Конспекты занятий для детей с рас и  тмнр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты занятий для детей с рас и  тмнр



Конспекты занятий для детей с РАС и  ТМНР

Автор-составитель:

Виневская Анна Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики Таганрогского институт имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ РИНХ, руководитель лаборатории «Особый ребенок», заместитель директора по УВР МАОУ «Школа №96 Эврика-Развитие» города Ростова-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия предназначены для детско-родительского взаимодействия в процессе коррекционной работы в ситуациях вынужденной самоизоляции ребенка и родителей (карантин, заболевание).

Цель занятий: формирование или закрепление необходимых социальных и академических навыков ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Целевая группа: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) дошкольного и младшего школьного возраста.

Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить игровой материал, рисунки, игрушки, проверить ссылки на ресурс.

Стишки и потешки необходимо сопровождать действиями (описание дается в сопровождении), короткие рассказы рекомендуем читать не спеша, выделяя голосом действие героя, сопровождая действие показом «рука в руке». Это позволит  ребенку включиться в игру и получить сенсорное, аудиальное и визуальное наполнение.

Каждое занятие составлено по определенному алгоритму: приветствие (игра с мячом), инсценировка с прочтением и театрализованным действием, сенсорная игра, заключение. В заключении обязательным компонентом будет поощрение ребенка, в качестве которого может быть любимая активность ребенка или социальное подкрепление.

1. Каждое занятие должно начинаться в одно и то же время, например, в утренние часы.

2. Для создания положительного эмоционального фона начинаем занятие с приветствия, беседа с наводящими вопросами.

3. Подготовка к работе.

- Нормализуем тонус рук в игровой форме пальчиковой гимнастикой

- Уделяем внимание оценки настроения

- Проводим анализ образца с технологической точки зрения

4. Практическая часть.

- Внесение своего посильного вклада. Это вселяет в детей уверенность к себе, которая от занятия к занятию будет укрепляться.

5. Поощрительная этап.

- Подбадриваем ребенка на протяжении всего занятия, это устанавливает с ребенком положительно эмоциональный климат, удовлетворяет потребность ребенка в общении и коллективном сотрудничестве.

6. Подведение итога. Оценка работы ребенка на занятии должна носить объективный, обоснованный характер, не лишающий ребенка радости.

 

 


Коррекционные занятия занятий для детей с РАС и  ТМНР

Занятие 1.

Цель: знакомство с понятием «имя», освоение ролевой игры, развитие моторики.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Для этого занятия вам понадобятся: мяч; фигурки или рисунки комара, ягодки, птички, мышки, лягушки, тучи, солнышка; песенки Железновой 

«Мошка» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1438181538144116293&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1586079522587540-1729136980952347059000154-production-app-host-man-web-yp-103&redircnt=1586079549.1,

«Ручки» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=880336277141902540&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B8

«Веселые пальчики»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2744033530093261904&reqid=1586079659333625-533419352490524056100142-vla1-1892-V&suggest_reqid=862731193154002570796898587140978&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Ход занятия:

1. Игра с мячом.

Перекатывая мяч каждый называет свое имя и возвращает мяч. Возможны разные вариации игры: называние имен девочек, имен мальчиков, своего имени в различных уменьшительно-ласкательных вариантах, такое же называние имени ребенка и т.д.

Р. – Я - Карина, а ты? (Катит мяч)

Если ребенок затрудняется ответить, как его зовут, второй родитель может, стоя за спиной ребенка, отвечать от имени ребенка, помогая катить мяч.

2. Инсценировка сказки. Давай поиграем?

 

Заранее заготовленные фигурки или изображения: комар, ягодка, птичка, мышка, лягушка, туча, солнышко. Раздаем фигурки и рассказываем сказку.

 

Разучиваем жесты: полетела и спряталась.

 

Чтение сказки Н. Павловой «Земляничка». Во время чтения играем с фигурками. Называя персонажа, родитель активно взаимодействует с ним. При втором и третьем чтении, определяем персонажей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. (Как вариант совместного взаимодействия, можно сделать совместный рисунок).

 

Земляничка.

Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидел её комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!».

Услышала комарика птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Набежала на солнышко туча. Увидел её комар и запищал: «Дождь пойдёт: мокрый, холодный!»

Услышала комара птичка – скорей спряталась.

Услышала комара мышка – скорей спряталась.

Услышала комара лягушка – скорей спряталась.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

3. Игра с ладошками. Играем с ладошкой ребенка.

 

Ладошка — это солнышко (показываем солнышко),

А пальчики - лучи.

Поет о солнце скворушка,

Кричат о нем грачи.

Солнышко милое,

Поделись своею силою!

Просыпайтесь лучики,

Согревайтесь, рученьки.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.

 

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно упражнение.

Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так ( руки вверх, тянемся ).

Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так ( раскрываем руки ).

Список используемой литературы

1. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

3. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

4. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  


Занятие 2.

Цель: продолжениезнакомства с понятием «имя», развитие имитации с помощью движения, освоение ролевой игры, тренировка сенсорного (слухового) восприятия.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Для этого занятия вам понадобятся: мяч; фигурки или рисунки девочки Кати, мамы, солнышка, игрушек, лейки, веника, 2-3 облака; два колокольчика (большой и маленький), две нарисованные геометрические фигуры (большая и маленькая), подручные предметы.

Ход занятия:

7. Игра с мячом.

Перекатывая мяч каждый называет свое имя и возвращает мяч. Возможны разные вариации игры: называние имен девочек, имен мальчиков, своего имени в различных уменьшительно-ласкательных вариантах, такое же называние имени ребенка и т.д.

Р. – Я - Карина, а ты? (Катит мяч)

Если ребенок затрудняется ответить, как его зовут, второй родитель может, стоя за спиной ребенка, отвечать от имени ребенка, помогая катить мяч.

8. Упражнение «Делай так». Развитие имитации в движении. Взрослый показывает (хлопки, ладошки поочередно и вместе, различные движения руками и т.д.), ребенок повторяет, или второй родитель повторяют руками детей.

Развитие имитации в мимике. Взрослый улыбается, показывая сомкнутые зубы, удерживая губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), вытягивает губы в трубочку, возвращает в исходное положение. На губы можно наклеить блестки, такие же блестки можно наклеить ребенку.

3. Инсценировка сказки. Давай поиграем?

Заранее заготовленные фигурки или изображения: девочка Катя, мама, солнышко, игрушки, лейка, веник. Раздаем фигурки и рассказываем сказку.

 

Взрослый читает сказку Н.Павловой «Помощница». Во время чтения играем с фигурками. Называя персонажа, родитель активно взаимодействует с ним. При втором и третьем чтении, определяем персонажей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. (Как вариант совместного взаимодействия, можно сделать совместный рисунок).

 

Помощница.

Катя очень любит гулять в парке. Там есть карусели, горки, качели, а ещё продают воздушные шарики и вкусное мороженое.

Как-то раз Катя проснулась, позавтракала и посмотрела в окно. Солнышко светило ярко, небо было голубое, ясное.

- Мама, пойдём гулять, - закричала Катя,- погода очень хорошая!

- Пойдём, но попозже, у меня много дел, - сказала мама и пошла варить обед. Катя обиделась, села в уголок. Даже играть не стала, вот-вот заплачет.

Посидела она, посидела, да и придумала, как быстрее в парк попасть… Навела порядок на полке с игрушками. Полила цветы на подоконнике. Даже подмела пол на кухне.

- Как быстро мы с тобой с делами справились! - обрадовалась мама.

- Одевайся, пойдём на каруселях кататься.

И они отправились в парк.

 

9. Тренируем просодическую сторону речи. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох. Для упражнения понадобятся нарисованные и вырезанные фигурки солнца и туч.

Показываем солнце. Показываем, как набежали на солнце тучи? Предлагаем подуть на тучи, чтобы вышло солнышко. Родитель держит солнце за тучами. Ребенок дует. Родитель имитирует уход туч, открывая солнце.

 

Игра «Что я делаю?»

Дидактическая задача: Учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

Материал: Ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложка, два стакана с водой и др. предметы.

Ход игры: Взрослый заранее приготовил на столе необходимые предметы, накрыл их салфеткой. Он объясняет, что он будет сейчас что-то делать с разными предметами: «Внимательно слушай с закрытыми глазами. Потом скажи мне, что я делала». Затем взрослый просит закрыть глаза. Поочередно производит различные действия:

1. Берет в руки лист бумаги и рвет ее;

2. Мнет бумагу в руках;

3. Режет бумагу ножницами;

4. Размешивает в чашке воду ложечкой, позвякивая ею;

5. Переливает воду из одного стакана в другой;

6. Ударяет мячом о пол;

7. Передвигает стул и т.д.

После окончания каждого действия взрослый просит ребенка открыть глаза и сказать, что и с какими предметами делалось.

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно упражнение.

Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так ( руки вверх, тянемся ).

Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так ( раскрываем руки ).

Список используемой литературы

5. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

6. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

7. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

8. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  

 


Занятие 3.

Цель: продолжениезнакомства с понятием «имя», развитие имитации с помощью движения, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Для этого занятия вам понадобятся: изображения или фигуры башмачков, гуся, петуха, собаки; песенки Железновой 

«Мошка» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1438181538144116293&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1586079522587540-1729136980952347059000154-production-app-host-man-web-yp-103&redircnt=1586079549.1,

«Ручки» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=880336277141902540&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B8

«Веселые пальчики»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2744033530093261904&reqid=1586079659333625-533419352490524056100142-vla1-1892-V&suggest_reqid=862731193154002570796898587140978&text=%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Приветствие «Кто я?»

Взрослый встает за ребенком лицом к зеркалу. Показывает на себя и говорит «Я – Ира!», берет руку ребенка, рукой ребенка показывает на него и говорит «Я – Миша!», называя имя ребенка. Так повторяет несколько раз, смотря в зеркало. Следующее действие – называет себя, показывая, затем показывает рукой ребенка на него и говорит «Я - ….!», при необходимости подсказывая имя ребенка.

2. Упражнение «Делай так». Развитие имитации. Педагог показывает (хлопки и т.д.), дети повторяют, в том случае, если ребенок не может повторить самостоятельно, повторяет руками ребенка. Если родители повторяют руками детей, то родителям необходимо отслеживать мышечное «намерение» ребенка выполнить упражнение.

На подносе расположены разные предметы. Взрослый берет один предмет, поднимает на уровень глаз. Говорит: «Делай, как я» или «Делай так». Добиваемся выполнения команды.

Совместное выполнение упражнения. Сомкнутые губы вытягиваются вперед и удерживаются в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять»). Потом взрослый вытягивает язык, складывая его трубочкой, как будто набирает воду, слегка причмокивая при этом. Ребенок копирует движения взрослого.

3. Инсценировка сказки. Давайте поиграем?

Заранее заготовленные фигурки или изображения: башмачков, гуся, петуха, собаки. Раздаем фигурки и рассказываем сказку.

Чтение сказки Н. Павловой «Башмачки». Во время чтения играем с фигурками. Называя персонажа, родитель активно взаимодействует с ним. При втором и третьем чтении, определяем персонажей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. (Как вариант совместного взаимодействия, можно сделать совместный рисунок).

 

Башмачки.

Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.

- Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!
Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и – прыг! – на пол. А башмачки – бух! – во двор. Лежат башмачки во дворе и плачут:

- Где же тут ножки? На кого мы надеемся?
Подошел к башмачкам гусь:

- Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!

- Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!

- Го-го-го! Надевайтесь!

- Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам! Кыш, кыш!

Вот гусь и убежал.

Лежат башмачки во дворе и плачут:

- Где же тут ножки? На кого мы надеемся?

- Подошел к башмачкам петушок:

- Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!

- Нет, не наденемся. У тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках – острые когти. Нет, не наденемся!

- Ко-ко-ко! Надевайтесь!

- Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!

Вот петушок и убежал.

Лежат башмачки во дворе и плачут:

- Где же тут ножки? На кого мы надеемся?

Подошла к башмачкам собачка:

- Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!

- Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шерстка и пальчиков не видно.

- Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси-ка их нам. Здесь наша детка. Ждет свои башмачки.

Собачка прислушалась, взяла свои башмачки в зубы.

- Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!

Вот, и принесла собачка наши башмачки домой!

Вот, теперь, где башмачки! Вот, на чьих ножках!

 

4. Игра. Взрослый и ребенок садятся друг напротив друг друга. Руки в стороны,  на первые две строки стиха взрослый изображает черепаху, раскачиваясь из стороны в сторону, касаясь руками пола по очереди.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха

За … (ножки, ручки, ушки, носик и т.д.) – КУСЬ! КУСЬ!

Ребенок:

- Ой! Боюсь! Боюсь! Боюсь!

 (Прячут от черепахи названные части тела, заодно учим части тела). Повторяем 3-4 раза.

5. Поем песенки, пропевая тщательно каждый слог. Родитель сопровождает песенку действиями (используем песенки Железновой «Мошка», «Ручки», «Веселые пальчики»).

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно упражнение.

Мы за солнцем потянулись, вот так, вот так ( руки вверх, тянемся ).

Дружно солнцу улыбнулись, вот так, вот так ( раскрываем руки ).

Список используемой литературы

9. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

10. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

11. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

12. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  

 


Занятие 4.

Цель: продолжениезнакомства с понятием «имя», освоение дыхательных практик, развитие имитации с помощью движения, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Игра «Узнай по голосу»

Дидактическая задача: учить узнавать членов семьи по голосу.

Ход игры: ребенок отворачивается и ему предлагается определить, кто его позвал. Родители, играющие с ребёнком могут изменить голос (говорить более высоким, низким голосом).

 

Список используемой литературы

13. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

14. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

15. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

16. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  


Занятие 5.

Цель: продолжениезнакомства с понятием «имя», развитие имитации с помощью движения, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Игра с мячом.

Для игры понадобится мяч. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга. Взрослый называет условия игры: я называю имя девочки и кидаю тебе мяч, ты делаешь также (можно называть имена мальчиков).

Игра «Бабушкины корзинки».

Цель: развитие цветовосприятия.

Материал: шарики для сухого бассейна: красные, жёлтые и зелёные. Обручи тех же цветов.

Рассказываем небольшую историю: «Бабушка говорит, что у неё очень большой урожай яблок. Яблочки есть красные, жёлтые и зелёные. Разберём их по разным корзинкам?» 

Взрослый расставляет три обруча и разбрасывает на полу шарики-яблочки. Нужно рассортировать яблочки по цветам. Взрослый следит за правильностью выполнением задания.

Если нет обручей или шариков, заменяем обручи на цветные круги, вместо шариков можно использовать любые муляжи фруктов и овощей.

 

12. Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия).

Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать,

И веселье начинать.

 

13. Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно упражнение.

Ручку правую – вперед!

А потом ее – назад!

А потом опять вперед!

И немного потрясем!

 

Ручку левую – вперед!

А потом ее назад!

А потом опять вперед!

И немножко потрясем!

 

Список используемой литературы

17. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

18. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

19. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

20. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  

 


Занятие 6.

Цель: знакомство с глаголами,развитие моторики, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Игра с мячом.

 

Для игры понадобится мяч. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга. Взрослый называет условия игры: я называю имя девочки и что девочка делает, например «Ира бежит», и кидаю тебе мяч. Ты называешь имя другой девочки и то, что делает другая девочка, например «Катя сидит», и кидаешь мяч мне.

 

Игра с бумагой.

Показываем ребенку, как надо рвать бумагу на полоски, потом на прямоугольники и квадратики. И пусть рвет. Это основа, которую будем впоследствии оклеивать коробку. Приучайте его работать аккуратно. Например, «чтобы порванная бумага не летела на пол, давай будем складывать ее в глубокую тарелочку».

3. Инсценировка сказки. Давай поиграем?

Заранее заготовленные фигурки или изображения: трех котят и собаки. Раздаем фигурки и рассказываем сказку.

Чтение сказки Н. Павловой «Котята». Во время чтения играем с фигурками. Называя персонажа, родитель активно взаимодействует с ним. При втором и третьем чтении, определяем персонажей, с которыми будет взаимодействовать ребенок. (Как вариант совместного взаимодействия, можно сделать совместный рисунок).

 

 

Котята.

Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Уголёк был чёрный-чёрный, как уголь. Огонёк был рыжего цвета, а Снежок - белый и пушистый, как снег. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше.

Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян. Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать - не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть… Что тут делать?

И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый - его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь?

Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли!

Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать.

Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются.

Игра «Маленькая хозяйка».

Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь.

Материал: баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой, аналогичной крупе в баночках (по 2 мешочка с каждой крупой).

Ход игры:

Вариант 1. Ребёнок вместе с родителем рассматривает крупу в баночке, предлагает ее потрогать, выделяет отличительные особенности. Предлагает найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась). После сделанного выбора ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

Вариант 2. Взрослый предлагает ребёнку найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора, ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

 

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно упражнение.

Дует ветер нам в лицо (двумя руками машем на лицо).

Закачалось деревцо (руки вверх, качаем ими вправо-влево).

Ветерок все тише, тише (потихоньку опускаем руки вниз, качая вправо-влево).

Деревцо все выше, выше (ручки вверх, шевелим пальчиками).

 

Список используемой литературы

21. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

22. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

23. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

24. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  


Занятие 7.

Цель: знакомство с глаголами,развитие моторики, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Для этого занятия вам понадобятся: мяч, картонная коробка небольших размеров, ножницы, клей, наполнители – кусочки меха, крупные пуговицы, камешки, сухие макаронины, изделия из дерева вроде колец и шариков, фасоль, мелкие игрушки, природный материал вроде желудей, каштанов, шишек, фигурки, мятая бумага, ткань, цветная бумага разных цветов, зубная щетка.

Игра с мячом.

 

Для игры понадобится мяч. Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга. Взрослый называет условия игры: я называю имя мальчика и что мальчик делает, например, «Коля бежит», и кидаю тебе мяч. Ты называешь имя другого мальчика и то, что делает другой мальчик, например, «Миша сидит», и кидаешь мяч мне.

 

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно релаксационное упражнение «Холодно-жарко».

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).

 

Список используемой литературы

25. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

26. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

27. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

28. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  

 


Занятие 8.

Цель: развитие проприорецепции, освоение ролевой игры, совместная игра.

Комментарии: занятие можно проводить как со своим ребенком, играя в паре с ним, так и привлекая других детей, в этом случае порядок занятия остается тот же. Для занятий необходимо минимальное количество сопутствующего материала, который можно изготовить и нарисовать самостоятельно непосредственно перед занятием, а также игровой инвентарь – мяч, скакалка, обручи и т.д.

Упражнение «Часики».

Взрослый делает упражнение, показывая, как правильно делать. Ребенок может смотреть в зеркало. Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому, то к правому углу рта. Повторить 5-10 раз.

 

Заключение. Хвалим ребенка и делаем совместно релаксационные упражнения.

 Муравей.

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

 

Водопад.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий, белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим чудесным водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он струится по лбу…, голове…, шее… Белый свет течёт по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт всё дальше по груди, по животу.… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как он обтекает всё ваше тело. Оно становится мягким и расслабленным. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Список используемой литературы

29. Виневская А.В. Игры, стишки, потешки. Методический материал для индивидуальных и групповых занятий с детьми.-Ридеро. 2016.

30. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.-Гном и Д, 2008.

31. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.- М. – Эксмо, 2003.

32. Павлова Н. Сказки https://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki  

 

Конспекты занятий для детей с РАС и  ТМНР

Автор-составитель:

Виневская Анна Вячеславовна, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики Таганрогского институт имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ РИНХ, руководитель лаборатории «Особый ребенок», заместитель директора по УВР МАОУ «Школа №96 Эврика-Развитие» города Ростова-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия предназначены для детско-родительского взаимодействия в процессе коррекционной работы в ситуациях вынужденной самоизоляции ребенка и родителей (карантин, заболевание).

Цель занятий: формирование или закрепление необходимых социальных и академических навыков ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Целевая группа: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) дошкольного и младшего школьного возраста.

Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить игровой материал, рисунки, игрушки, проверить ссылки на ресурс.

Стишки и потешки необходимо сопровождать действиями (описание дается в сопровождении), короткие рассказы рекомендуем читать не спеша, выделяя голосом действие героя, сопровождая действие показом «рука в руке». Это позволит  ребенку включиться в игру и получить сенсорное, аудиальное и визуальное наполнение.

Каждое занятие составлено по определенному алгоритму: приветствие (игра с мячом), инсценировка с прочтением и театрализованным действием, сенсорная игра, заключение. В заключении обязательным компонентом будет поощрение ребенка, в качестве которого может быть любимая активность ребенка или социальное подкрепление.

1. Каждое занятие должно начинаться в одно и то же время, например, в утренние часы.

2. Для создания положительного эмоционального фона начинаем занятие с приветствия, беседа с наводящими вопросами.

3. Подготовка к работе.

- Нормализуем тонус рук в игровой форме пальчиковой гимнастикой

- Уделяем внимание оценки настроения

- Проводим анализ образца с технологической точки зрения

4. Практическая часть.

- Внесение своего посильного вклада. Это вселяет в детей уверенность к себе, которая от занятия к занятию будет укрепляться.

5. Поощрительная этап.

- Подбадриваем ребенка на протяжении всего занятия, это устанавливает с ребенком положительно эмоциональный климат, удовлетворяет потребность ребенка в общении и коллективном сотрудничестве.

6. Подведение итога. Оценка работы ребенка на занятии должна носить объективный, обоснованный характер, не лишающий ребенка радости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 8898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.238.141 (0.293 с.)