Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская музыкальная жизнь второй половины XIX века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На протяжении второй половины XIX века происходят крупные изменения в общем укладе русской музыкальной жизни. Музыка приобретает широкое массовое распространение, значительно увеличивается круг активно интересующихся ею лиц. Это было связано с демократизацией всего строя русской культуры после падения крепостного права. В литературу, журналистику, науку и искусство приходит новый человек – интеллигент-разночинец. Стремясь к просвещению и образованию в самых широких масштабах, он требует от всех видов духовной культуры серьёзности, глубины и полноценности содержания. Задачу систематического исполнения и пропаганды серьёзной классической музыки берёт на себя Русское музыкальное общество (РМО), созданное в 1859 году в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна. Оно ставило целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Рубинштейн — выдающийся музыкально-общественный деятель, пианист, композитор и дирижер — сам стал во главе концертов РМО. Значение этих концертов было огромно. Широкая слушательская аудитория знакомилась здесь, нередко впервые, с произведениями Баха и Генделя, Бетховена и Мендельсона и многих других крупнейших композиторов. Отделения РМО появились вскоре и в других крупных городах России — Москве, Киеве, Казани, Саратове. Функции Общества не исчерпывались организацией концертов. Оно ставило перед собой также задачу развития музыкального образования в стране и подготовки своих, отечественных кадров музыкантов - профессионалов различных специальностей. В 1862 году была основана первая в России Петербургская консерватория, а через несколько лет и вторая русская консерватория в Москве. Детищем демократически-просветительного движения 60-х годов явилась и Бесплатная музыкальная школа, открытая в один и тот же год с Петербургской консерваторией. Она была организована главой нового музыкального направления М. А. Балакиревым и хормейстером Г. Я. Ломакиным. Занятия Бесплатной школы, происходившие по воскресеньям, были рассчитаны на широкий массовый круг посетителей. Цель их заключалась в том, чтобы сообщить рядовому любителю музыки элементарные теоретические сведения и навыки пения и игры в хоре и оркестре, дав ему возможность самостоятельно участвовать в исполнении сложных и значительных образцов музыкальной литературы. Выдающуюся роль сыграли также симфонические концерты Бесплатной музыкальной школы. Они имели передовое культурно-пропагандистское значение. Здесь под управлением Балакирева, исполнялись преимущественно произведения русских композиторов, а также мало известные в России, выдающиеся образцы новой европейской музыки, к которым столичная аристократия привыкла относиться с пренебрежением. Наряду с сочинениями Глинки и Даргомыжского можно было услышать и новинки, только что написанные произведения молодых русских музыкантов, кроме того впервые в концертах Бесплатной музыкальной школы прозвучал ряд крупных вещей современных зарубежных композиторов — Берлиоза, Листа, Шумана. Повышение общественной значимости музыкального искусства даёт толчок развитию музыкально-критической мысли. Музыкальная критика проникается передовыми просветительскими идеалами своего времени и становится активным фактором борьбы за самостоятельные национальные пути развития русской музыки. Стремясь воспитывать художественные вкусы широких масс публики, прививать им верные взгляды на искусство, критика одновременно оказывала влияние и на композиторов; она напоминала им о высоком гражданском долге художника, указывала задачи, решения которых требовала жизнь, и часто помогала в процессе их непосредственного творческого выполнения. Крупнейшими фигурами русской музыкальной критики в середине века были В.В. Стасов и А.Н. Серов. Тон музыкальной критики был боевой, публицистический, вокруг тех или иных явлений музыкальной жизни зачастую завязывались горячие, страстные споры и полемика. Острота этих споров вызывалась новизной и сложностью задач, выдвигавшихся самой русской действительностью того времени. Новое рождалось в столкновении и борьбе различных тенденций, причём нередко противоположные мнения заострялись до крайности и получали парадоксальное выражение. Но в основе деятельности всех названных критиков лежало единое благородное стремление к утверждению прогрессивных национальных начал русского искусства. Одно из видных мест в русской музыке середины XIX века занимает выдающийся музыкальный учёный, блестящий критик-публицист и талантливый композитор Александр Николаевич Серов. Затронув ряд новых для русского музыкального искусства тем и задач, Серов указал на многие из тех путей, по которым пошло развитие русской музыки в последующий период. Уже одно это определяет крупную историческую роль его творчества. Характерной чертой русской художественной жизни середины XIX века является образование ясных, оформившихся направлений, сознательно отстаивающих в своём творчестве определённые идеи, взгляды и принципы. В разных областях искусства возникают творческие группы, кружки и «артели», объединённые общностью идейных стремлений и товарищеской солидарностью. В музыке такой боевой группой, становящейся в авангарде борьбы за новое демократическое национальное искусство, был «балакиревский кружок», который сформировался на рубеже 50-х и 60-х годов. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) являлся душой и центром этого кружка. Его творческими соратниками были: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). «Могучая кучка», или, как ее еще называют, «балакиревский кружок», была характерным явлением своего времени. Подобно «Артели петербургских художников», сменившейся позднее «Товариществом передвижных выставок», подобно «Артистическому кружку» в Москве, объединявшему вокруг Малого театра и драматурга А. Н. Островского актеров, литераторов, художников, она была свободным творческим. На творческих принципах «Могучей кучки» воспитывались многие петербургские композиторы последующего поколения, в том числе, Глазунов, Лядов и др. В целом направление, представляемое кучкистами и их учениками, получило название «Новая русская музыкальная школа».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.005 с.) |