Грузовая и зачистная системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грузовая и зачистная системы.



Грузовая система предназначена для погрузки и выгрузки груза, перемещения груза из танка в танк, а также приема и слива балласта.

Грузовая система состоит из грузовой магистрали, грузовых насосов, манифольда, приемных патрубков в танках и арматуры.

Грузовая магистраль включает систему трубопроводов, соединенных между собой фланцами. Они должны иметь надежное электрическое соединение.

Трубопроводы на палубе и в грузовых танках должны быть надежно закреплены и снабжены компенсаторами. На трубопроводах устанавливаются устройства для слива жидкости и фильтры, а также манометры на напорных магистралях грузовых и зачистных трубопроводов. Каждый приемный и отливной трубопровод у входа в танк должен иметь по одному запорному клапану (клинкету) с ручным приводом, независимо от наличия дистанционного управления.

 

Зачистная система трубопроводов предназначена для зачистки (подбора) остатков груза, которые невозможно откачать грузовыми насосами, при уровне груза в танке 1-1,5 м. Магистраль состоит из трубопроводов меньшего диаметра, схема дублирует грузовую магистраль. Система подключается к грузовой магистрали. Трубопроводы грузовой и балластной системы размещаются в тоннеле двойного дна под грузовыми танками. Доля груза, подлежащего зачистке, составляет 0,04-0,12%.

Грузовые насосы предназначены для выгрузки нефтепродуктов из грузовых танков, перемещение груза из танка в танк, слива балласта. На танкерах устанавливается не менее двух взаимозаменяемых насосов. Их общая производительность должна составлять 10% от дедвейта. В качестве грузовых насосов используются следующие типы: центробежные, поршневые и винтовые.

Гибкие грузовые шланги. Для соединения грузовой магистрали танкера с береговой грузовой магистралью используются гибкие шланги.

Стендер - металлическое грузовое береговое устройство, состоящее из шарнирносочлененных труб для присоединения их к судовой грузовой магистрали (к манифольду). В состав стендера может входить постоянно присоединенный шланг.

Манифольд — приемное устройство для соединения береговых грузовых шлангов с грузовой магистралью танкера. Манифольд устанавливается на миделе танкера, на расстоянии не менее 4,6 метра от правого и левого борта. Манифольд состоит из комплекса трубопроводов, один конец которых с помощью фланцев присоединен к палубной грузовой магистрали, второй конец оборудован приемным патрубком и запорным клапаном и предназначен для подсоединения к нему гибкого шланга береговой грузовой магистрали. Манифольд смонтирован на рабочей платформе, под приемными патрубками установлен сливной танк.

Для подъема гибкого шланга у правого и левого борта танкера в районе манифольда устанавливается шлангоподъемник - грузовая стрела или кран, а также опоры для шлангов.

 

Газоотводная система.

Газоотводная система танкеров предназначена для удаления газовоздушной смеси (паров) из грузовых танков в атмосферу в процессе погрузки и для заполнения освобождающихся объемов грузовых танков атмосферным воздухом в процессе выгрузки при отсутствии системы инертных газов. В период плавания танкера с грузом и при его стоянке с грузом газоотводная система предотвращает накопление опасного избыточного давления паров или разрежения в танках в связи с температурными изменениями объема груза. Помимо этого, общим назначением газоотводных систем в целях противопожарной безопасности является предотвращение загазованности открытых палуб танкера.

 

Система инертных газов.

Поскольку удаление паров нефтепродуктов, плотность которых больше плотности воздуха, через газоотводную систему не всегда оказывается эффективным, может возникать реальная опасность взрывов и пожаров. По этой причине разработки в направлении повышения живучести судна предопределили появление системы инертных газов. Основное назначение этой системы — уменьшить концентрацию кислорода в атмосфере грузовых танков и сделать эту атмосферу невзрывоопасной.

Инертный газ подается в грузовые танки в следующих ситуациях:

— при выгрузке для заполнения освобождающихся объемов танков;

— перед погрузкой для создания в танках инертной среды;

— при переходе с грузом для поддержания в свободныхобъемах танков избыточного давления и инертной среды;

— при мойке танков для поддержания в них инертной среды.

Состав инертных газов примерно следующий – кислород 5-6%, углекислый газ 1314%, азот 75-80%, пары воды.

 

Система орошения.

В летнее время при нагревании корпуса (особенно верхней палубы) происходит интенсивное испарение нефтепродуктов. Чтобы снизить интенсивность испарения, палубу охлаждают, производя ее орошение водой. Для этого служит специальная система орошения.

Под переходным мостиком проложен трубопровод с отростками, идущими на оба борта. Этот трубопровод подсоединен к пожарной магистрали, от которой подводится забортная вода и распрыскивается по палубе через распылители. При испарении вода отбирает тепло от металла палубы и тем самым снижает температуру паров в танке; следовательно, уменьшается интенсивность испарения.

 

Система подогрева груза.

Система подогрева груза предназначена: для исключения кристаллизации (затвердевания) грузов, имеющих высокую

температуру плавления; уменьшения вязкости высоковязких грузов;

поддержания определенного температурного режима с целью сохранения качества груза.

Существует несколько систем подогрева. Однако широкое применение получила система, в которой в качестве греющих элементов используются трубопроводы, выполненные в виде змеевика.

Змеевики прокладываются на высоте около 150 мм от днища танка. Лучшим материалом для изготовления труб змеевика является нержавеющая сталь. Она нейтральна к большинству перевозимых грузов, прочна и долговечна. В качестве теплоносителя используется насыщенный пар, горячая вода или масло. Производительность системы подогрева должна обеспечивать повышение температуры груза от 40 °С до 70 °С в течение четырех суток при температуре забортной воды 5 °С.

 

Эксплуатация танкера.

Под эксплуатацией танкера понимаются следующие этапы его работы: подготовка танкера к погрузке, погрузка танкера, контроль в рейсе за параметрами груза, выгрузка танкера, балластный переход, зачистка и мойка танков, дегазация. Все этапы работы танкера строго регламентированы международными и национальными правилами, рекомендациями и ГОСТ.

 

 

Подготовка танкера к погрузке.

Подготовка к погрузке производится в следующей последовательности:

1. Грузоотправитель до начала погрузки обязан представить капитану Декларацию (информацию) о грузе, в которой указываются данные о грузе: наименование груза и его физико-химические свойства, виды опасности, требования к чистоте танков и технологический режим перевозки. На основании Декларации производится дополнительная зачистка танков, а в случае необходимости - инертизация. Подготовленные танки предъявляются представителю грузоотправителя для осмотра и пригодности к приему данного груза. Составляется Акт о пригодности танков к погрузке.

2. Составляется и согласовывается с грузоотправителем и терминалом Предварительный грузовой план (ПГП). При перевозке однородного груза его распределение по танкам производится в соответствии с требованиями Информации капитану об остойчивости и прочности судна и рекомендациями Заводской инструкции. Ввиду больших нагрузок, которые испытывает танкер на изгиб в процессе погрузки, особенно рейдовой, и при плавании с грузом, его продольная прочность проверяется по изгибающим моментам и перерезывающим силам в определенных сечениях. Остойчивость танкера, как правило, удовлетворительная, несмотря на наличие свободных поверхностей жидкости.

В случае если часть танков загружается не полностью, то необходимо заполнить полностью центральные танки, а бортовые оставить полупустыми, уменьшая этим свободную поверхность жидкости.

При перевозке одновременно нескольких сортов груза во избежание их смешивания необходимо каждый сорт груза распределить по группам танков, которые отделены друг от друга коффердамом или минимум двумя секущими клинкетами.

3. Составляется и согласовывается с терминалом Технологический план-график обработки судна - ТПГОС. В портах России плановая скорость налива для каждого типа танкера публикуется в «Своде обычаев порта», в иностранных портах в «Guide to Ports», там же указываются диаметры фланцев береговых трубопроводов. Информация о скорости налива может быть также получена от фрахтователя или агента. В зависимости от способа погрузки, скорости налива и диаметра грузового трубопровода рассчитывается производительность налива. Используя производительность налива, рассчитывается время заполнения каждого танка или группы танков, в целом время грузообработки танкера.

ТПГОС представляется в виде Технологической таблицы. Технологическая таблица налива груза и слива балласта должна содержать:

- порядковый номер последовательности налива танков;

- оперативное время операции по заполнению каждого танка или группы танков;

- наименование операции, номер заполняемого танка или группы танков, интенсивность их налива;

- наименование и номер клинкетов, которые открывают при заполнении указанных танков;

- наименование грузовой магистрали, используемой для заполнения танков; - допустимый уровень взлива груза в танке или высота пустоты.

На основе расчетов, выполненных в Технологической таблице, строится График времени грузообработки танкера.

Последовательность налива груза и слива балласта составляется с учетом обеспечения продольной прочности танкера в процессе всех операций, избежания большого дифферента и касания грунта. Обычно с этой целью налив производится в средние танки танкера с попеременным переходом на носовые и кормовые танки. При этом танкер на всех этапах эксплуатации и видах операций с целью сохранения мореходных качеств должен иметь нагрузку не менее '/з дедвейта.

4. Взаимодействие танкера с терминалом перед грузовыми операциями включает также следующие согласования и условия:

- терминал представляет танкеру следующую информацию: грузовой список и предпочтительный порядок погрузки, содержание в грузе токсичных компонентов (бензол) и давление паров груза, максимальную интенсивность погрузки, резервное время для нормальной остановки берегового насоса, систему связи для контроля погрузки, включая сигнал экстренной остановки;

- танкер представляет терминалу следующую информацию: ПГП и ТПГОС, допустимую интенсивность погрузки и при завершении погрузки, допустимое давление грузового трубопровода, размещение, состав и количество балласта и отстоев, количество инертного газа, предполагаемый метод выпуска паров;

- лист контроля безопасности на судне и берегу включает свыше 30 вопросов, которые должны быть согласованы между администрацией танкера и терминала. Вопросы относятся к безопасности стоянки танкера у причала, принятию мер безопасности при грузообработке, предотвращению загрязнения, пожаробезопасности и т.д.

5. Подготавливается грузовая система до начала погрузки:

- проверить на герметичность грузовую и зачистную магистрали;

- произвести тщательную очистку фильтров грузовой и зачистной магистрали, грузовых и зачистных насосов;

- проверить все клинкеты грузовой системы на полное открытие и закрытие, легкость хода, особенно зимой;

- проверить исправность арматуры (механизмов) танков: крепление трапов, поручней, трубопроводов, штоков, крышек расширителей и т.д., а также лючки для мойки танков;

- отрегулировать на заданное давление газоотводную систему;

- произвести техническую проверку систем подогрева, орошения и противопожарной системы;

- убедиться в надежности заполнения грузовых танков инертным газом;

- при подготовке к погрузке разных сортов груза проверить на герметичность те переборки смежных танков, в которые предполагается разместить грузы разных сортов;

- спрессовать клинкеты грузовой и зачистной магистралей на отсутствие пропусков, о чем сделать запись в судовом журнале; секущие клинкеты грузовой и зачистной магистралей между танками с разными сортами груза должны быть обжаты, перевязаны и опломбированы. Об этом должен быть составлен акт и сделана запись в судовом журнале.

6. Производится шланговка - присоединение с помощью гибкого шланга берегового грузового трубопровода к манифольду грузовой магистрали танкера. Операция осуществляется терминалом, но может производиться силами судового экипажа по заявке фрахтователя за определенную плату. В месте соединения устанавливается поддон, подносятся опилки, песок, ветошь, кошма и огнетушители.

Все шпигаты на палубе должны быть заглушены. Одновременно со шланговкой производится заземление танкера. 

 

Погрузка танкера.

До начала погрузки в танки опускают до днища подвесные линейки с водочувствительной пастой для определения количества воды в грузе.

Погрузка должна производиться в строгом соответствии с разработанным и согласованным ТПГОС, с рекомендациями «Наставления по предотвращению загрязнения с судов», «Инструкцией по проведению грузовых операций».

После тщательной проверки правильности подготовки грузового устройства, закрытия забортных кингстонов и выполнения всех мер пожарной безопасности грузовой помощник с разрешения капитана подает сигнал на берег о начале налива небольшой скоростью (300—400 т/ч), чтобы убедиться в надежности соединения шлангов и правильности поступления груза.

В случае даже незначительного пропуска груза в соединениях шлангов необходимо немедленно остановить погрузку, поджать болты и струбцины или же перешланговаться. Если все нормально, начинают налив полной нормой.

Налив производят в соответствии с карго-планом, концентрируя внимание на моментах перехода с танка на танк. Грузовой помощник капитана не только дает указание вахтенным матросам, какие клинкеты грузовой магистрали следует открывать, но и присутствует при этой операции. После того как все нужные клинкеты будут открыты, он должен пройти вдоль всей магистрали и проверить, правильно ли выполнены его указания. Как показывает опыт, чаще всего забывают открыть какой-либо из секущих или кольцевых клинкетов.

Перед переходом с танка на танк следует проверить легкость открытия клинкета порожнего танка. Закрывать клинкет загруженного танка нужно несколько медленнее, чем открывается клинкет порожнего танка, чтобы случайно не создать большое давление в грузовой магистрали, которое может вызвать разрыв гибких шлангов. Однако при этом необходимо следить за скоростью наполнения танка во избежание перелива груза. Рекомендуется делать переходы с танка на танк таким образом, чтобы всегда оставались открытыми не менее трех грузовых клинкетов. При погрузке танкеров, оборудованных гидравлическими клинкетами, следует быть особо внимательным в морозную погоду, так как в этом случае скорость срабатывания системы снижается.

При открывании грузового клинкета его сначала открывают до отказа, а затем поворачивают на четверть оборота обратно, чтобы убедиться, не заело ли клинкет в открытом положении. Когда нужно закрыть грузовой клинкет, его сначала закрывают до отказа, затем открывают на один-два оборота и потом закрывают совсем. Это делают для того, чтобы ржавчина или посторонние предметы, попавшие вместе с потоком груза между дисками клинкета и помешавшие полному закрытию, были промыты и клинкет закрылся плотно.

Если давление в грузовом трубопроводе в начале погрузки резко увеличивается, необходимо немедленно прекратить грузовые операции и еще раз проверить правильность открытия всех клинкетов, участвующих в грузовой операции, и только после этого возобновить погрузку.

Во время погрузки вахтенные матросы постоянно следят за уровнем грузов в танках и заблаговременно (при пустоте 2 - 2,5 м) докладывают грузовому помощнику об окончании погрузки в танке.

В круг обязанностей вахтенных матросов входит также наблюдение за креном судна и выравнивание его по указанию грузового помощника путем перекрытия соответствующих клинкетов. При одновременной погрузке нескольких танков крен судна лучше всего выравнивать одной парой танков, а именно той, которая ближе всего расположена к корме, так как вследствие дифферента на корму груз в эти танки поступает легче, чем в другие.

Чтобы избежать крена в начале погрузки; когда танки еще пустые, нужно прикрыть на два-три оборота грузовые клинкеты ближних к магистрали танков, иначе основная масса груза пойдет по более коротким трубам, т. е. в ближайшие от основной магистрали танки, и вызовет крен судна.

Погрузку в танки производят до заранее рассчитанных пустот, которые контролируют с помощью системы автоматического дистанционного замера уровня груза.

Рассчитывая остаточные пустоты, грузовой помощник капитана обязан учитывать высоту подпалубного набора. Пустота не должна быть меньше высоты набора, иначе в последний момент погрузки почти неизбежен перелив груза на палубу.

Грузовой помощник капитана должен планировать грузовые операции так, чтобы окончание погрузки каждого танка приходилось на разное время. Если погрузка нескольких танков будет оканчиваться одновременно, можно не успеть переключить поток груза со всех этих танков в другие и в результате возможно переполнение танков и перелив груза.

Для точной загрузки танкера грузовой помощник должен вести контроль количества принятого груза по пустотам. Когда все танки, кроме концевых, будут загружены, он рассчитает количество принимаемого в них груза с учетом действительных пустот и дает соответствующие указания вахтенным матросам.

Во время грозы погрузка нефтепродуктов первого и второго разрядов не разрешается. Необходимо погрузку прекратить и закрыть все отверстия и лючки у грузовых танков и клинкеты грузовых магистралей. Кроме этого, должны быть закрыты клапаны на газоотводной системе. Погрузку следует также периодически прекращать в безветренную погоду, когда возможно значительное скопление паров нефтепродуктов на грузовой палубе.

Погрузка нефтепродуктов первого и второго разрядов должна производиться только закрытым способом, т. е. путем соединения фланцев грузовых шлангов с приемником грузовой магистрали, не допускающей свободного падения струи нефтепродукта в танке. Это делается во избежание интенсивного газообразования и скопления статического электричества.

При погрузке светлых нефтепродуктов, до тех пор, пока набор днища грузовых танков не покроется грузом и грузовая магистраль не освободится от остатков балластной воды, не рекомендуется увеличивать скорость движения груза в трубопроводе больше, чем 1 м/сек, иначе в грузовых танках может образоваться большое количество статического электричества. В последствии скорость погрузки можно увеличить до нормы, но не рекомендуется скорость движения груза по трубопроводу увеличивать больше 12 м/сек.

За полчаса до окончания погрузки грузовой помощник должен предупредить об этом представителя нефтебазы.

После окончания погрузки осушают шланги продуванием их в один из судовых танков при помощи береговых или судовых насосов. После освобождения грузовых шлангов от остатков груза все судовые клинкеты должны быть тщательно закрыты.

В течение всей погрузки на судне должен быть установлен строгий противопожарный режим. На грузовой палубе в это время разрешается находиться только лицам, участвующим в погрузке танкера.

Старший помощник капитана должен следить за тем, чтобы в процессе погрузки матросы своевременно подбирали швартовные концы. Если этого не делать, неожиданный порыв ветра или волна от проходящего вблизи судна могут отжать танкер от причала и вызвать разрыв шлангов, по которым поступает груз.

 

Подсчет количества груза.

Перед определением количества груза необходимо прежде всего установить, имеется ли в танках вода. Во всех случаях в груженых танках не должно быть воды.

Вода в танках появляется при недостаточно тщательной выкачке балласта или если оставшийся после выкачки балласт не спущен из трубопроводов. Вода может попасть в танки вместе с грузом, так как в некоторых береговых резервуарах груз хранится на так называемой водяной подушке. Кроме того, береговые трубопроводы часто прокачивают водой (при перекачивании грузов различных сортов) и остатки ее могут вместе с первым броском груза попасть в танки. Вода может попасть в танки через бортовой кингстон или поврежденный корпус судна.

Если грузовой помощник капитана не обнаружит воду в порту погрузки и вода будет обнаружена в танках только в порту выгрузки, ответственность за качество и количество груза ложится на судно.

Проверку танков на присутствие воды на днище производят обычно стальной рулеткой или подвесным метроштоком (дюймовиком), прикрепляя к ним водочувствительную бумагу или нанося тонкий слой специальной водочувствительной пасты.

При обнаружении воды в танках наличие ее измеряют по высоте взлива, затем определяют кубатуру по калибровочной таблице судна и фиксируют в акте. При подсчете количества погруженного груза найденную кубатуру воды исключают из общей кубатуры груза.

Если в грузовых танках, где обнаружена вода, находится груз, боящийся обводнения (например, масло), то он должен быть выгружен на берег и в сухие танки погружена новая партия груза.

Если в танке при любом грузе обнаружено большое количество воды, поступившей с нефтебазы вместе с грузом, то она также должна быть выкачана на нефтебазу, а в танки догружен необводненный груз. На обводнение базой груза и вызванную этим задержку танкера составляется акт с указанием виновной стороны.

После проверки танков на присутствие воды производят обычный замер количества груза.

Перевозимые нефтепродукты учитывают в весовых единицах. Вес принятого на танкер груза можно определить двумя способами.

Сущность первого способа состоит в замере средней осадки судна до и после погрузки. Этот способ легко осуществим, но его недостаточная точность не может удовлетворить ни грузоотправителя, ни судовладельца. Наблюдая за осадкой, грузовой помощник капитана может лишь приблизительно установить, сколько на судно принято нефтепродуктов и сколько еще осталось погрузить. Таким образом, этот способ служит для ориентировки и контроля.

Наиболее распространен при приеме и сдаче нефтепродуктов второй способ, по которому количество груза рассчитывают на основе определения объема и удельного веса (плотности) нефтепродуктов. Второй способ значительно точнее первого.

Для определения количества принятого нефтепродукта на каждом танкере имеются таблицы емкости грузовых танков, называемые иначе калибровочными.

Калибровочные таблицы для всех емкостей танкера обычно рассчитывает заводстроитель; объем дается на каждые 10— 20 см высоты танка. При помощи калибровочных таблиц кубатуру груза подсчитывают или замером пустот, или замером взлива. Измерение проводится не менее двух раз с точностью отсчета до 1 мм.

Полученные в результате замеров величины пустот в танках, а также определенные при взятии проб температура и плотность груза используются для определения количества груза, принятого к перевозке. Для этого с помощью калибровочных таблиц определяют объем груза в каждом танке. Затем объемы груза в танках складывают и получают суммарный объем груза. В суммарный объем следует включать объем груза, оставшегося в трубопроводе. Если теперь объем груза умножить на плотность, то получится количество погруженного груза. Однако поскольку в танках может быть груз с различной плотностью либо температура груза в танках неодинакова, иногда приходится либо рассчитывать количество груза по отдельным партиям, либо приводить плотность груза к средневзвешенной.

Судовые калибровочные таблицы рассчитывают при положении танкера на ровном киле. Если по окончании погрузки у танкера имеется дифферент, необходимо при определении пустот в грузовых танках вводить поправку на дифферент, так как от дифферента меняются замеры пустот, сделанные у кормовой или носовой переборки танка. Следовательно, при дифференте нужно вводить поправку на измеренную пустоту. Эту поправку обычно выбирают из дополнительной таблицы, приложенной к калибровочным таблицам.

 

Переход танкера морем.

После погрузки, до выхода судна в море, необходимо осуществить ряд мероприятий, обеспечивающих сохранение груза в пути и безопасное плавание танкера. Так, после отсоединения гибких шлангов помповый машинист должен поставить на фланцы приемных труб заглушки, чтобы, когда палубу заливает водой, не обводнить груз.

Старший помощник капитана и боцман должны проследить за тем, чтобы до выхода судна в море с грузовой палубы были убраны все посторонние предметы (железные бочки из-под машинного масла, сходни и т. п.), хорошо задраены водонепроницаемые двери полубака, средней надстройки и полуюта, убраны под полубак или в сухогрузный трюм швартовные концы, закрыты специальными заглушками и зацементированы якорные клюзы,

В пути следования необходимо тщательно наблюдать за грузом. Грузовой помощник капитана должен периодически замерять пустоты в танках. Это особенно важно делать в жаркие дни, когда груз от нагревания расширяется и интенсивно испаряется. В этом случае необходимо также использовать систему орошения.

 

 

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.051 с.)