Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разной направленности в рамках одного занятия
При включении в тренировочной план конкретного занятия нагрузок различной преимущественной направленности следует иметь в виду, что существуют как благоприятные, так и неблагоприятные их сочетания. При этом о допустимых или о нежелательных сочетаниях различных по направленности нагрузок стоит говорить только тогда, когда они выходят минимум на уровень значительных по величине. Малые и средние нагрузки различной направленности почти никогда не вступают в конкурентные отношения при любых сочетаниях. Таблица 14.3 - Допустимые сочетания больших и значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия
Таблица 14.4 - Наиболее неблагоприятные сочетания больших или значительных нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия
В табл. 14.3 и 14.4 представлены данные, которые могут оказаться полезными при практическом составлении программ отдельных тренировочных занятий. При изучении этого материала необходимо понимать, что лучше вообще избегать (особенно на ранних этапах многолетнего совершенствования) объединения разнонаправленных значительных или, тем более, больших нагрузок в одной тренировке, однако если уж это делается, то тогда встает вопрос о допустимости или недопустимости того или иного варианта объединения.
5. Последействие нагрузок, различных по величине Направленность занятий в значительной мере обусловливает особенности утомления спортсменов и продолжительность восстановительных процессов. Одни занятия оказывают локальное воздействие на организм, предъявляя высокие функциональные требования к одним его системам, другие – достаточно широкое, вовлекая в обеспечение работы ряд функциональных систем. Протекание процессов утомления и восстановления после занятий с большими нагрузками различной направленности имеет много общего: во всех случаях оно характеризуется волнообразным изменением возможностей функциональных систем, преимущественно определяющих эффективность выполняемой работы. Четко прослеживаются фазы снижения работоспособности, ее восстановления и суперкомпенсации. Вместе с тем, продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности отдельных занятий. Наиболее быстро восстанавливаются функциональные возможности спортсменов после занятий скоростной направленности, а также вместе после занятий, способствующих повышению координационных и скоростно-силовых качеств, совершенствованию техники. Занятия, способствующие развитию различных видов выносливости, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов. Следует учесть, что способности человеческого организма к восстановлению после напряженной работы существенно изменяются под влиянием тренировки. Хорошо тренированные спортсмены высокой квалификации превосходят менее квалифицированных и тренированных не только по показателям работоспособности и функциональных возможностей различных систем, но и по способности быстро восстанавливать функциональные ресурсы. Например, у легкоатлетов высокого класса, находящихся в состоянии спортивной формы, восстановительные процессы протекают в 1,5-2 раза быстрее, чем у спортсменов II и I разрядов после идентичных по относительной величине нагрузок. Особенно быстро восстанавливают свои возможности спортсмены, в тренировке которых большое внимание уделяется совершенствованию способности к эффективному восстановлению.
Следует также отметить влияние индивидуальных особенностей спортсменов на интенсивность и продолжительность восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Например, функциональные возможности легкоатлетов одинаково высокой квалификации, находящихся на одном этапе подготовки и специализирующихся в одном и том же номере программы, могут восстанавливаться после занятия скоростно-силовой направленности в пределах 24-72 часов, а после занятий, направленных на развитие аэробной выносливости – 48-120 часов. Последействие занятий со значительными нагрузками существенно отличается от влияния аналогических занятий с большими нагрузками. Период восстановления после занятий со значительной нагрузкой короче более чем вдвое и практически не превышает суток. При этом уменьшается амплитуда сдвигов, а фаза суперкомпенсации в большинстве случаев отсутствует. Таким образом, утомление, вызываемое занятием со значительной нагрузкой, намного меньше, чем после аналогичного занятия с большой нагрузкой, хотя объем работы в занятии со значительной нагрузкой, как правило, ниже всего на 20-30%. Восстановительные процессы после занятий со средними нагрузками обычно завершаются через 10-12 часов, а после малых нагрузок – измеряются минутами или несколькими часами. Вернемся к занятиям избирательной направленности с большими нагрузками. Они оказывают глубокое, но локальное воздействие на организм. Так, после скоростных занятия наблюдается значительное угнетение скоростных возможностей. Что же касается выносливости при работе аэробного характера, то ее уровень уже через несколько часов не отличается от исходного. Эта же закономерность обнаруживается и при рассмотрении последействия занятий, направленных на повышение аэробной и анаэробной выносливости (см. табл. 14.5-14.7). Таблица 14.5 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после больших избирательных нагрузок скоростного характера
Таблица 14.6 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после больших избирательных нагрузок, направленных на повышение анаэробной выносливости
Таблица 14.7 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после больших избирательных нагрузок аэробного характера
Таблица 14.8 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при последовательном решении задач (в случае использования объема средств 30-35 % от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности)
Комплексные занятия с последовательным решением задач, объем работы в каждой части которых колеблется в пределах 30-35 % от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности, оказывают на организм спортсменов более широкое, но менее глубокое воздействие (табл. 14.8). Незначительное утомление при этом закономерно; хотя в процессе занятий и выполняется большой суммарный объем работы, в том числе и высокой интенсивности, однако работоспособность в различных частях занятия обеспечивается преимущественно различными функциональными системами организма Тренировочное занятие, в каждой части которого объем разнонаправленных средств составляет 40-45 % от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности, приводит к общему и глубокому утомлению: спортсмен не в состоянии проявить высокую работоспособность как в упражнениях скоростного характера, так и в упражнениях, требующих проявления выносливости (табл. 14.9).
Таблица 14.9 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при последовательном решении задач (в случае использования бъема средств 40-45 % от доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности)
Таблица 14.10 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при параллельном повышении скоростных возможностей и анаэробной выносливости
Таблица 14.11 - Наиболее типичная динамика восстановительных процессов у достаточно подготовленных спортсменов после занятий комплексной направленности при параллельном повышении анаэробной и аэробной выносливости
Комплексные занятия с параллельным решением задач оказывают на организм спортсменов широкое и соответствующее большой нагрузке воздействие. Занятие, предполагающее параллельное повышение скорост ных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера (это сочетание, конечно, нельзя считать благоприятным, и, как правило, от него следует на практике отказываться), приводит к резкому снижению возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих выполнение работы такого рода, но не сказывается существенно на его возможностях в отношении работы аэробного характера (табл. 14.10). Занятие, в котором параллельно развивается выносливость при работе аэробного и анаэробного характера, приводит к снижению работоспособности к такой деятельности на 2-3 суток; скоростные возможности оказываются угнетенными только в течение нескольких часов после занятия и возвращаются к дорабочему уровню обычно через сутки (табл. 14.11).
Следовательно, утомление, наступающее в результате тренировочных занятий различной направленности, носит строго конкретный характер для каждого занятия. Занятия избирательной направленности с большими нагрузками вызывают резкое угнетение возможностей проявления тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных программ. При этом спортсмены в состоянии проявлять высокую работоспособность к деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. Эта закономерность проявляется не только применительно к занятиям, решающим задачи физической подготовки, но и к занятиям, связанным преимущественно с решением задач всех других сторон подготовки спортсменов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.019 с.) |