Педагогические воззрения М.А. Балакирева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические воззрения М.А. Балакирева



В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX века под влиянием общественного движения по всей России начали открываться воскресные школы - общеобразовательные и художественные. Только в Петербурге их насчитывалось шестьдесят, а по всей стране – около трёхсот. В этих школах получили возможность учиться представители низших слоёв российского общества – рабочие, ремесленники, бедные городские жители. Преподавали в них в своё свободное время представители трудовой интеллигенции – учителя и различные служащие, стремившиеся помочь преодолеть невежество и безграмотность. «В эти дни всеобщего радостного светлого возбуждения М.А. Балакирев, первый в целой России, задумал помочь также и общей безграмотности музыкальной и создать такую же школу бесплатную для музыки, какие существовали уже под именем "школ грамотности", "школ рисовальных" и т.д., для общего образования и искусства» [17, с. 79].

Таким образом, одновременно с Петербургской консерваторией начала работать Бесплатная музыкальная школа под руководством М.А. Балакирева и хорового дирижёра Г.Я. Ломакина. «… Два русских музыканта, один уже 50-летний опытный педагог, воспитавший многие поколения русского юношества, другой 26-летний юноша, блестящий, смелый композитор, полный художественного почина и полный стремлений к тому, чтобы доставить торжество русской национальной школе, - вот какие два совершенно разнородных человека сошлись вместе и положили основание Бесплатной школе», - писал В.В. Стасов [17, с. 79].

Устройство народной музыкальной школы было процессом столь значительным, что оба музыканта надеялись на патриотизм графа Шереметева, у которого Г.Я. Ломакин работал капельмейстером хора. Уступив его просьбам, граф оказал школе на первых порах весьма серьёзную помощь и поддержку.

БМШ была первой и долгое время единственной общедоступной музыкальной школой для взрослых, рассчитанной на значительное количество учеников (300-400 человек в год).

Ее цель состояла в распространении музыкального образования. Для достижения означенной цели всем желающим предоставлялась возможность бесплатно «без отвлечения от их обычных занятий» обучаться светскому и духовному хоровому пению, элементарной теории музыки и сольфеджио. Первоначально планировалось ввести также обучение игре на музыкальных инструментах, но из-за денежных затруднений этот замысел так и не осуществился.

Вместе с тем БМШ была не только учебной, но одновременно и концертной организацией, причем участие в концертах становилось важнейшим стимулом для учеников, и в то же время концерты являлись финансовым источником для поддержания средств Школы, названием которой регламентировалось обучение «без платы». Как правило, БМШ давала 2-3 концерта в сезон. Направление концертной деятельности Школы во многом менялось в зависимости от того, кто стоял во главе ее.

Первый директор, известный хоровой дирижер и педагог Г.И. Ломакин целью БМШ считал развитие хорового русского пения.

Назовем лишь некоторых из них: М.П. Мусоргский, Н.Г. Рубинштейн, Ф.И. Стравинский, С.О. Ментер, Л.Г. Ауэр, Ф.О. Лешетицкий, К.Ю. Давыдов, О.А. Петров, И.А. Мельников, Ю.Ф. Платонова, В.М. Васильев, Е.А. Лавровская, А.А. Хвостова, Г.Г. Кросс, А.А. Герке, Ф.А. Канилле, И.Ф. Нейлисов, Н.И. Калинин, П. А. Шостаковский и др.

Устав Бесплатной музыкальной школы. ОР РНБ. Ф. 41. № 476. - С. 1. и «доставление» бесплатного музыкального образования неимущим. Балакирев, же, ставший директором после ухода Ломакина, наряду с уже отмеченными, предполагал задачи более значимые и масштабные. Своими концертами Школа должна была воспитывать и развивать вкус публики, а также активным образом способствовать пропаганде новой музыки - русской и европейской. В этом направлении концерты БМШ были выдержаны и позднее на всем протяжении ее существования.

В должности директора Школы кроме Ломакина (1862-1868) и Балакирева (1868-1873, 1881-1908) в разное время состояли Римский-Корсаков (1874-1881) и Ляпунов (19081917).

В краткой «Автобиографической заметке», составленной в 1894 г., Балакирев излагает основные события своей жизни и уделяет особое внимание деятельности Бесплатной музыкальной школы. Композитор в целом прослеживает историю возникновения Школы, указывает значение ее для развития русской музыки. Балакирев пишет: «В 1862 году известный тогда учитель пения и дирижер знаменитого хора певчих графа Шереметева Ломакин, учреждая Бесплатную музыкальную школу, пригласил Балакирева к себе в товарищи, на что Балакирев охотно согласился и взял на себя выбор инструментальных сочинений для концертов Школы и публичное дирижирование ими. Это обстоятельство дало средство Балакиреву сделать из концертов Школы центр новой русской музыки, особенно тогда, как по выходе Ломакина по болезни и преклонным летам Балакирев остался единственным руководителем Школы. В концертах этих публика знакомилась с образцовыми произведениями новой европейской музыки и, главным образом, с произведениями Берлиоза и Листа, а также с произведениями новых русских музыкантов, начиная с сочинений самого Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи, Бородина и Мусоргского и кончая двумя крупными композиторами, Глазуновым и Ляпуновым» [3,64]. Балакирев указывает на своеобразное противопоставление концертов Школы концертам РМО: «Эти концерты [БМШ. - М.К.] в свое время служили противовесом концертам так называемого Русского музыкального общества, во главе которого стоял г. [А.Г.] Рубинштейн, отрицавший возможность существования самостоятельной русской школы музыки, требуя от будущих композиторов, чтобы они, оставив эфемерные мечтания о самостоятельности русской музыки, безусловно подчинялись бы образцам, выработанным на Западе» [3,64].

Отмечая снижение активности деятельности Школы, музыкант подчеркивает значение ее концертов для русской музыки: «Впоследствии концерты Бесплатн[ой] школы должны были значительно сократить свою деятельность, будучи не в состоянии бороться с концертами Русск[ого] муз[ыкального] общества, получавшего большие субсидии от правительства; но дело было сделано: большая часть имен композиторов, сочинения, коих пропагандировала Беспл[атная] школа, приобрели себе почетную известность даже за границей» [3, 64-65].

Школа просуществовала до 1917 года и сыграла значительную роль в пропаганде лучших образцов русской и мировой музыкальной классики. Основатели школы видели её задачу в музыкальном просвещении народных масс, всемерном отстаивании и разъяснении «глинкинской правды в музыке» и решительном противодействии низкопоклонству перед западноевропейской музыкальной культурой. Этим Бесплатная музыкальная школа принципиально отличалась от других музыкальных школ, существовавших к тому времени в России. Как отмечал В.В. Стасов, «те школы все принадлежат к одному и тому же бесцветному и безличному типу. Они являются у нас лишь сколком с немецких музыкальных школ. У них нет никаких собственно своих, им лично принадлежащих задач и стремлений…. Они не понимают, да и понимать не желают, что … одной стране свойственно, что там законно и прекрасно, то, пожалуй, может и не годиться другой стране…. Совсем другое думала всегда и представляла собой Бесплатная музыкальная школа. У неё был свой особенный тип и облик, не похожий на тип и облик прочих наших школ. Она являлась органом новых русских музыкантов - композиторов, прямых наследников и продолжателей Глинки и Даргомыжского. А эти новые музыканты водружали знамя русской национальности в музыке и никогда ему не изменяли…» [17, с. 76]. И действительно, эта Школа стала явлением, которого в России ещё не было. Ведь до её возникновения «никто не думал о действительном музыкальном воспитании нашего народа, никто ещё не раскрывал ему настежь двери, никто не посвятил ему всего своего времени и таланта. Но вот теперь существует Бесплатная музыкальная школа; в несколько месяцев она уже в состоянии давать такие концерты, которые признаны всеми за превосходные, - это факты, которых не забудет история и которых она никогда не смешает со множеством других, ничтожных или маловажных музыкальных явлений современности» [18, с.27].

Преподавательской деятельностью в Бесплатной музыкальной школе в разное время занимались выдающиеся отечественные музыканты Г.Я.Ломакин, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, С.М. Ляпунов, Г.О. Дютш, А.И. Рубец и некоторые другие. В первые годы существования БМШ курс лекций о музыке для учащихся Школы читал А.Н. Серов. Материал этих и других лекций музыкант изложил в ряде статей (см., например, «Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика»).

Бесплатная музыкальная школа была тем более нужна, что основанная незадолго до неё Петербургская консерватория на первых порах несколько не соответствовала потребностям того времени.

В.В. Стасов с горечью писал: «Она высокомерно игнорировала русскую музыку и с презрением смотрела на русских композиторов, которых повально всех называла "дилетантами"…. Она была в высшей степени консервативна, всего более признавала только общепризнанных "классиков" и не хотела знать ничего нового» [17, с. 79]. Конечно, в словах Стасова есть большая доля правды. Ведь то, о чём он пишет, отчасти, было в первые годы существования консерватории. Далее положение постепенно менялось.

«Рост концертной жизни требовал исполнителей, композиторствующая интеллигенция должна была почувствовать веяние европейского универсализма ("окно в Европу"); наконец, признание со стороны общества и правительства…, что занятия музыкой и специальность – музыка – есть серьёзное дело…, - весь этот поистине государственный, умный охват потребностей русской музыкальной культуры был не по нраву и не по сознанию Балакирева. Здесь таится существеннейшая причина его лично-жизненного и общественного краха» [2, с. 251].

Балакирев и Стасов, опасаясь безнационального академизма, не поняли тогда великой важности подготовки в широких масштабах русских музыкантов-прфессионалов. Объявление об открытии школы привлекло множество желающих. Ломакин рассказывал, с каким удивлением граф Шереметев наблюдал нескончаемый поток людей, жаждущих записаться в школу. Тут были мелкие чиновники и студенты, ремесленники и врачи, учителя и лавочные сидельцы - в основном всё демократическая публика. Общее собрание учащихся выбрало для руководства школой директоров и совет, который затем систематически отчитывался в своей организационной и хозяйственной деятельности перед собранием.

Занятия начались 18 марта 1862 года и проходили каждое воскресенье. «К нам пришло в 1-й раз до 200 человек, преимущественно студенты мед. академий, фельдшера и их ученики, а также уличные мальчишки! Голосов много хороших и всё идёт успешно, в будущем, кроме хорошего, ничего нельзя ожидать», - писал Балакирев знакомому [4, с. 31].

Для учащихся Бесплатной музыкальной школы была разработана специальная программа, предполагавшая занятия элементарной теорией музыки, сольфеджио, сольным пением. Те же учащиеся, которые по окончании школы хотели стать учителями хорового пения в сельских школах, могли брать уроки игры на скрипки.

Основу обучения в Бесплатной музыкальной школе составляла непосредственная связь с живой практической деятельностью. Поэтому большую роль в музыкальной жизни школы играли концертные выступления хора под управлением Г.Я. Ломакина и оркестра, которым руководил М.А. Балакирев. Именно под влиянием молодого Милия Алексеевича «новая струя жизни и новизны влетает в концерты Бесплатной школы» [17, с. 80].

Если Г.Я. Ломакин ставил целью для БМШ развитие русского хорового пения, то М.А. Балакирев предполагал задачи более значимые и масштабные. Своими концертами Школа должна была воспитывать и развивать вкус публики, а также активным образом способствовать пропаганде новой музыки - европейской и, конечно же, русской. Старинный хоровой репертуар и всё общепринятое, господствовавшее первоначально, уступает место произведениям Р. Шумана, Г. Берлиоза, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Ц.А. Кюи, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. В этом цели Бесплатной музыкальной школы оказываются созвучными идеям «Могучей кучки».

Настойчивое исполнение М.А. Балакиревым сочинений русских и современных европейских композиторов достигало в конечном результате своей цели: произведения, которые вначале отпугивали новизной и непривычностью, постепенно завоёвывали признание публики, доставляя Новой русской музыкальной школе, как иначе именовали «Могучую кучку», всё больше сторонников. Особенно ценной стороной концертов школы было частое исполнение произведений русской музыки. Это помогало создавать традиции, формирующие национальный исполнительский стиль. И, конечно, концерты Бесплатной школы весьма способствовали образованию и самих балакиревцев и русской публики.

Программы концертов школы, поначалу состоявшие лишь из хоровых сочинений, постепенно обогащались оркестровой музыкой. Уровень концертов был достаточно высок. Это подчёркивает и тот факт, что в них соглашались принять участие солисты оперных театров, консерваторские профессора-пианисты. В их числе следует назвать, например, А.А. Герке, у которого когда-то по приезде в Петербург брал уроки фортепианной игры юный М. Мусоргский. Дважды в концертах выступал и бывший учитель Н.А.Римского-Корсакова пианист Ф.А. Канилле. В статье «Три русских концерта» Стасов, радуясь успеху этих выступлений школы у публики и благородную, бескорыстную деятельность её организаторов, горячо поддерживает новое дело. Он особенно подчёркивает, что «Бесплатная ломакинская школа есть первая до сих пор действительно русская музыкальная школа» [18, с. 31 - 32].

Руководители Бесплатной музыкальной школы придерживались национальных традиций и в обучении пению и инструментальному исполнительству. Безусловно, они высоко ценили и уважали лучшие европейские традиции в этих областях, но не желали приносить в жертву собственные индивидуальность и национальность. Тем более что «самые сочинения русской музыкальной школы … требовали своего особенного, самостоятельного исполнения, своим национальным складом призывали к самобытности. И мало-помалу не только у русских певцов - солистов, но и у русского хора и оркестра сложился свой особенный склад и физиономия» [18, с. 81].

Как отмечал В.В. Стасов, многие отечественные и зарубежные исполнители вынуждены были прислушиваться, как педагогами и воспитанниками Бесплатной музыкальной школы трактуются произведения современных русских авторов. Ведь именно в этой школе подлинно русские национальные традиции, заложенные великими М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским, сохранялись и преумножались, именно здесь шло истинное патриотическое воспитание в противовес низкопоклонству большей части населения России перед Западом.

На Бесплатную музыкальную школу возлагали большие надежды и в «Могучей кучке». По мысли Стасова и Балакирева, в её задачу, помимо первоначального музыкального образования и просвещения народа, входило также всемерное содействие развитию отечественной музыкальной культуры. И свою дирижёрскую деятельность в Бесплатной школе Балакирев решительно начинает с произведений русской музыки. В первых же симфонических концертах школы звучат увертюра к опере «Иван Сусанин», «Арагонская хота» Глинки, музыка Даргомыжского, увертюра к опере «Кавказский пленник» и сочинения Балакирева. Постепенно программы расширяются и усложняются.

Чтобы слушателям легче было разобраться в новом или малоизвестном сочинении, нередко Стасов, по просьбе Балакирева, писал небольшие пояснения к программам. Да и все балакиревцы помогали Школе, как могли: кто разучивал партии с певцами, а кто делал оркестровку, хлопотал о переводах текстов, доставал нужные ноты или инструменты, необходимые к концерту. Кружок жил делами школы и поддерживал её во всем.

Деятельность Бесплатной музыкальной школы уже в первые несколько лет существования принесла свои плоды. Начальное, но весьма серьёзное, музыкальное образование в ней получила не одна тысяча человек. Помимо этого многие учащиеся школы участвовали в различных хорах: при греческой церкви, при церкви министра внутренних дел, в хоре Придворной певческой капеллы, в хоре русской оперы, в хоре Русского музыкального общества и многих других. Некоторые воспитанники, начав свою музыкальную деятельность в Бесплатной музыкальной школе, впоследствии стали известными музыкантами (в частности, певцы И.А. Мельников, А.А. Ляров (Гиляров)).

С 1874 г. руководителем школы стал ещё один выдающийся русский музыкант – Н.А. Римский-Корсаков. С его приходом дело патриотического воспитания и пропаганды национального музыкального искусства, начатое М.А. Балакиревым, было продолжено с новой энергией и великим рвением. Учащиеся школы по-прежнему воспитывались на талантливейших творениях русских композиторов; программы концертов были однородны с прежними программами концертов Бесплатной школы, в них появлялись новые сочинения представителей отечественной композиторской школы.

В 1881 году на пост директора Бесплатной музыкальной школы возвратился М.А. Балакирев, снова ставший во главе хора и оркестра. От многочисленных почитателей его таланта ему был преподнесён адрес, в котором были, в том числе, и следующие слова: «Собственными высокими созданиями и благотворным влиянием на современное наше музыкальное поколение вы, во главе даровитых товарищей, упрочили за русскою музыкальною школою также самобытное и народное значение, которое громко признано и у нас на родине и среди высших представителей музыки на Западе» [17, с. 91].

Таким образом, роль Бесплатной музыкальной школы и её педагогов в деле патриотического воспитания, распространения национальных музыкальных традиций была очень значительна. Она выполнила великую историческую миссию в истории отечественной музыкальной культуры.

В статье Слонимского выделен значимый принцип в деле воспитания профессиональных музыкантов. Он четко формулируется в статье о М.А. Балакиреве, которая начинается патетически звучащим утверждением: «Балакирев – самый великий педагог по композиции за всю историю мировой музыки. Чем это можно обосновать? Прежде всего, конечно, результатами его работы в 60-е годы. Воспитать одновременно таких трех мирового класса гениальных композиторов - новаторов, как Мусоргский, Римский - Корсаков и Бородин,– это беспрецедентный факт» [16, 7].

Поиски нового – вот та сверхзадача, которая всегда должна формулироваться композитором - педагогом для начинающего музыканта. Процитируем далее: «Молодой Балакирев направлял сверстников-учеников в новый, еще неизведанный художественный мир, учил их новому музыкальному языку, новой образности. Он обучал их совершенно новым способом, принципиально далеким от методов, систем, ранее сложившихся курсов композиторского образования» [там же]. Обратим внимание на то обстоятельство, что в данной статье Слонимский косвенно затрагивает и «сермяжную» проблему современного педагогического процесса. Имеются в виду возникшие в прошлом и неутихающие в ХХI веке дискуссии об обязательных для преподавателей высших учебных заведений методических работах, которые «мертвым грузом заполняют архивы консерваторий и училищ, сохраняя свое место в бюрократической системе ценностей» [там же].

Вот что нового усматривает Слонимский в педагогической деятельности Балакирева: «… раскованность, смелость, артистическая импровизационность в том, что направлено на высвобождение творческих сил ученика, его индивидуальных устремлений» [там же]. И далее: «Его… художественная натура избрала взрывчатую, стихийную, непредсказуемую импровизацию формой выражения педагогических идей, формой творчески сильного и чуткого перевоплощения учителя в души учеников, в их ярко индивидуальный тематический материал. Поразить воображение, убрать все препоны шаблонных вкусов, приемов и привычек, научить ученика летать ранее, чем научиться ходить… Такова, думается, глубоко осознанная цель столь небывалого и столь естественного процесса балакиревских уроков-импровизаций» [там же].

Импровизация нового типа – вот тот главный метод, который должны использовать все композиторы - педагоги на занятиях со своими учениками.

По мнению Слонимского, «… не академически гладкие или блестяще-виртуозные вариации или фантазии-рапсодии, а творчески веское продолжение, уточнение и развитие созданного талантливым учеником материала, его стилистически точную шлифовку» [там же].

Уважительное отноше­ние к людям (современникам или пред­ставителям прошлых эпох), признание неповторимой индивидуальности в каж- дом человеке, деятельная любовь, чест­ность, принципиальность, демократич­ность, скромность – вот далеко не полный список тех духовно-этических критериев, который определяет художническую по­зицию Сергея Слонимского и в его музы­кальных, и в литературных произведениях.

Для Слонимского важно и то, что Балакирев заставлял своих учеников многократно пересочинять, переделывать, дорабатывать сами темы, их попевки, интонации, гармонии. «Вся работа с учениками шла у Балакирева на конкретном, тщательно проработанном материале – по отдельным интонациям, мотивам, тактам, двутактам – музыкального тематизма во всех его звеньях и деталях.

Балакирев положил в основу своих уроков, своего курса композиции не голосоведение, не контрапункт (нота против ноты, две ноты против ноты и так далее), не аккордику, не разработку, не фактуру, не формы-схемы композиции, а темы-персонажи» [7, 40].

Представим и еще один необходимый в музыкально-воспитательном процессе принцип, который не раз упоминается Слонимским в различных публикациях. Кратко композитор формулирует его так: «Искать свое, искреннее, идущее от души – это задача не столько композиционно-техническая, сколько эстетического порядка» [5, 67].

Интересно, что балакиревский импровизационный метод преподавания композиторам применил и развил в стенах Петербургской консерватории в 1920-1940-е годы В.В. Щербачев. Можно считать, что он развил и преумножил методические принципы Балакирева.

Бесплатная музыкальная школа на протяжении своего более чем полувекового существования (1862-1917) сыграла очень важную роль в деле музыкального просветительства в России. С ее деятельностью связана целая серия выдающихся концертов, выступлении крупнейших музыкантов, административная и педагогическая работа таких выдающихся представителей русской музыки, как Г.И. Ломакин, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, С.М. Ляпунов и другие.

Несмотря на бесспорно выдающееся значение этой организации для-русской музыки, вопросы, связанные с возникновением и существованием БМШ, до сих пор не получили в исследовательской литературе должного освещения. Единственной работой, посвященной самой Школе, и источником, по - которому можно было судить о ее деятельности, долгое время* оставалась статья В.В. Стасова «25-летие Бесплатной музыкальной школы» с приложением «Программы концертов Бесплатной музыкальной школы. 1862-18874» [17, 22-42].

 

 

Список литературы

 

1.  Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (дореформ 60-х гг.) / Акад. пед. наук СССР; Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.- 560 с.

2. Асафьев Б.В. Их было трое… (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50 - 60-х годов прошлого столетия) [Текст] / Б.В. Асафьев // Избр. Труды. Т. 3. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 335 с.

3. Балакирев, М.А. Воспоминания и письма / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А.С. Ляпунова, Э.Л. Фрид. Л.: Музгиз, 1962. - 478 с.

4. Балакирев, М.А. Летопись жизни и творчества / Сост. А.С. Ляпунова и Э.Э. Язовицкая. Л.: Музыка, 1967. - 598 с.

5. Балакирев, М.А., Стасов, В.В. Переписка. / Ред.-сост., авт. вступит, статьи и коммент. А.С. Ляпунова. Т. 2. - М.: Музыка, 1971. - 422 с.

6.  Балакирев, М.А. Переписка с Н.Г. Рубинштейном и М.П. Беляевым. / Ред. предисл. и коммент. В.А. Кисилева. М.: Музыка, 1956. - 103 с.

7. Балакиреву посвящается: Сборник статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836-1996) / Ред.-сост. Т.А. Зайцева. СПб.: Канон, 1998. -224 с.

8. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки» [Текст] / Е.М. Гордеева. – М.: Музыка, 1986. – 288 с.

9. Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М., 1934.

10. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М.: Советский композитор, 1978.

11. Келдыш Ю. В. Русские композиторы второй половины XIX века. – М.:

    Советский композитор, 1960.

12. Кюи Ц. А. Избранные статьи – Л.:,1952.

13. Мусоргский М. П. Письма и документы. – М.: - Л.:, 1931.

14. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Музыка, 1985.

15. Римский – Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Т. 1 - М.:, 1955. 

16. Слонимский С. М. Балакирев – педагог // Советская музыка. 1990. № 3. С. 7–12.

17. Стасов В.В. 25-летие Бесплатной музыкальной школы [Текст] / В.В. Стасов // Избранные сочинения в трёх томах. Т. 3. - М.: Искусство, 1952. – 888 с.

18. Стасов В.В. Три русских концерта [Текст] / В.В. Стасов// Статьи о музыке в пяти выпусках, выпуск второй. – М.: Музыка, 1976. – 439 с.

 

 

Приложение

Стасов В.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.055 с.)