Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов



ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ

 

Определение и классификация микроциклов тренировки

 

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких занятий, которые составляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий решение задач данного этапа подготовки.

Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-14 дней, однако в тренировке спортсменов наиболее распространены семидневные микрорциклы, хорошо согласующиеся с общим режимом жизни большинства из них. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют лишь в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности усиления восстановительных процессов в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.

                     
 
   
4. СТАБИЛИЗИ-РУЮЩИЕ

 

 


                                                                  

 

 

Рис. 14.1 Классификация микроциклов, включаемых в тренировочный процесс спортсменов

На рис. 14.1 представлена схема, в соответствии с которой можно классифицировать микроциклы (МЦ), наиболее часто включаемые в тренировочный процесс, в зависимости от их направленности.

Втягивающий МЦ – характеризуется невысокой суммарной нагрузочностью и направлен на подведение организма к выполнению напряженной тренировочной нагрузки.

Развивающий МЦ – характеризуется выполнением достаточно высокой нагрузки, вызывающий эффект суперкомпенсации и прирост показателей по отдельным сторонам подготовленности, но напряженность тренировочного процесса в них еще не приближается к предельному уровню.

Ударный МЦ – характеризуется наиболее высокой (близкой к предельной и предельной) суммарной нагрузочностью, и в подготовке квалифицированных спортсменов составляет основу подготовительного периода, находя применение и в соревновательном.

Стабилизирующий МЦ – применяется для удержания показателей подготовленности на достигнутом уровне, причем нагрузочность тренировки несколько снижается (как правило за счет снижения объема при сохранения достаточно высокой интенсивности).

Подготовительный МЦ – моделирует собственно соревновательные нагрузки, как бы настраивая организм на предстоящие ответственные старты.

Подводящий МЦ – непосредственно предшествует собственно соревновательному МЦ и строится в строгой взаимосвязи с ним.

Собственно соревновательный МЦ – завершающее звено подготовки, включающее само участие в ответственных соревнованиях (следует иметь в виду, что далеко не ко всем соревнованиям спортсмены подходят через «цепочку» подготовительных, подводящих и соревновательных микроциклов).

 Восстановительный МЦ имеет задачей активный отдых посредством переключения двигательных заданий, мест занятий и, особенно, путем снижения нагрузочности тренировки, как по объему, так и по интенсивности.

2. Общие основы чередования занятий с различными
по величине и направленности нагрузками

Надо четко понимать, что важно не просто реализовать в микроцикле определенный объем тренировочной работы с фиксированным набором упражнений при должной интенсивности их выполнения, не менее важно еще и правильно распределить эту нагрузку во времени.

При прочих равных условиях одна лишь разница в чередовании нагрузок и отдыха в микроцикле может, в конечном счете, привести к прямо противоположным эффектам:

– максимальному росту тренированности (что желательно);

– отсутствию всякого ее роста (работа «вхолостую»);

– «срыву» адаптации в результате переутомления (крайне нежелательный результат).

Конечно, логика организации, например, ударных микроциклов на начальных этапах большого цикла, построенного по модели Л.П.Матвеева, – в первом случае, и по модели Ю.В.Верхошанского – во втором, безусловно, различна, но сказанное выше в равной степени касается обоих случаев.

Что же необходимо учитывать, чтобы правильно построить микроцикл тренировки?

1. Необходимо знать, какое воздействие оказывают на спортсмена нагрузки, различные по величине и направленности, каковы динамика и продолжительность процессов восстановления после них, особенно после больших.

2. Важны сведения о кумулятивном эффекте нескольких различных нагрузок, о желательности или нежелательности их совместного использования в занятии.

3. Необходимо понимать, каковы пути использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений.

4. При планировании в течение дня двух или трех занятий с различными нагрузками надо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обусловливающие.

3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия

Известно, что перед каждой тренировкой ставятся вполне определенные задачи. Если же они не ставятся, то тренер фактически соглашается с мыслью о полной неуправляемости тренировочного процесса (этот случай мы, естественно, рассматривать вообще не будем). В этой связи необходимо уметь определять необходимый оптимум нагрузочности занятия      в зависимости от его задач. В табл. 14.1 представлен материал, позволяющий ориентироваться в этом плане более или менее подробно (на примере занятий легкой атлетикой). Если же подойти к вопросу проще, то ориентиром может служить материал табл. 14.2.

Таблица 14.1 - Задачи подготовки легкоатлетов и уровень тренировочных нагрузок (по Н.Г.Озолину, Л.С.Хоменкову)

Задачи

Нагрузка в целом

Характеристики нагрузки

Объем Интен-сивн. Слож-ность Псих. напр.
Улучшение функциональных возможностей организма, повышение общей физической подготовленности С, З, Б С, Б, Макс. М, С М, С М
Создание специального функционального «фундамента» применительно к требованиям избранного вида соревновательной деятельности С, З, Б С, Б, Макс. С М, С, Б М, С
Гиперкомпенсация (восстановление функциональных возможностей с превышением донагрузочного уровня) Б С, Б, Макс. С, Б, Макс. М, С, Макс. С, Б, Макс.
Закрепление и поддержание функциональных возможностей, морфологических и биохимических изменений на достигнутом уровне С, З Б, Макс. С, Б М, С, Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Приобретение двигательных умений и навыков в технике и тактике М С, Б С, Б, Макс. М, С, Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Закрепление двигательных навыков в технике и тактике З, Б М, С Б, Макс. Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Активное восстановление после тренировочного занятия, соревнования (активный отдых) М, С С, Б М М М
Активный отдых для ЦНС – переключение на другие упражнения С, З М С, З С, Б М, С

Условные обозначения: М – малый, С – средний, З – значительный,

                                     Б – большой, Макс. – максимальный

Таблица 14.2 - Задачи подготовки и уровень нагрузок (упрощенный вариант, по В.Н.Платонову)

Нагрузка Решаемые задачи
Малая Ускорение процессов восстановления после предшествовавших нагрузок
Средняя Поддержание достигнутого уровня тренированности, решение частных задач подготовки
Значительная Стабилизация и дальнейшее повышение тренированности
Большая Повышение тренированности

Библиографический список

Книга тренера по легкой атлетике. – Изд. 3-е, перераб. / Под ред. Хоменкова Л.С. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 399 с.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

Платонов В.Н. Адаптация в спорте. – Киев: Здоровья, 1988. – 216 с.

Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учеб. для студентов вузов физич. воспит. и спорта. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

Харре Д. Учение о тренировке: Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 328 с.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое микроцикл тренировки?

2. Какова продолжительность микроциклов, включаемых в тренировку спортсменов?

3. Перечислите основные типы микроциклов, включаемых в тренировку атлетов, и дайте им характеристику.

4. Какие основные положения надо иметь в виду при практическом построении микроциклов тренировки?

5. Приведите основные симптомы утомления после малых, средних, больших и чрезмерных тренировочных нагрузок. Попробуйте описать симптоматику утомления после значительной нагрузки.

6. При решении каких тренировочных задач оптимальными будут малые, средние, значительные и большие тренировочные нагрузки?

7. Приведите примеры допустимых и наиболее неблагоприятных сочетаний значительных и больших нагрузок различной направленности в рамках одного тренировочного занятия.

8. Опишите динамику процессов восстановления функциональных возможностей квалифицированных атлетов после больших избирательных нагрузок скоростного характера, направленных на повышение анаэробной и аэробной выносливости.

9. Каковы особенности динамики восстановительных процессов после занятий комплексной направленности?

10. Как влияет на организм достаточно подготовленного спортсмена выполнение подряд одного за другим нескольких занятий с большими       нагрузками одной преимущественной направленности и различной преимущественной направленности?

11. Что лежит в основе планирования содержания двухразовых тренировочных занятий в течение дня работе с квалифицированными спортсменами?

 


 

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СРЕДНИХ ЦИКЛОВ ПОДГОТОВКИ (МЕЗОЦИКЛОВ)

 

1. Определение мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру

Мезоцикл (средний цикл) представляет собой целостный, относительно законченный этап подготовки, в рамках которого в соответствии с главной задачей формируется целесообразная упорядоченность определенных средств и методов, обеспечивающих оптимальную динамику кумулятивного эффекта в развитии различных качеств и способностей.

Продолжительность мезоцикла, по данным разных авторов, может быть различной в зависимости от реализуемой модели годичного цикла подготовки. По модели Л.П.Матвеева продолжительность средних циклов составляет от 2 до 6 недель, по модели, предложенной Ю.В.Вер-хошанским, – от 1 до 2,5 месяцев, по модели А.П. Бондарчука – от 3-4 недель до 4 месяцев, при «блочном» варианте, предлагаемом В.Ф.Тарановым, – 3 недели. Как правило, при этом мезоциклы включают в себя от 2 до 6 микроциклов.

Достижение необходимого устойчивого кумулятивного эффекта обеспечивается, с одной стороны, целесообразным сочетанием различных средств и методов в соответствии с главной задачей периода или этапа,       с другой стороны, – оптимизацией величин и направленности нагрузок в зависимости от применяемых тренировочных средств и восстановительных мероприятий.

По мнению большинства специалистов, внешними признаками структуры мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов:

– в единой последовательности повторяются однородные, комплексные (по моделям Л.П.Матвеева и А.П.Бондарчука) или однонаправленные (по моделям Ю.В. Верхошанского и В.Ф.Таранова) микроциклы;

– в определенной последовательности чередуются различные по типу микроциклы.

При этом в подготовительном периоде (по Л.П.Матвееву) или в периоде развития спортивной формы (по А.П. Бондарчуку и Ю.В. Верхошанскому) микроциклы чаще повторяются, а в соревновательном – чаще чередуются. Как правило, мезоцикл заканчивается контрольным испытанием или соревнованиям. По модели Ю.В. Верхошанского мезоцикл специальной физической подготовки сразу переходит в контрольно-подготовительный мезоцикл, направленный на активизацию восстановительных процессов наряду с решением задач технического совершенствования и развития быстроты движений.

На структуру мезоцикла влияют следующие факторы:

– специфика вида спорта;

– этап многолетней подготовки;

– реализуемая модель годичного макроцикла;

– место мезоцикла в структуре большого цикла;

– закономерности развития, сохранения и утраты спортивной формы (долговременная адаптация);

– индивидуальные адаптационные особенности спортсмена, его способность к восстановлению, переносимость нагрузки;

– особенности формирования кумулятивного эффекта;

– содержание и количество занятий в микроциклах, суммарная нагрузка, восстановительные мероприятия;

– социальные условия жизни спортсмена;

– околомесячные биоритмы (лунные, физические, интелектуальные, эмоциональные, менструальные, и т.д.).

Под воздействием перечисленных факторов на протяжении многолетней подготовки спортсменов структура используемых ими мезоциклов, как правило, претерпевает существенные изменения.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что входит в понятие тренировочный мезоцикл?

2. Какова продолжительность тренировочных мезоциклов?

3. С помощью чего достигается устойчивость кумулятивного эффекта в мезоцикле?

4. Что лежит в основе внешних признаков структуры мезоциклов, и какую преимущественную направленность микроциклов имеют мезоциклы в подготовительном и соревновательном периодах?

5. Какие факторы влияют на структуру тренировочного мезоцикла?

6. Какие типы мезоциклов выделяют в тренировочном процессе?

7. Чем характеризуется втягивающий мезоцикл?

8. Какая тренировочная работа планируется в базовых, или развивающих мезоциклах, и каковы особенности их проведения в использовании различных моделей построения годичного цикла подготовки?

9. Какие цели реализуются в контрольно-подготовительных, или моделирующих мезоциклах?

10. Когда используется предсоревновательный, или подводящий мезоцикл, и какая работа в нем планируется?

11. Что характерно для построения соревновательного мезоцикла?

12. Какая тренировочная работа планируется в восстановительном мезоцикле?

13. Какова особенность построения мезоциклов у высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта?

14. Какие особенности следует учитывать при построении тренировочных мезоциклов у женщин?


 

Библиографический список

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

Бондарчук А.П. Метание молота. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 111 с.

Бондарчук А.П. О принципе дополнительности. – Научно-спортив-ный вестник. – 1986. – № 5. – С. 28-31.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176 с.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физич. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. книга для завершающих уровней высшего физкульт. образования. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.

Таранов В.Ф. и др. Становление и совершенствование спортивного мастерства в барьерном беге: Учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского ГИФК, 1986. – 144 с.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем характеризуется структура тренировочного макроцикла?

2. Что необходимо учитывать тренеру при выборе той или иной модели макроцикла тренировки для конкретного спортсмена?

3. Попытайтесь назвать наиболее принципиальные положения в технологии годичного планирования тренировки по модели Л.П.Матвеева.

4. Какие положения объединяют модели Л.П.Матвеева и А.П.Бон-дарчука?

5. Какие позиции Л.П.Матвеева подвергаются критике со стороны А.Н.Воробьева, А.В.Ивойлова и других авторитетных оппонентов? Что лежит в основе аргументации этих специалистов?

6. В чем положительные и отрицательные стороны скачкообразного варианта изменения нагрузок в годичном тренировочном цикле? В чем его суть? Кто его предлагает?

7. В чем принципиальные отличия двух форм долговременной компенсаторной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам?

8. В каком случае Ю.В.Верхошанский предлагает квалифицировать месячную тренировочную нагрузку как концентрированную?

9. Объясните суть и причину «разведения» средств технической и специальной физической подготовки согласно модели Ю.В.Верхошан-ского.

10. Каковы задачи использования средств ОФП согласно модели Ю.В.Верхошанского?

11. Как меняются объем и интенсивность тренировочных нагрузок в период развития спортивной формы для спортсмена, тренирующегося по модели А.П.Бондарчука?

12. Каково место собственно соревновательных упражнений в модели А.П.Бондарчука?

13. Как относится А.П.Бондарчук к разведению средств специальной физической и технической подготовки в тренировочном макроцикле?

Попробуйте схематично воспроизвести различные варианты формализованной схемы распределения основных тренировочных нагрузок при построении круглогодичной системы занятий по моделям Л.П.Матвеева, Ю.В.Верхошанского и А.П.Бондарчука.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.061 с.)