затем под самостоятельный.

Приемы борьбы лежа легче усваиваются, если их изу­чение начинается с концовки. При тренировке необходимо выполнять приемы в обе стороны.

Для совершенствования изученного материала могут использоваться:

1) учебно-тренировочные схватки: без сопротивления (на месте и в движении), с односторонним сопротивлени­ем общим и по заданию), с ответными действиями;

2) схватки по заданию;

3) интервальные схватки;

4) тренировочные схватки;

5) схватки соревновательного характера.

 

Примерная схема построения занятий

 

1. Построение, объяснение задач урока, показ нового

2. Разминка.

3. Специальные подготовительные упражнения.

4. Изучение новых бросков.

5. Изучение новых приемов борьбы лежа.

6. Совершенствование бросков в схватках по заданию

7. Совершенствование приемов борьбы лежа в схватках с односторонним сопротивлением.

8. Тренировочные схватки.

9. Заключительная часть: упражнения на расслабление, сообщение домашних заданий.

Схемы занятий могут меняться в зависимости от основной задачи урока. В общем плане урока решению основной задачи выделяется большая часть времени. Обязательно надо чередовать борьбу лежа с работой в стойке.

На учебно-тренировочных занятиях с юношами нужно использовать игровые формы изучения материала, нацеливая занимающихся на определенный результат. С большим интересом изучают юноши броски и приемы с прикладными элементами. Например, противник наносит удар кулаком сверху — сделать бросок через плечо.

Целесообразно устраивать бросковую «чехарду». Для этого группа разбивается на две команды, которые получают задание: быстрее выполнить определенный бросок на всех членах команды. Варианты заданий могут быть разные.

Можно устраивать соревнования с заданиями: какая из команд выполнит большее количество раз один и тот же бросок в определенный отрезок времени; какая команда выиграет, применяя определенный бросок или прием борь­бы лежа.

Для закрепления изученных бросков, приобретения уве­ренности при их выполнении в схватках необходимо на занятиях устраивать условные соревнования: продолжает соревнования тот. кто не смог бросить противника в схват­ке заданным приемом. Так продолжается до тех пор, пока борец не бросит кого-нибудь этим броском. Такое задание можно выполнять как всей группой, так и разделив ее на несколько команд в зависимости от веса и физической под­готовки.

Для совершенствования техники бросков применяются следующие средства и способы, приближающие выполне­ние броска к сложным условиям схватки:

1) выполнение броска на несопротивляющемся партне­ре без передвижения и в движении;

2) выполнение броска на партнере, оказывающем не­полное сопротивление, без передвижения и в движении;

3) выполнение броска на партнере, который не позволя­ет взять нужный захват, без передвижения и в движении;

4) выполнение броска на партнере, оказывающем пол­ное сопротивление (с завязанными глазами), без передви­жения и в движении;

5) выполнение броска на партнере, оказывающем сопротивление и находящемся в неудобной стойке для про­ведения броска;

6) выполнение броска в учебной схватке с заданием;

7) выполнение броска в соревновательных схватках.

С целью облегчения выполнения бросков следует использовать различные подготовки, а также движение про­тивника, его усилие, особенности стойки и т. д.

Броски назад должны выполняться при движении противника назад (отступает, тянет на себя). Иногда для вы­полнения бросков назад используются движения против­ника в стороны и вперед. Если при движении назад основной подготовкой является осаживание, то при движении в стороны и вперед — заведение.

Для реализации намеченных планов схваток на заня­тиях партнеры должны выполнять следующие задания:

1) напирать на противника, толкать его;

2) отступать, тянуть на себя противника;

3) двигаться в сторону (приставными пли скрестными шагами);

4) бороться в низкой стойке;

5) становиться на колени при попытке противника ата­ковать любым броском;

6) срывать нужный захват, не давая противнику под­готовить атаку.

Большое значение для прочного усвоения материала имеет распределение изучаемых действий по периодам обучения. Занимающихся нельзя перегружать большим количеством бросков, так как это ведет к поверхностному усвоению материала.

Если определить период обучения в три месяца, то в этот отрезок времени должно быть изучено не более 8—10 бросков.

В этот период изучается столько же приемов борьбы лежа, иногда их количество удваивается: изучаются переворачивание и удержание или болевой прием.

Направление бросков в процессе обучения должно чередоваться следующим образом: один день — бросок на­зад, второй день — бросок вперед. При таком изучении техники бросков легче перейти к овладению комбинацион­ной борьбой.

Изучаемый материал следует располагать таким обра­зом, чтобы через три месяца занимающиеся могли прове­рить свои знания на соревнованиях в секции. В программу соревнований должны входить: показательные выступле­ния в объеме усвоенного материала (выполняются лучши­ми учениками или борцами-разрядниками), выполнение бросков по заданию на несопротивляющемся партнере и 2 — 4 изученных броска в течение минуты на количество раз (зачет по парам), а также вольные схватки в течение 4 мин. При проведении схваток могут применяться раз­личные системы оценки бросков.

В конце соревнований подводятся итоги. Победители награждаются призами. Для этого могут использоваться небольшие подарки (шоколадные медали, книги, конфеты, сувениры и т. д.).

В следующий период обучения (также 3 месяца) необходимо наряду с совершенствованием ранее изучен­ных бросков и приемов усваивать их варианты и разно­видности.

В процессе обучения следует уделять много внимания интервальным схваткам со сменой атакующего. Напри­мер, в течение минуты один атакует, а второй защищается с применением контрприемов, затем наоборот, и так нес­колько раз. Время атаки можно изменять произвольно.

При подготовке к определенным соревнованиям борец должен проводить учебно-тренировочные схватки с парт­нерами разного уровня физического развития и техниче­ской подготовки. Большую помощь здесь оказывают сов­местные тренировки с борцами других коллективов.

В конце полугодия занимающиеся могут принять уча­стие в классификационных соревнованиях, но тренеры при этом должны давать следующую установку: меньше силы, больше техники. Борцам, впервые выступающим в офици­альных соревнованиях, очень большую помощь окажут примерные, планы схваток, составленные тренерами с уче­том их особенностей. Эти планы должны включать основ­ные захваты: 2—4 броска (вперед назад), примерное ко­личество попыток и последовательность чередования бро­сков.

Такие планы-задания в дальнейшем будут способство­вать развитию тактического мышления борца, формирова­нию определенной системы ведения схваток с применением разнообразных технических действий.

После окончания соревнований необходимо подробно проанализировать выступления всех борцов, при этом нуж­но отметить волю к победе, решительность в действиях, выполнение заданий. Особенно подробно следует остано­виться на случаях безволия, трусости, нерешительности, приводящих к поражению в схватке.

Во втором полугодии следует увеличить количество бросков для изучения, так как формирование двигатель­ных навыков у занимающихся идет уже быстрее.

Периодически необходимо проводить контрольные за­нятия, чтобы определить степень усвоения материала за­нимающимися.

В конце первого года обучения занимающиеся прини­мают участие в соревнованиях на первенство секции, кол­лектива (можно объединить несколько коллективов).

При подведении итогов по-прежнему основное внима­ние обращается на умение применять технические дейст­вия без излишней скованности в схватке, с использованием плана ее ведения. Отмечаются все положительные и отри­цательные моменты в схватках.

На втором году обучения изучение технических дей­ствий может осуществляться по недельным циклам: изу­чение, совершенствование, применение бросков и приемов в учебных схватках с заданием. Периодичность обучения может оставаться прежней. Занимающиеся начинают зна­комиться с элементами комбинационной борьбы: повтор­ные атаки (повторное выполнение броска); обманное дви­жение — бросок; два броска в одном или разных направ­лениях.

Навыки комбинационной борьбы желательно совершен­ствовать в следующей последовательности:

1) подготовка (осаживание, заведение) — бросок;

2) повторная атака (одним и тем же броском);

3) тройная атака;

4) обманное движение - бросок;

5) комбинация из двух бросков (одного или двух направлений);

6) комбинация из трех бросков (назад вперед назад).

Овладение комбинационной борьбой — одна из основ­ных задач при подготовке борцов высших разрядов. Роль тренера заключается в том, чтобы помочь борцу отыскать среди множества бросков такие, которые позволили бы ему успешно бороться с разными противниками.

На третьем и в последующие годы обучения более ши­роко изучаются вопросы тактической подготовки и совершенствования комбинационной борьбы.

 

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

 

Каждый борец из всех технических действий, изучае­мых в процессе обучения, выбирает затем наиболее подхо­дящие для индивидуального арсенала. С помощью тактиче­ских действий техника борца оформляется в определенный структурный каркас атаки в соревновательных схватках. На спортивные результаты борца влияет его способность планировать свои действия, варьировать ими в зависимо­сти от ситуации.

Действия борцов в схватках обычно имеют свои законо­мерности. Поэтому при построении плана схватки каждый из борцов должен учитывать особенности действий против­ника, основными из которых являются:

1) реакция на действия (уступающая или сдерживаю­щая);

2) характер действий (агрессивный, пассивный);

3) психологическая устойчивость (мобилизация, апа­тия);

4) физическая подготовка (сила, выносливость, гиб­кость, быстрота);

5) техническая подготовка (направление и содержание атак).

Обучая борцов технике выполнения бросков и приемов, необходимо сообщать им и способы применения этих действий в различных ситуациях схватки. Тактические дейст­вия, позволяющие создать благоприятные ситуации для ата­ки, условно делятся на три группы:

1. Подавление инициативы противника — это действия, которые позволяют создать и использовать превосходство над противником. Для подавления инициати­вы противника используют: а) техническую подготовлен­ность, силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость; б) психологическую настройку — смелость, решительность, выдержку, инициативность.

2. Маневрирование — это действия, выполняемые путем смены захватов или перемещений с целью создания благоприятных ситуаций для атаки.

3. Маскировка — это действия, обусловливающие реакцию противника, которая благоприятствует выполне­нию намеченных задач или усыпляет его бдительность.

Среди способов маскировки различают: а) угрозу — вызов противника на защитное действие; б) вызов — соз­дание ситуации для применения противником определенно­го атакующего действия.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.007 с.)