Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю



24-АВГ-1939

Родные!

Письмо Ивана Георгиевича от 16 августа доставило всем нам много радости. Представляем себе, как Наталочка и Маринка посылают нам поклон. Очень горюем о тяжёлом болезненном положении Клементия Станиславовича. Сколько сил духа нужно иметь, чтобы стойко выносить все боли. Передайте ему наши лучшие мысли и восхищение его мужеством. Очень радуемся, что библиотека Музея может получить такой большой дар в тысячу книг. Вот это настоящая культурная кооперация. Рад, что друзья интересуются моею биографиею. Действительно, чем больше знать, тем лучше. Лишь среди истинного знания разрешаются все недоумения, тем более, что, как Вы знаете, мракобесы пользуются каждою минутою, чтобы затемнить и извратить факты. Вот эти-то искажения и нужно выяснять. Если бы мы знали, какие именно детали Вам ещё не знакомы, мы были бы так рады рассказать их Вам, насколько позволяют условия почты. Не удивляюсь, если конверт был вскрыт, ибо по нынешним временам всё возможно. Потому-то иногда не хочется, чтобы непрошеные читатели вторгались в письма или статьи. Как были мы, так и остались, и в 1926 году во время нашего пребывания это было подтверждено. Тогда же была решена дальнейшая экспедиция. Вы, вероятно, будете очень смеяться, если скажу, что у нас был китайский паспорт длиною около трёх аршин. Но, так или иначе, проехали всюду без нансенского паспорта[164]. Во всех наших передвижениях особенно хорошо относились к нам французы. Вообще для биографии богатейший матерьял. Жаль, что в биографии, которая сейчас пишется, наверное, многое не будет включено – просто места не хватит. Но если бы Вас что-нибудь особенно интересовало, то хотя Вы и заняты, но всё же уместите в письмо. Очень хорошо, что Вы двинули возможность напечатания научных трудов Юрия. Ведь он сейчас очень признанный учёный и исследования в его области будут так нужны. Хорошо и то, что Вы чувствуете нужность поспешности. Ведь и научные труды, и мои статьи не должны залёживаться, ибо иначе теряется их свежесть. Так нужно поделиться научными и художественными знаниями и приобщиться к молодым поколениям. Случилось так, что от начала деятельности мне приходилось иметь дело с молодыми и иметь около себя ни много ни мало как 2500 учащихся ежегодно. Вы знаете, как разнообразна была по своему составу наша школа и в ней широко были представлены и прикладные ремёсла. Таким образом мне довелось познакомиться с народным творчеством, и когда говорю о нём высоко, я утверждаю это на личном опыте. Пора быть там, где народное творчество расцветает. Как никогда, культурные силы должны быть вместе. Очень хорошо, что Вы знакомите друзей с моими статьями. В конце концов, они могли бы напечатать и статью Друзьям художникам. Последняя статья Русская Слава, конечно, не для Сегодня. Здесь по-прежнему постоянно просят мои статьи для местных журналов. И почти всегда удаётся затронуть и любимые предметы. Очень хорошо, как Вы характеризовали Шри Дикмана; чтобы поставить точку над «i», я написал письмо редактору их журнала и перевод его для Вашего сведения посылаю. Всякое враньё должно получить по заслугам. Совершенно не понимаю, каким образом друзья Ваши не знают, где служит Ив[анов]. В Париже мы уже достаточно пострадали из-за авторов монографии. Было бы странно, если и противоположное мнение было бы тоже против авторов. Тогда уже действительно некуда деваться. Вы хорошо делаете, что выясняете и этот вопрос, ибо монография должна всюду продвинуться. Мы только что получили отличный отзыв, написанный известным индусским художником Сеном. Вот как пишут непредубеждённые и широко мыслящие люди. Между прочим, Конлан писал, что монография встряхнула художественный мир, это действительно так, ибо мы уже слышим добрые суждения о номере Студио. Особенно же удачно, что теперь и в октябрьском и в ноябрьском номерах будут упоминания. Один из здешних самых знаменитых художников Кумар Халдар жертвует для нашего рижского Музея свою картину, и взамен мы ему дали монографию. Может быть, здесь и ещё будут такие удачные обмены, а ведь Вы давно хотели иметь и несколько индусских вещей.

Надеюсь, что Вам уже удалось передать с моим приветом монографию Аст[165].

И Вашим друзьям передайте мой привет. Между прочим, не худо бы им дать и одну английскую монографию. Ведь она является как бы совсем отдельной книгой. Не посоветуют ли друзья послать английскую монографию, хотя бы один экземпляр, в центральную[166] библиотеку? Совсем ли замолчал Иудушка[167] или же где-то продолжает свою корреспонденцию? Вообще, вероятно, у Вас, несмотря на летнее время, очень много всяких впечатлений. Будет очень хорошо, если библиотека Музея обогатится большим книжным пожертвованием. Этот толчок повлечёт за собою и другие возможности. Конечно, в библиотеке Музея, кроме художественных изданий, могут быть и литературные, но главное – искусство. Да будет светло,

Н.Р.

Пожалуйста, сообщите, имеете ли сведения от мисс Грант и получили ли от неё клише?

Передали ли мою статью Мир искусства в Сегодня? Кстати, какой именно гонорар там набрался, и тогда мы можем эту сумму балансировать со здешними получениями за монографию, которая достигла сейчас 216 рупий. (Около 432 латов.)

_______

 

Рихард Рудзитис Елене Рерих

Melluzi, 28 августа 1939 г.

Дорогая Елена Ивановна!

24 августа я послал Вам свой реферат о Граале. За всё лето прочитал множество источников, но успел дополнить свой труд лишь десятью страницами. Конечно, данные и источники, как Сказано, приходят не сразу, но совсем неожиданно. Знаю, что немало нового материала явится и в будущем, при дальнейших поисках. Потому посланный Вам труд, в котором я использовал имеющиеся у меня в настоящее время данные, понятно, не считаю оконченным, но лишь первой ступенью созидания. Хочу ещё глубже поискать среди сказаний всех народов, особенно в русском фольклоре, хотя уже просматривал сборники былин, духовных песен и другие издания. С интересом ожидаю объёмистый том новейшего собрания песен народов России.

В своём реферате хотел сохранить лишь исторический («научный») характер, как было дважды Указано, старался писать по сознанию, чтобы факты говорили сами за себя, лишь в конце реферата, говоря об отношении Братства к миру, я прикасался также к Эзотеризму. Везде, по возможности, старался сохранить экзактность[168], потому простите, что слишком мало мог проявить чисто поэтического воображения. Это было бы более возможно в следующей главе – Братство с точки зрения эзотерической науки (или Эзотеризма). Много раздумывал над Указаниями и планом моего труда, потому буду очень рад получить Ваш совет, который Вы смогли бы мне дать после просмотра моего реферата:

1) Для того, чтобы сохранить строго исторический характер, ограничить ли мою книгу о Братстве Грааля лишь пределами плана моего реферата, который уже теперь будет иметь формат книжки Сознание Красоты спасёт и который со временем увеличится вновь поступающим материалом? В таком случае сюда можно было бы прибавить также несколько данных из Т. Д. Тогда эзотерическую сторону Грааля, используя шире Учение, я мог бы осветить в другом общем своём труде, план которого прилагаю. Много раздумывал я также над Советом собрать поэтические вымыслы, наслоившиеся вокруг Башен, в отдельные главы. Я старался собирать элементы из легенд и сказаний, которые более близки к Истине о самом Братстве, для цельного впечатления. Но эпические описания Братства, как они представляются в воображении поэтов, я более подробно не разбирал, если полёты воображения удалялись от Истины, как я её представляю. Но не следует ли посвятить, например, сказанию о Парсифале более подробный анализ?

2) Второй возможный план моего труда. К историческому моему труду о Братстве, который я ещё дополню, можно было бы присоединить ещё главу о Братстве с эзотерической стороны, основываясь на данных Т. Д., Учения, Ваших писем и пр. Между этими главами можно было бы вставить небольшую главу о Понятии Иерархии и закончить книгу также небольшой главой о Братстве и Армагеддоне. Сюда можно было бы прибавить также главу о Посланниках Братства на земле и мечте народов о Владыке Мира. (Последнюю я когда-то уже прочёл на общей группе в Обществе. Но это очень деликатный вопрос, чтобы не получилось сектантского впечатления. Потому хочу здесь выражаться более сжато.)

Такой мой труд о Братстве был бы исчерпывающим, но не был бы строго историческим, т. е. с точки зрения теперешней науки. Оставшиеся главы (по плану) в таком случае я мог бы издать как отдельный труд. Отмечаю в приложенном мною плане зелёным карандашом главы, которые могли бы войти во второй мой проект. Вы когда-то уже ознакомились с моим планом, потому посылаю Вам теперь лишь в связи с моей теперешней проблемой. Можете его мне не возвращать. Также с реферата имею копию.

3) Труд о Братстве представлял бы лишь отдельные главы моего обширного труда, как я уже вначале предполагал. Но теперь опасаюсь, чтобы он не разрастался слишком широко, потому, может быть, мне лучше его разделить на два тома: первый – о Братстве, второй – об Учении. С радостью хочу по возможности охранить исторический характер моего труда, потому простите, что обращаюсь к Вам за советом. С сердечным трепетом подхожу к своему труду и бесконечно благодарен я Великому Владыке за Одобрение и Указания.

Русским переводом посланного мною реферата я, понятно, не вполне ещё удовлетворён, и перед изданием его ещё тщательно переработаю. Мой метод работы – у меня редко что удаётся сразу готовым, мне приходится несколько раз переделывать и отшлифовывать. Также и при издании я сокращу и некоторые «локальные» цитаты, например, из латышского фольклора, которые более пригодны для латышского издания.

Много думал о русском правописании слова «Грааль» или «Граль». Большинство древних источников пишут «Graal».

Цитировал из Оссендовского, но не знаю, стоит ли вообще упоминать имя барона Унгерна, что он отправлял дважды посла к Владыке Мира, потому что об Унгерне столько отрицательных сведений. Интересно было прочесть книгу Свена Гедина Ossendowski und die Wahrheit [169] (1925), где Гедин собрал весь свой полемический материал по поводу книги Звери, люди и боги. Пример, до какого абсурда и взаимных обвинений может в конце концов дойти полемика. Гедин резко и довольно нечутко обличает Оссендовского в неправде, что тот даже совсем не был в Тибете, что глава о Владыке Мира составлена по Сент-Иву и пр. Особенно нападает на последнюю главу, хотя сам признаётся, что у него нет способности к мистическому восприятию.

Прочёл вторично труд Сент-Ива, но мог уделить ему внимание лишь в примечании. Он даже в таком тоне говорит: «Что было бы, если бы я не взял на себя инициативу обнаружить вашу Синархию, вашу Мудрость!..»

Можно ли считать все высшие школы мистерий древности отделами Братства?

Прочёл интересную книгу Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии, где он дал систему «Ангельских чинов». Он говорит, что «цель всякой Иерархии состоит в неуклонном подражании богу» и «что богословие небесные и высшие Существа, равно как и боголюбивейших и священных мужей наших, называет даже богами». Он приводит из Библии, что сам Иисус назван «Ангелом великого совета»[170] (т. е. Братства?) (Ис. IX, 6). Мне интересно потому, что не вполне ещё представляю, в какой мере христианская «ангелология» относится к Братству в Высших Мирах.

С сердечной благодарностью читал Ваше письмо от 12 августа, с которым познакомил и старшую группу. Будем хранить в сердце все данные Указания. Чувствую, что наступает время, когда Учение с Гор спустится в долины. Вижу весь простор и все дали. Да, мы подступили к решительным событиям. Вся Европа в настоящее время переживает глубокую смуту. Уверены, если не сегодня, то завтра начнётся взрыв. Но я уже писал Н.К. о том, что мы в Обществе все сплочены самыми дружественными Узами единения. Какие бы ни предстояли переживания, мы во всё большем сердечном объединении будем созидать своё культурное дело и с глубокой верой в Щит Великого Владыки пойдём навстречу БУДУЩЕМУ.

Шлю Вам и Н.К. нашу самую сердечную благодарность и наши самые преданные мысли и лучшие пожелания. Искренне преданный Вам,

Р. Рудзитис

Элла Рейнгольдовна просит передать Вам свою самую сердечную благодарность за привет Вашего сердца. Ваши мысли о ней дают ей новую силу жизни.

_______

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.009 с.)