Определение и классификация микроциклов тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и классификация микроциклов тренировки



 

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких занятий, которые составляют относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий решение задач данного этапа подготовки.

Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-14 дней, однако в тренировке спортсменов наиболее распространены семидневные микрорциклы, хорошо согласующиеся с общим режимом жизни большинства из них. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют лишь в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности усиления восстановительных процессов в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.

                     
 
   
4. СТАБИЛИЗИ-РУЮЩИЕ

 

 


                                                                  

 

 

Рис. 14.1 Классификация микроциклов, включаемых в тренировочный процесс спортсменов

На рис. 14.1 представлена схема, в соответствии с которой можно классифицировать микроциклы (МЦ), наиболее часто включаемые в тренировочный процесс, в зависимости от их направленности.

Втягивающий МЦ – характеризуется невысокой суммарной нагрузочностью и направлен на подведение организма к выполнению напряженной тренировочной нагрузки.

Развивающий МЦ – характеризуется выполнением достаточно высокой нагрузки, вызывающий эффект суперкомпенсации и прирост показателей по отдельным сторонам подготовленности, но напряженность тренировочного процесса в них еще не приближается к предельному уровню.

Ударный МЦ – характеризуется наиболее высокой (близкой к предельной и предельной) суммарной нагрузочностью, и в подготовке квалифицированных спортсменов составляет основу подготовительного периода, находя применение и в соревновательном.

Стабилизирующий МЦ – применяется для удержания показателей подготовленности на достигнутом уровне, причем нагрузочность тренировки несколько снижается (как правило за счет снижения объема при сохранения достаточно высокой интенсивности).

Подготовительный МЦ – моделирует собственно соревновательные нагрузки, как бы настраивая организм на предстоящие ответственные старты.

Подводящий МЦ – непосредственно предшествует собственно соревновательному МЦ и строится в строгой взаимосвязи с ним.

Собственно соревновательный МЦ – завершающее звено подготовки, включающее само участие в ответственных соревнованиях (следует иметь в виду, что далеко не ко всем соревнованиям спортсмены подходят через «цепочку» подготовительных, подводящих и соревновательных микроциклов).

 Восстановительный МЦ имеет задачей активный отдых посредством переключения двигательных заданий, мест занятий и, особенно, путем снижения нагрузочности тренировки, как по объему, так и по интенсивности.

2. Общие основы чередования занятий с различными
по величине и направленности нагрузками

Надо четко понимать, что важно не просто реализовать в микроцикле определенный объем тренировочной работы с фиксированным набором упражнений при должной интенсивности их выполнения, не менее важно еще и правильно распределить эту нагрузку во времени.

При прочих равных условиях одна лишь разница в чередовании нагрузок и отдыха в микроцикле может, в конечном счете, привести к прямо противоположным эффектам:

– максимальному росту тренированности (что желательно);

– отсутствию всякого ее роста (работа «вхолостую»);

– «срыву» адаптации в результате переутомления (крайне нежелательный результат).

Конечно, логика организации, например, ударных микроциклов на начальных этапах большого цикла, построенного по модели Л.П.Матвеева, – в первом случае, и по модели Ю.В.Верхошанского – во втором, безусловно, различна, но сказанное выше в равной степени касается обоих случаев.

Что же необходимо учитывать, чтобы правильно построить микроцикл тренировки?

1. Необходимо знать, какое воздействие оказывают на спортсмена нагрузки, различные по величине и направленности, каковы динамика и продолжительность процессов восстановления после них, особенно после больших.

2. Важны сведения о кумулятивном эффекте нескольких различных нагрузок, о желательности или нежелательности их совместного использования в занятии.

3. Необходимо понимать, каковы пути использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений.

4. При планировании в течение дня двух или трех занятий с различными нагрузками надо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обусловливающие.

3. Соответствие величины нагрузки задачам занятия

Известно, что перед каждой тренировкой ставятся вполне определенные задачи. Если же они не ставятся, то тренер фактически соглашается с мыслью о полной неуправляемости тренировочного процесса (этот случай мы, естественно, рассматривать вообще не будем). В этой связи необходимо уметь определять необходимый оптимум нагрузочности занятия      в зависимости от его задач. В табл. 14.1 представлен материал, позволяющий ориентироваться в этом плане более или менее подробно (на примере занятий легкой атлетикой). Если же подойти к вопросу проще, то ориентиром может служить материал табл. 14.2.

Таблица 14.1 - Задачи подготовки легкоатлетов и уровень тренировочных нагрузок (по Н.Г.Озолину, Л.С.Хоменкову)

Задачи

Нагрузка в целом

Характеристики нагрузки

Объем Интен-сивн. Слож-ность Псих. напр.
Улучшение функциональных возможностей организма, повышение общей физической подготовленности С, З, Б С, Б, Макс. М, С М, С М
Создание специального функционального «фундамента» применительно к требованиям избранного вида соревновательной деятельности С, З, Б С, Б, Макс. С М, С, Б М, С
Гиперкомпенсация (восстановление функциональных возможностей с превышением донагрузочного уровня) Б С, Б, Макс. С, Б, Макс. М, С, Макс. С, Б, Макс.
Закрепление и поддержание функциональных возможностей, морфологических и биохимических изменений на достигнутом уровне С, З Б, Макс. С, Б М, С, Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Приобретение двигательных умений и навыков в технике и тактике М С, Б С, Б, Макс. М, С, Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Закрепление двигательных навыков в технике и тактике З, Б М, С Б, Макс. Б, Макс. М, С, Б, Макс.
Активное восстановление после тренировочного занятия, соревнования (активный отдых) М, С С, Б М М М
Активный отдых для ЦНС – переключение на другие упражнения С, З М С, З С, Б М, С

Условные обозначения: М – малый, С – средний, З – значительный,

                                     Б – большой, Макс. – максимальный

Таблица 14.2 - Задачи подготовки и уровень нагрузок (упрощенный вариант, по В.Н.Платонову)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.)