Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле



Воздействие занятий на организм легкоатлета зависит от сочетания в них нагрузок различной величины и направленности. Один из вариантов – сочетание двух и более занятий одинаковой направленности, когда каждое последующее занятие проводится в состоянии не полностью восстановившихся функциональных возможностей после предыдущего. Например, два занятия скоростной направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом в 24 часа, приводят к такому же по характеру утомлению, как и одно занятие. То есть повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Период восстановления увеличивается примерно в 1,5 раза. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления он обычно не в состоянии выполнить более 75-80 % работы, предложенной накануне, причем тренировочные упражнения из-за быстро прогрессирующего утомления оказывают сложное влияние и на психику. Более это выражено у спортсменов относительно низкой квалификации или недостаточно тренированных. В целом особенности воздействия двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками практически не зависят от их направленности, периода тренировки, квалификации спортсменов.

Учитывая эти данные, планировать в микроцикле подряд два и более занятий одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно, лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, причем при решении далеко не всех задач. Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных и координационных способностей, планировать подряд нецелесообразно, так как в этом случае не удается соблюсти методические положения, лежащие в основе развития этих качеств и совершенствования данных сторон подготовленности.

Суммарное воздействие на организм спортсменов двух и трех занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом в 24 часа, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности занятий: оно не усугубляет утомления, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Например, когда после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, происходит значительное угнетение выносливости, уровень же скоростных возможностей не снижается. Аналогичное явление происходит при иных сочетаниях с другими большими нагрузками различной преимущественной направленности.

Закономерности воздействия двух занятий с различной преимущественной направленностью прослеживаются и при суммарном воздействии на организм спортсмена трех таких же занятий. Однако из-за того, что три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена, утомление после них выражено в значительно большей степени. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности бывает, как правило, ниже исходного. Степень этого снижения определяется характером чередования занятий. Естественно, наиболее угнетенной оказывается та сторона работоспособности, на совершенствование которой было направлено последнее занятие.

7. Структура микроциклов тренировки в зависимости
от числа занятий в течение дня

 

Структура микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, периода тренировочного макроцикла, типа самого микроцикла и ряда других факторов, которые оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки в микроциклах, их преимущественные задачи, состав средств и методов, величину нагрузок и особенности сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе начальной спортивной специализации занятий с большими нагрузками практически не планируют; на этапе углубленной тренировки таких занятий может быть от 1 до 3, а на этапе спортивного совершенствования – 4-6.

Это объясняется тем, что росту тренированности юных спортсменов в достаточной мере способствуют микроциклы, в которых преимущественно используются занятия со средними и значительными нагрузками. Тренированным спортсменам высокой квалификации такое построение микроциклов уже не обеспечивает дальнейшего прогресса, им необходимо существенное увеличение суммарной нагрузки. Опыт показывает, что ударное микроциклы, включающие практически ежедневно занятия с большими нагрузками, – один из наиболее эффективных путей повышения результативности тренировки при подготовке к высшим достижениям. Однако высокий тренирующий эффект микроциклов со столь напряженным режимом работы наблюдается лишь при рациональном сочетании занятий с различными по направленности нагрузками.

В этой связи широкое распространение в подготовке достаточно квалифицированных атлетов получили двухразовые ежедневные тренировочные занятия. В отдельных случаях выполняются и трехразовые тренировки в день.

Обычно при двухразовых ежедневных занятиях одно является основным, а второе дополнительным. В отдельных случаях в течение дня могут проводиться два основных либо два дополнительных занятия.

Проведение двух основных занятий (то есть занятий с большими или значительными нагрузками) характерно для подготовки квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо оказать особенно сильное воздействие на организм. Проведение двух дополнительных занятий связано с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.

Таблица 14.12 - Некоторые возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных тренировочных занятий (по В.Н.Платонову)

Основное занятие

Дополнительное занятие

Направленность Величина нагрузки Направленность Величина нагрузки
Повышение скоростных возможностей, совершенствование техники в упражнениях на скорость Большая или значительная Повышение анаэробных возможностей Средняя или малая
Повышение анаэробных возможностей или развитие специальной выносливости на коротких и средних дистанциях Большая или значительная Повышение аэробных                 возможностей Средняя или малая
Повышение аэробных возможностей или развитие специальной выносливости на длинных дистанциях   Большая или значительная Повышение скоростных возможностей, совершенствование техники в упражнениях на скорость Значительная, средняя или малая
Комплексная - последовательное выполнение работы по повышению скоростных, анаэробных и аэробных возможностей Большая или значительная Повышение аэробных           возможностей Малая или средняя
Комплексная - параллельное повышение аэробных и анаэробных возможностей Большая или значительная Повышение скоростных возможностей, совершенствование техники соревновательного   упражнения Малая или средняя
Комплексная - параллельное повышение скоростных и анаэробных возможностей Большая или            значительная Повышение аэробных возможностей Значительная, средняя или малая

 

Для рациональной организации двухразовых занятий целесообразно чередовать их по преимущественной направленности (примеры – в табл. 14.12).

В заключение отметим, что высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда, во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и, во-вторых, увеличение общего числа занятий не сопровождается уменьшением числа занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности спортсмена.

Библиографический список

Книга тренера по легкой атлетике. – Изд. 3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

Платонов В.Н. Адаптация в спорте. – Киев: Здоровья, 1988. – 216 с.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов вузов физич. воспит. и спорта. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

Харре Д. Учение о тренировке: Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 328 с.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое микроцикл тренировки?

2. Какова продолжительность микроциклов, включаемых в тренировку спортсменов?

3. Перечислите основные типы микроциклов, включаемых в тренировку атлетов, и дайте им характеристику.

4. Какие основные положения надо иметь в виду при практическом построении микроциклов тренировки?

5. Приведите основные симптомы утомления после малых, средних, больших и чрезмерных тренировочных нагрузок. Попробуйте описать симптоматику утомления после значительной нагрузки.

6. При решении каких тренировочных задач оптимальными будут малые, средние, значительные и большие тренировочные нагрузки?

7. Приведите примеры допустимых и наиболее неблагоприятных сочетаний значительных и больших нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия.

8. Опишите динамику процессов восстановления функциональных возможностей квалифицированных атлетов после больших избирательных нагрузок скоростного характера, направленных на повышение анаэробной и аэробной выносливости.

9. Каковы особенности динамики восстановительных процессов после занятий комплексной направленности?

10. Как влияет на организм достаточно подготовленного спортсмена выполнение подряд одного за другим нескольких занятий с большими       нагрузками одной преимущественной направленности и различной преимущественной направленности?

11. Что лежит в основе планирования содержания двухразовых тренировочных занятий в течение дня работе с квалифицированными спортсменами?

 


 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СРЕДНИХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ (МЕЗОЦИКЛОВ)

 

1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру

Мезоцикл (средний цикл) представляет собой целостный, относительно законченный этап подготовки, в рамках которого в соответствии с главной задачей формируется целесообразная упорядоченность определенных средств и методов, обеспечивающих оптимальную динамику кумулятивного эффекта в развитии различных качеств и способностей.

Продолжительность мезоцикла, по данным разных авторов, может быть различной в зависимости от реализуемой модели годичного цикла подготовки. По модели Л.П.Матвеева продолжительность средних циклов составляет от 2 до 6 недель, по модели, предложенной Ю.В.Вер-хошанским, – от 1 до 2,5 месяцев, по модели А.П. Бондарчука – от 3-4 недель до 4 месяцев, при «блочном» варианте, предлагаемом В.Ф.Тарановым, – 3 недели. Как правило, при этом мезоциклы включают в себя от 2 до 6 микроциклов.

Достижение необходимого устойчивого кумулятивного эффекта обеспечивается, с одной стороны, целесообразным сочетанием различных средств и методов в соответствии с главной задачей периода или этапа,       с другой стороны, – оптимизацией величин и направленности нагрузок в зависимости от применяемых тренировочных средств и восстановительных мероприятий.

По мнению большинства специалистов, внешними признаками структуры мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов:

– в единой последовательности повторяются однородные, комплексные (по моделям Л.П.Матвеева и А.П.Бондарчука) или однонаправленные (по моделям Ю.В. Верхошанского и В.Ф.Таранова) микроциклы;

– в определенной последовательности чередуются различные по типу микроциклы.

При этом в подготовительном периоде (по Л.П.Матвееву) или в периоде развития спортивной формы (по А.П. Бондарчуку и Ю.В. Верхошанскому) микроциклы чаще повторяются, а в соревновательном – чаще чередуются. Как правило, мезоцикл заканчивается контрольным испытанием или соревнованиям. По модели Ю.В. Верхошанского мезоцикл специальной физической подготовки сразу переходит в контрольно-подготовительный мезоцикл, направленный на активизацию восстановительных процессов наряду с решением задач технического совершенствования и развития быстроты движений.

На структуру мезоцикла влияют следующие факторы:

– специфика вида спорта;

– этап многолетней подготовки;

– реализуемая модель годичного макроцикла;

– место мезоцикла в структуре большого цикла;

– закономерности развития, сохранения и утраты спортивной формы (долговременная адаптация);

– индивидуальные адаптационные особенности спортсмена, его способность к восстановлению, переносимость нагрузки;

– особенности формирования кумулятивного эффекта;

– содержание и количество занятий в микроциклах, суммарная нагрузка, восстановительные мероприятия;

– социальные условия жизни спортсмена;

– околомесячные биоритмы (лунные, физические, интелектуальные, эмоциональные, менструальные, и т.д.).

Под воздействием перечисленных факторов на протяжении многолетней подготовки спортсменов структура используемых ими мезоциклов, как правило, претерпевает существенные изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.024 с.)