Русский народ в творчестве композиторов Могучей кучки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский народ в творчестве композиторов Могучей кучки.



Широко представленная в операх жизнь народа художественно воплощает и развивает освободительные тенденции, на которых основывался общественный подъём 60-х годов – второго разночинного периода истории русского освободительного движения, приведшего к 1917 году.

В центре творческого внимания композиторов Могучей кучки, естественно была опера – самый демократический вид музыкального искусства, доступный широким слушательским кругам, - и разработка реалистических основ этого жанра. Сблизить оперное искусство с жизнью, правдиво воссоздать образ народа, внутренний мир человеческих чувств – вот задачи, которые ставили перед собой Мусоргский, Римский – Корсаков, Бородин. Отсюда вытекали вопросы как общеэстетические, так и специфически музыкальные: вопросы выбора темы, сюжета, образа героя, вопросы драматического содержания и его музыкального воплощения, соотношения музыки и сценического действия, взаимосвязи слова и вокальной мелодии.

Пройдя этапы исканий и совершенствования, композиторы «кучки» создали произведения с разнообразных жанрах: оперы речитативные («Женитьба», «Моцарт и Сальери») и эпические («Князь игорь», Садко»), народные музыкальные драмы, оперы – сказки, оперы – легенды («Хованщина», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Эти произведения отмечены мастерством драматургии и высоким совершенством музыкального выражения, яркостью характеристик и многоплановостью сцен, тонкостью мотивной работы и богатством вокального стиля, сочетающего гибкий речитатив, ариозно-декламационное пение и завершённые арии – портреты.

Создавая художественные произведения для народа, говоря на языке ему понятном и близком, композиторы делали свою музыку доступной самым широким кругам слушателей. Этой демократической устремлённостью объясняется большое тяготение «новой русской школы» к программности.

Программные произведения позволяли наиболее «наглядно» показать слушателям, что музыкальные темы инструментального сочинения могут воплощать образы литературы и живописи, а последовательность этих тем, характер их развития, сама музыкальная форма – передавать последовательность тех или иных жизненных событий.

Программность – это:

Во-первых, наличие содержания в музыке; во-вторых, общие для неё с другими искусствами – литературой, живописью – возможности воспроизведения явлений действительности.

Отсюда – большая близость между программной музыкой и оперой – через общие сюжеты, общий круг образов и характерные приёмы выразительности (например, былина о «Садко» послужила сюжетной основой и для оперы, и для симфонической картины Римского – Корсакова). Многие симфонические эпизоды в операх по существу близки программным произведениям (например, «Рассвет на Москве – реке» - вступление к «Хованщине»).

Многое в самобытности оперного и симфонического стиля композиторов Могучей кучки определяется той огромной ролью, которая принадлежит в их творчестве народной песне. В ней черпали они темы своих сочинений, народная песня определяла характерные черты их музыкального языка, а созданные музыкальной фантазией образы обрели новую жизнь в оперных и симфонических сочинениях Мусоргского и Балакирева, Бородина и Римского – Корсакова.

С русской народной песней связаны многие особенности опер: народным творчеством навеяны образы отдельных персонажей- народных певцов (Лель в «Снегурочке»), скоморохов (Скула и Ерошка в «Князе Игоре»), обрисовка народа через различные стороны народного быта, через обряды, вызвала к жизни, особые типы арий, песен и целых оперных сцен – колыбельные, причитания, свадебный обряд, даже отдельные виды оперного речитатива сложились в результате влияния исполнительской манеры некоторых сказителей.

Не меньшее значение имеет народная песня и в симфонической музыке. Для инструментального творчества кучкистов характерно заимствование тем из народной музыки, вариационный принцип их развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.004 с.)