Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки



 

Тренировка – важнейшая составная часть под­готовки спортсмена. Согласно общепринятому определению, она представляет собой специализированный управ­ляемый педагогический процесс, основанный на использовании физичес­ких упражнений с целью совершенствования различных сторон подготов­ленности, обеспечивающих достижение наивысших результа­тов в конкретной спортивной дисциплине.

Поскольку речь идет об управляемом, а не хаотичном процессе, то закономерно встает вопрос о его структуре. Как отмечает В.Н.Платонов (1986), структура тренировочного процесса может быть охарактеризована:

– порядком взаимосвязи и соотношения различных сторон спор­тивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологической, и т.д.);

– соотношением параметров тренировочных и соревновательных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревновательных на­грузок в суммарном объеме работы, и т.д.);

– последовательностью и взаимосвязью различных звеньев (отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов, и т.д.).

В.Н.Платонов считает, и с ним солидарны многие веду­щие теоретики в области организации спортивной тренировки, в частности: Н.Г.Озолин (1970), М.Я.Набатникова (1982), Ю.В.Верхошанский (1985), А.П.Бондарчук (1987), Л.С.Хоменков (1987), В.П.Филин (1987), Л.П.Ма­твеев (2000), что методика построения тренировочных макроциклов в первую очередь обусловливается главной задачей, реше­нию которой посвящены занятия на конкретном этапе многолетнего со­вершенствования. Построение тренировочных макроциклов в начале многолетней подготовки, когда основная задача заключается в создании на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для дальнейшего спортивного совершенствования, принципиально отличается от построе­ния макроциклов в период максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Применительно к многолетнему тренировочному процессу можно рекомендовать следующее.

На этапах предварительной подготовки и начальной специализации тренировку следует строить преимущественно на основе годичных макроциклов. Задачи технико-тактической, физической, психологической подготовки решаются, главным образом, параллельно и лишь в отдельных случаях последовательно (а именно: когда есть необходимость уделить особое внимание совершенствованию какой-то одной из сторон подготовленности, устранению явно выраженных недостатков или диспропорций). Вопрос о структуре годичного цикла в этом случае вообще довольно условен.

На этапах углубленной тренировки в избранном виде и, особенно, спортивного совершенствования, когда ставится с возрастающей остротой задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсмена для достижения наивысших результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный характер, на котором мы далее остановимся подробнее.

Кроме возраста и квалификации занимающегося, при выборе структуры годичного цикла тренировки необходимо учитывать специфические особенности вида спорта и закономер­ности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к участию в конкретных соревновани­ях с показом определенного результата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и струк­туру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.

Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной тренировочной группы наиболее адекватную модель годичного тренировочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и органи­зации нагрузок различной направлен­ности. Как справедливо отмечает Ю.В.Верхошанский (1985), практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вспомним, что олимпийскими чемпионами, случалось, становились ученики тренеров, исповедовавших прямо противоположные тренировочные концепции. Вместе с тем, современная теория и спортивная практика накопили столь солидный материал, что было бы ошибкой не попробовать его про­анализировать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.004 с.)