Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Языковая номинация, её виды и функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность языковой номинации Учёными не раз было отмечено, что содержание термина «номинация» можно грубо определить как создание значимых языковых единиц (слов, форм и предложений). Язык напрямую связан со своими носителями, и любое новое, неоднократно повторяющееся языковое явление через довольно длительный отрезок времени отражается в литературном языке, а впоследствии может стать языковой нормой. Язык, как и вся культура, откладывает и закрепляет в себе, как нечто фиксированное и статичное, накопленную сумму знаний (общества, человечества) [11, с. 174]. Именно посредством данной системы знаков обеспечивается общение и взаимопонимание между членами языковой общности, а также выражение мыслей, намерений, чувств пользующихся языком [37, с. 8]. Таким образом, язык не может стоять на месте, он предстает перед языковедами зеркалом определенной эпохи, определенного социально-экономического порядка, определенных общественных отношений, географических контуров и других явлений. В числе основных функций языка учёные выделяют следующие: 1) материализация мышления и 2) идеализация и репрезентация реальной действительности. Первая функция непосредственно связана с процессом обозначения предметов и явлений языковыми знаками, который, в свою очередь, «сопряжен с отражательной деятельностью человека, с обобщением и выделением необходимого и существенного, с образованием понятий и других мыслительных форм» [37, с. 19]. Вторая функция реализует конкретные этапы опредмечивания, объективации реального мира. Однако язык – это не форма мышления, он лишь материализует мысль, а сам процесс познания «начинается не с мыслей, а с наблюдений и с действий над предметной действительностью» [37, с. 19]. Таким образом, позиция М. М. Бахтина о том, что «язык выводится из потребности человека выразить себя, объективировать себя» [2, с. 244], может быть дополнена обязательной связанностью процесса познания с социально-историческим опытом человека. Человек с начального этапа эволюции пытается освоить этот мир, сделать его понятным, дать ему имя и определение с помощью труда и речи. Как только человек сталкивался с новыми предметами, явлениями, свойствами вещей, процессами, он стал давать им имена. «Под «именем» обычно понимают языковые выражения, применяемые для выделения и обозначения (наименования, называния) предметов реальной действительности, а также явлений психической жизни людей, продуктов их воображения и результатов их абстрактного мышления. Таким образом, человек, давая наименования увиденным им вещам, осваивает окружающий мир. Здесь огромное значение имеет внешний и внутренний опыт познающего, а это «прежде всего и больше всего связано с номинативно-репрезентативной функцией языка» [37, с. 26]. Однако единичное представление о вещи (представление отдельного человека) не может стать ядром для процесса номинации. Обязательным является следующее условие: языковой знак, или первичный номинативный знак (слово и/или словосочетание), должно вызывать в некотором языковом коллективе, пользующемся общей знаковой системой, единое представление об отдельном предмете, явлении, процессе и т.п. Любой объект реальной действительности характеризуется рядом свойств, качеств, функций, отличительных знаков, и именно это становится ядром для процесса номинации. В результате познавательного акта человек фиксирует определенный набор свойств за каждой вещью. Далее реализация процесса номинации, как считает Г. В. Колшанский, может идти по двум направлениям: «или как обозначение предмета через класс, т. е. через указание родового признака, а следовательно, закрепление его наиболее общего абстрактного свойства, или как обозначение по одному из свойств непосредственно самого конкретного предмета» [37, с. 101]. Таким образом, номинация – это отношения языковых единиц к неязыковым фактам, ситуациям и реалиям, т. е. это процесс субъективации мира определённым языковым коллективом. Именно этот познавательный этап отражается в каждом первичном номинативном знаке, и содержательным ядром любой номинации является опыт овладения человеком конкретным предметом, ситуацией, свойством, качеством и другими явлениями реальной действительности. Языковые средства номинации Имя, как известно, не дает полного представления о предмете, за которым оно закреплено, о сущности обозначаемой вещи. Столкнувшись с новым предметом или явлением, человек подмечает из множества присущих ему признаков один наиболее характерный и обстоятельный. Если в языке этот признак уже имеет своё наименование, тогда человек берет его за основу нового слова. Например, русское слово петух связано с глаголом петь. Большой интерес у ученых вызывает именно вопрос, «почему для наименования выбирается именно этот фрагмент мира и какой из многочисленных признаков взят за основу его обозначения» [36, с. 237]. Ответы на эти вопросы могут быть получены только в рамках словообразовательной, или деривационной, ономасиологии. Итак, выделение главного признака любого предмета связано с экстралингвистическими процессами. «Именно в силу того, что выбор признака не детерминирует характер слова, этот признак зависит не от способа абстракции, а от практически конкретных условий (трудовой процесс, культура, традиции, географическая среда и т. д.)» [36, с. 170]. Именно с этим связаны постоянное развитие и изменение языка, а также языковых единиц в рамках данного языка. При создании нового слова огромное значение имеет частеречный аспект номинации. Из этого следует, что языковая номинация должна основываться на грамматически-нормированных моделях языка. Названия предметов, явлений, свойств, характеристик окружающей нас действительности получают разделение через призму частей речи и уже вторично – в многочисленных производных словах. К полнозначным частям речи большинство ученых относят существительное, глагол, прилагательное и наречие. Своей семантикой эти части речи «покрывают две самые обширные мыслительные категории – субстанцию и признак, отразившие, фактически, основные сферы материальной и идеальной действительности» [36, с. 52]. Таким образом, эти части речи в большей степени самодостаточны по сравнению с другими. Стоит учитывать еще одно принципиально важное условие называния: обязательная однозначность языковой единицы. Г. В. Колшанский отмечает, что «любая языковая единица (прежде всего, конечно, слово) в любых контекстных окружениях остается тождественной себе только благодаря сохранению определенности и однозначности сигнификата (при всем мыслимом количестве, например, контекстных определений для слова дом). Это слово должно однозначно соотноситься с обозначаемым им предметом (денотатом)» [37, с. 115]. Таким образом, именуя не имеющий названия предмет, языковой коллектив посредством языка должен стремиться закрепить за формирующимся языковым знаком одно значение (первичное). Однако нужно отметить, что большинство слов в русском языке на современном срезе являются многозначными, что опровергает наш предыдущий вывод. Получается, что язык не может сохранять в слове лишь одно значение, не дополняя его новыми. Ученые находят ответ в аргументе о стремлении языка к экономии языковых средств. В то же время мы должны разграничивать первичную номинацию от вторичной, о которых подробнее будет сказано ниже. Таким образом, сформулированный ранее тезис об однозначности слова в его первичном значении вполне реализуем в языке, хотя понятно, что без исключений нет и правил. Следующим шагом в процессе номинации является выбор звукового комплекса нового слова. Неоспоримо то, что без звуковой оболочки нет и номинации, т. е. без использования фонетической системы языка мы никак не сможем обозначить нужный нам предмет. Однако Б. А. Серебренников отмечает, что «выбор звукового комплекса есть чисто лингвотехнический прием, который в познании избранного нами предмета не приносит абсолютно ничего нового, так как свойства предмета, по крайней мере, его наиболее существенные свойства, нами уже познаны в результате жизненного опыта» [37, с. 151]. Таким образом, именно через познавательный акт раскрывается сущность вещей, через столкновение с этими новыми явлениями, стремление их познать и сделать для себя понятными, а уже номинация делает эти вещи обозначенными в человеческой речи. Способов номинации огромное множество в каждой сформировавшейся языковой системе. По мнению Б. А. Серебренникова, в русском языке «наиболее распространенный способ номинации – это использование звукового комплекса, означающего какой-либо из признаков, присущих данному предмету. Наименование может происходить на основе звукоподражания или использования звуковой символики» [37, с. 152]. Также не менее используемый в системе языка способ номинации – деривация, или производство нового слова от другого слова. Данным направлением в контексте именования занимается деривационная ономасиология. Следует отметить и такие способы номинации, как «довольно распространенное в некоторых языках словосложение. Образование идиоматических выражений также представляет особый тип номинации. К способам номинации следует отнести также калькирование и заимствование» [37, с. 152]. С помощью этих способов и создаются слова, расширяя лексический пласт нашей языковой системы. Каждый вышеупомянутый способ номинации обладает собственными специфическими особенностями, определенными языковыми моделями, методами грамматического освоения и т. д. Таким образом, пополнение лексической системы – довольно длительный и сложный процесс. Как считает Б. А. Серебренников, «одной из важнейших функций языкового комплекса является функция метки или возбудителя» [37, с. 173]. Это подтверждает сделанный нами вывод, что номинация помогает обозначить предмет в процессе речевого акта, выделить его из ряда всевозможных объектов реальной действительности, обратить на него внимание. Итак, распространенным способом номинации является звукоподражание. Этот метод широко обсуждаем еще с античных времен. В связи с этим Б. А. Серебренников пишет: «Человек, создающий звукоподражательное слово, должен расчленить неартикулируемый поток звуков на фонемно-членимый комплекс. Это членение носит сугубо индивидуальный характер» [37, с. 181-182]. Таким образом, звукоподражание имеет довольно сложную природу. Следует отметить, что оформление звукоподражательного слова должно строго соответствовать фонетической системе языка, и какие бы звуки ни слышались человеку, он должен реализовать их в четко установленных рамках конкретного языка, имеющего свои фонетические особенности. В русском языке звукоподражательные глаголы встречаются значительно чаще, чем имена существительные: чирикать, бормотать, жужжать и т. д. Однако в лексической системе данного языка звукоподражательные существительные тоже довольно интересны имитацией всевозможных звуков: свист, хохот, шепот, шум и т. д. Довольно неоднозначно явление в языке, при котором значение слова не может быть установлено. Множество слов в различных языковых системах не поддаются этимологизированию. В связи с этим Б. А. Серебренников утверждает, что «язык стремится устранить опасность ложной характеристики значения слова, которая может возникнуть по той причине, что в основу наименования кладется название какого-либо одного признака, тогда как действительное значение основывается на сумме признаков» [37, с. 173]. Это означает, что не всегда факт значения первичной номинации связан с определением этимологических связей слов. Вполне распространенными являются случаи, когда мы констатируем переход одного значения в другое. Например, русск. быть, лит. būti, др.-инд. bhavami с тем же значением соответствует греческому `расти`. Какой-либо признак, легший в основу наименованию, найти трудно. Первоначальное конкретное значение `расти` со временем в индоевропейских языках превратилось в более абстрактное значение `быть`. Таким образом, мы рассмотрели основные языковые средства номинации, не пренебрегая тонкостями самого процесса номинации. Итак, мы установили огромную значимость соотнесения нового слова с определенным частеречным, понятийным (ономасиологическим базисом) классом. Нами были перечислены основные способы номинации в рамках русской языковой системы: звукоподражание, словосложение, деривация, калькирование, заимствование и др. Мы обговорили и такие явления, как отсутствие этимологизации у большого пласта слов в разных сформировавшихся языковых системах, обязательность однозначности первичного значения языкового знака, особенности присвоения слову определенного звукового комплекса, или звукового сигнала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.188 (0.01 с.) |