Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология построения больших тренировочных циклов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, в результате проведенного анализа литературных источников и сопоставления взглядов наиболее авторитетных специалистов на построение круглогодичной тренировки мы приходим к заключению, что в настоящее время достаточно четко выделяются три действительно самостоятельных, внутренне логичных и методически глубоко проработанных подхода к распределению нагрузок в макроциклах тренировочных занятий в большинстве видов спорта атлетического характера: – волнообразное их размещение с относительно менее выраженными колебаниями парциальных объемов и комплексным применением основных групп тренировочных средств (подход Л.П.Матвеева); – волнообразное размещение с более выраженными колебаниями параметров нагрузки и концентрацией однонаправленных средств в виде самостоятельных «блоков» (подход Ю.В.Верхошанского); – равномерно-ступенчатое распределение нагрузок с временной стандартизацией тренирующих воздействий и ориентацией на индивидуально присущую спортсмену продолжительность периода вхождения в состояние спортивной формы (подход А.П.Бондарчука). Далее предлагаются формализованные модели распределения основных тренировочных нагрузок в круглогодичной тренировке спортсменов (на примере тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в скоростно-силовых дисциплинах), ориентированные на ту или иную из рассмотренных выше концепций (рис. 5–10), причем в необходимых случаях учитываются возможные различия в количестве соревновательных сезонов на протяжении года подготовки. Условные обозначения для материалов рис. 12.1–12.6 содержатся в табл. 12.1.
Таблица 12.1 - Условные обозначения для материалов рисунков 12.1–12.6
С учетом сформулированного А.П.Бондарчуком принципа «дополнительности» и содержательной стороны рассматриваемых вариантов построения годичного тренировочного цикла целесообразна следующая последовательность их введения в многолетнюю тренировку: – на этапе предварительной подготовки и в первой половине этапа начальной специализации тренировка должна строиться в основном по схеме «круглогодичного подготовительного периода» без выраженной «подводки» к соревнованиям; – во второй половине этапа начальной специализации наиболее адекватна схема Л.П.Матвеева; – на этапе углубленной тренировки предпочтительны схемы Л.П.Матвеева и А.П.Бондарчука; – на этапе спортивного совершенствования могут использоваться схемы Л.П.Матвеева, А.П.Бондарчука или Ю.В.Верхошанского в зависимости от конкретной легкоатлетической дисциплины, индивидуальных особенностей спортсменов и характера решаемых в их подготовке задач.
Рис. 12.1 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах с традиционной однопиковой организацией нагрузок
Рис. 12.2 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах с традиционной двухпиковой организацией нагрузок
Рис. 12.3 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах с традиционной трехпиковой организацией нагрузок
I подготовительный этап I сор. сезон II подготовит. этап II соревнов. Сезон Закл. I большой тренировочный этап (БАЦ) II большой тренировочный этап (БАЦ) этап
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII Рис. 12.4 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах с организацией нагрузок по схеме Ю.В.Верхошанского
Рис. 12.5 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах, построенных по схеме А.П.Бондарчука для занимающихся с двухмесячным периодом вхождения в состояние спортивной формы
Рис. 12.6 Формализованная модель распределения основных средств подготовки в годичных тренировочных циклах, построенных по схеме А.П.Бондарчука для занимающихся с трехмесячным периодом вхождения в состояние спортивной формы Перспективен подход к программированию полугодичных циклов подготовки к соревновательным сезонам в технически сложных скоростно-силовых видах спорта, разрабатываемый последние двадцать лет на кафедре теории и методики легкой атлетики Волгоградской ГАФК под руководством В.Ф.Таранова (В.В.Таранов и др., 1986-1998). На наш взгляд, решения в рамках этой концепции могли бы сгладить ряд принципиальных противоречий между сторонниками разных моделей построения круглогодичной тренировки спортсменов в скоростно-силовых дисциплинах. В игровых видах спорта эмпирическим путем в последние десятилетия сложилась собственная схема построения круглогодичной тренировки. Если говорить коротко, то ее суть заключается в следующем. Перед началом соревновательного сезона проводится достаточно длительный и весьма напряженный тренировочный сбор по типу подготовительного периода, направленный на создание у занимающихся надежного фундамента высокой общей физической подготовленности и работоспособности. На основе этого фундамента затем на протяжении всего длительного соревновательного периода уже в основном специфическими средствами, максимально приближенными к содержанию соревновательной деятельности, идет развитие и удержание спортивной формы. С завершением соревновательного сезона большинство профессиональных спортсменов-игровиков уходят в отпуск (сроком около месяца), который является для них своего рода переходным периодом с минимальной двигательной активностью.
Библиографический список Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с. Бондарчук А.П. Метание молота. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 111 с. Бондарчук А.П. О принципе дополнительности. – Научно-спортив-ный вестник. – 1986. – № 5. – С. 28-31. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физич. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. книга для завершающих уровней высшего физкульт. образования. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 318 с. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с. Таранов В.Ф. и др. Становление и совершенствование спортивного мастерства в барьерном беге: Учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского ГИФК, 1986. – 144 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем характеризуется структура тренировочного макроцикла? 2. Что необходимо учитывать тренеру при выборе той или иной модели макроцикла тренировки для конкретного спортсмена? 3. Попытайтесь назвать наиболее принципиальные положения в технологии годичного планирования тренировки по модели Л.П.Матвеева. 4. Какие положения объединяют модели Л.П.Матвеева и А.П.Бон-дарчука? 5. Какие позиции Л.П.Матвеева подвергаются критике со стороны А.Н.Воробьева, А.В.Ивойлова и других авторитетных оппонентов? Что лежит в основе аргументации этих специалистов? 6. В чем положительные и отрицательные стороны скачкообразного варианта изменения нагрузок в годичном тренировочном цикле? В чем его суть? Кто его предлагает? 7. В чем принципиальные отличия двух форм долговременной компенсаторной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам? 8. В каком случае Ю.В.Верхошанский предлагает квалифицировать месячную тренировочную нагрузку как концентрированную? 9. Объясните суть и причину «разведения» средств технической и специальной физической подготовки согласно модели Ю.В.Верхошан-ского. 10. Каковы задачи использования средств ОФП согласно модели Ю.В.Верхошанского? 11. Как меняются объем и интенсивность тренировочных нагрузок в период развития спортивной формы для спортсмена, тренирующегося по модели А.П.Бондарчука? 12. Каково место собственно соревновательных упражнений в модели А.П.Бондарчука? 13. Как относится А.П.Бондарчук к разведению средств специальной физической и технической подготовки в тренировочном макроцикле? Попробуйте схематично воспроизвести различные варианты формализованной схемы распределения основных тренировочных нагрузок при построении круглогодичной системы занятий по моделям Л.П.Матвеева, Ю.В.Верхошанского и А.П.Бондарчука.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.008 с.) |