Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

Поиск

Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Администрация Северодвинска уполномочена осуществлять государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими, и лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, при отсутствии у них близких родственников.

Администрация Северодвинска осуществляет:

- предоставление государственных услуг в сфере опеки и попечительства;

- защиту личных, имущественных и жилищных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации;

- деятельность по развитию семейных форм устройства детей;

- профилактику «вторичного сиротства», повышение педагогической грамотности приемных родителей;

- деятельность по организации школы опекунов;

- деятельность по развитию института профессиональных опекунов.

 

Осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими, и лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, при отсутствии у них близких родственников:


Количество граждан, состоящих на учете:

Таблица 21.1.

  на 31.12.2016 на 31.12.2017 на 31.12.2018 на 31.12.2019
Недееспособные 240 (из них опека не установлена – 6 чел.) 250 (из них опека не установлена – 7 чел.) 259 (из них опека не установлена – 10 чел.) 281 (из них опека не установлена – 11 чел.)
Ограниченные в дееспособности 1 1 1 1
Под патронажем 17 17 15 15

 

На 31.12.2019 на учете состоял 281 недееспособный гражданин, 1 ограниченный в дееспособности и 15 граждан, находящихся под патронажем. В 2019 году вновь установлена опека или были помещены под надзор 68 недееспособных граждан. В 2019 году направлено 20 заявлений в суд (в 2018 году – 17 заявлений) о признании гражданина недееспособным; подготовлены проекты муниципальных правовых актов (постановления, распоряжения) – 298 (в 2018 году – 199); проведено 956 посещений (в 2018 году – 805) с целью обследования условий жизни недееспособных, сохранности имущества.

Обеспечено представительство Администрации Северодвинска как органа опеки и попечительства в 146 судебных заседаниях (в 2018 году – 124): о признании недееспособными – 144, о применении принудительных мер медицинского характера – 2.

В 2019 году продолжена работа школы опекунов, подготовлены 42 кандидата в опекуны. Проведено 208 консультаций по вопросам опеки, попечительства. В целях информирования более широкого круга населения Северодвинска по вопросам опеки и попечительства, в том числе о возможности быть профессиональным опекуном, в эфире телевизионной компании ЗАО «СТВ» показан сюжет на тему опекунства над недееспособными гражданами и о профессиональной опеке.

В 2019 году осуществлен надзор за деятельностью ГБСУ АО «Северодвинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и ГБУЗ АО «Северодвинский психоневрологический диспансер». Нарушений в деятельности учреждений не выявлено.

Осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:

В 2019 году сохраняется тенденция по снижению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования «Северодвинск».

По состоянию на 01.01.2020 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 428 человек (2018 – 491 человек, 2017 – 578 человек, 2016 – 638 человек, 2015 – 688 человек, 2014 – 757 человек), что составляет 1,2 % от общего количества детского населения Северодвинска (это на 0,1 % меньше, чем в предыдущем году).

Из общего количества детей, оставшихся без попечения родителей:

- воспитывается в семьях 331 ребенок или 77,3 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Северодвинска. В 2019 году по сравнению с предыдущим годом увеличился удельный вес количества приемных детей (на 3,6 %);

- в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются 96 детей или 22 % от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Северодвинска, что на 22 % меньше, чем в 2018 году.

В отчетном году выявлено 69 детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 10,4 % меньше показателя 2018 года. Это обусловлено, прежде всего, оперативной и системной работой отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними и учреждений системы профилактики безнадзорности.

Основными причинами социального сиротства являются лишение либо ограничение в родительских правах, оставление детей в организациях при помещении временно.

Причины выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном образовании «Северодвинск»:

Таблица 21.2

Причины / год 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. Динамика %
Смерть 8 11,6 % 3 3,9 % 7 9,1 % 7 11,7 % +167 %
Лишение родительских прав/ ограничение Из них: 31 44,9 % 30 39 % 26 33,7 % 17 28,3 % +3 %
лишение родительских прав 21 30,4 % 26 33,8 % 18 23,4 % 10 16,7 % -19 %
ограничение в родительских правах 10 14,5 % 4 5,2 % 8 10,4 % 7 11,7 % +150 %
Осуждены, заключены под стражу 10 14,5 % 6 7,7 % 5 6,5 % 2 3,3 % +67 %
Оставлены матерями в учреждениях здравоохранения (согласие на усыновление) 2 2,9 % 1 1,3 % 6 7,8 % 3 5 % + 100 %
Акт об оставлении в организации при помещении временно 17 24,6 % 33 42,9 % 25 32,5 % 17 28,3 % - 48 %
Акт об оставлении матерью, не предъявившей документа 0 1 1,3 % 0 0 -100 %
Акт об отобрании 0 2 2,6 % 7 9,1 % 14 23,3 % - 100 %
Решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения 0 0 1 1,3 % 0 0 %
Решение суда об исключении из актовой записи о рождении сведений об отце 1 1,5 % 1 1,3 % 0 0 0 %

 

За отчетный 2019 год выявлено 69 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроено в семьи граждан вне зависимости от времени выявления – 86 детей (124,6 % от числа выявленных). Динамика устройства детей остается положительной.

Количество воспитанников государственных учреждений в 2019 году уменьшилось на 27 детей и составило 96 человек. В 2019 году устроено в организации для детей-сирот, дома ребёнка и учреждения социальной защиты (дома-интернаты) 19 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории Северодвинска, а передано на воспитание в семьи граждан из организаций и домов ребёнка 43 ребенка, из которых 72 % (31 ребенок) – это дети в возрасте от 0 до 3 лет. Данное обстоятельство обусловлено тем, что возрастной состав детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлен воспитанниками в возрасте от 0 до 3 лет и от 7 до 18 лет, среди которых преобладают дети подросткового возраста, а кандидаты в замещающие родители изъявляют желание принимать в семьи детей раннего возраста.

С 18.11.2018 на территории Северодвинска успешно реализуется проект наставничества «Два капитана: вместе открываем новые возможности». Проект реализуется ГБУ АО «Северодвинский детский дом» при поддержке Администрации Северодвинска и содействии Благотворительного фонда «Арифметика добра». Проект имеет долгосрочный характер. За период реализации в Северодвинске обучение прошли 19 кандидатов в наставники. Из них 15 кандидатов стали наставниками для 15 детей из ГБУ АО «Северодвинский детский дом» и ГБУ АО «Детский дом «Беломорец». На всех этапах наставников и детей сопровождали педагоги-психологи, которые провели 176 индивидуальных консультаций участников проекта. На V региональной выставке-форуме «Вместе – ради детей» проект «Два капитана» занял первое место в номинации «Наставник вместе, а не вместо!» занял I место. Далее проект был представлен на Х всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей» (г.Калуга). Реализация проекта продолжается в настоящее время.

С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в Северодвинске реализуется подпрограмма «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Под защитой семьи» муниципальной программы «Социальная поддержка населения Северодвинска».

Администрацией Северодвинска проводится системная работа по профилактике социального сиротства с семьями социального риска. На учете в отделе опеки и попечительства над несовершеннолетними на конец отчетного периода состоят 159 детей из семей, находящихся в социально опасном положении. В течение 2019 года специалистами направлены предложения в межведомственные планы по 115 семьям.

За 2019 год специалистами отдела опеки осуществлен 631 выход в семьи граждан с целью профилактики социального сиротства, выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определения вида устройства несовершеннолетних.

Специалисты отдела опеки приняли участие в 14 межведомственных оперативных рейдах по семьям, находящимся в социально опасном положении, в том числе в рамках оперативно-профилактических мероприятий.

Подготовлено 3015 запросов информации для организации работы с семьями (в учреждения системы профилактики, по месту работы родителей, в жилищные организации и пр.).

В отделе опеки и попечительства проведено 72 заседания Совета по работе с семьей, на которых рассмотрены вопросы о ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями своих обязанностей. К участию в работе Совета привлекались специалисты из учреждений системы профилактики. Родители были предупреждены об ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В 2019 году фактов отобрания у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью не было.

Специалистами подготовлено 39 исков о лишении родительских прав, ограничении в правах, из них удовлетворены 26 исков, по 7 искам получен отказ в удовлетворении, остальные находятся в стадии рассмотрения.

За отчетный период 93 родителя лишены родительских прав (в 2018 – 81) и 23 ограничены в правах (в 2018 – 12), из них 21 – вследствие ненадлежащего поведения.

Несмотря на то, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшается, количество детей, находящихся в семьях социального риска остаётся достаточно большим, поэтому одной из основных задач органов опеки остаётся работа по профилактике социального сиротства с целью сохранения для ребёнка биологической семьи.

С целью осуществления надзора над деятельностью опекунов в 2019 году проведена 881 проверка условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

- условий жизни детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 19 (плановых – 8, внеплановых – 11);

- деятельности опекунов (попечителей), приемных родителей, условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой, в приемных семьях – 862 (плановых – 858, внеплановых – 4).

По результатам проведенной работы 8 опекунов (попечителей), приемных родителей были привлечены к административной ответственности.

По инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка с 1 приемным родителем был досрочно расторгнут договор о приемной семье.

В целях организации межведомственного взаимодействия специалисты отдела опеки и попечительства приняли участие в 63 совещаниях учреждений системы профилактики.

Администрация Северодвинска в соответствии с возложенными на нее полномочиями осуществляет контроль жилищных и имущественных прав несовершеннолетних.

При Управлении социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска работает комиссия по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, которая в 2019 году провела 13 заседаний, где было рассмотрено 17 заявлений граждан, из которых 8 гражданам отказано в удовлетворении их заявлений в связи с нарушением законными представителями прав несовершеннолетних.

Администрация Северодвинска принимала участие в судебных процессах, в которых рассматривались исковые заявления, затрагивающие жилищные и имущественные права несовершеннолетних. В 2019 году подготовлено 167 заключений в суд, в которых анализировались права 203 несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверена сохранность 263 жилых помещений Северодвинска, находящихся в муниципальной собственности, собственности несовершеннолетних, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, из них 92 – по запросам из других регионов. Составлены акты проверки с оценкой состояния сохранности жилых помещений. По итогам проверки направлены письма в управляющие жилищные организации, ресурсоснабжающие организации о взыскании в судебном порядке с нанимателей жилых помещений задолженности по оплате содержания жилья, коммунальных услуг, а в случае имеющихся судебных решений направления требований в службу судебных приставов для принятия всех определенных законом мер к ответчикам-нанимателям для исполнения судебных решений. По 78 иногородним подопечным, воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлены письма в администрации регионов с просьбой контроля за сохранностью закрепленных за несовершеннолетними жилых помещений. Опекуны (попечители), приемные родители ознакомлены с ответами, им разъясняется необходимость контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за подопечными, даются необходимые рекомендации. Организована проверка сохранности 49 жилых помещений, предоставленных лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения.

На 01.01.2020 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Северодвинске, – 257 человек.

В 2019 году приобретено 20 квартир для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального и специализированного найма. Предоставлено 27 квартир, из них 2 – по договору социального найма, 25 – по договору специализированного найма (4 ‑ приобретенные в 2018 году, 1 – отремонтированная после выселения лица из числа детей-сирот, 20 – приобретено в 2019).

В жилых помещениях маневренного фонда проживают 64 человека, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2019 году за счет средств городского бюджета отремонтированы 2 квартиры на сумму 691 660 руб.:

- двухкомнатная квартира, закрепленная за несовершеннолетними. Стоимость ремонта – 400,0 тыс. руб.;

- однокомнатная квартира, закрепленная за несовершеннолетней. Стоимость ремонта – 291,7 тыс. руб.

В 2019 году в отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними обратилось 105 человек в возрасте старше 18 лет с вопросами реализации жилищных прав.

Исполняя государственные полномочия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подготовлен 621 иск и заключения в суды. Количество случаев представительства Администрации Северодвинска как органа опеки и попечительства над несовершеннолетними в судах остается высоким – 683.

Управлением социального развития, опеки и попечительства, исполняющим государственные полномочия по опеке и попечительству, предоставляется 18 государственных услуг и 1 муниципальная услуга. В 2019 году оказана 941 государственная услуга и 6 муниципальных услуг; подготовлено проектов муниципальных правовых актов – 2363 (на уровне 2018 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.008 с.)