Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Случай из жизни: как родители хотели спасти сына от армии в России, А потеряли в секте США

Поиск

 

Я не пожалела времени и, под видом неофитки, посетила несколько воскресных служб в Сиэтле. Одно дело – отмахиваться от сектантов, другое дело – понять структуру секты, образ жизни ее обитателей (обряды, психология, отношения внутри секты). Служба в таких приходах напоминает языческие праздники – с песнями, славящими Бога.

Политика общины зависит в значительной мере от личности пастора, его влияния и авторитетности. Методы, которые используют пасторы, сильно варьируют от прихода к приходу. Темы проповедей самые разные: «Опасность образования», «Интернет как орудие дьявола», «Смерть

Христа», «11 сентября и конец света». Они в целом отражают настрой общины против изысков цивилизации, образования, техники, кроме того, там очень сильны антимусульманские настроения и гордость принадлежности к «правильной церкви».

Одна из основных целей пасторов в эмиграции – поддержание позитивного образа общины как беспроблемной и успешной, что очень важно с точки зрения мимикрии под американский стандарт. Я слышала вещи, которые никак не согласуются с действительностью, например – «Наша церковь одна из самых образованных. Восемь из наших женщин собираются стать медсестрами. Четыре парня – программисты в Майкрософте».

Но однажды мне пришлось активно вмешаться в деятельность секты так называемого харизматического, радостного культа. Более того, мне пришлось бросить все дела и отправиться на встречу с пастором крепкого сложения, лет 45. Но требовалось вмешательство извне.

 

19‑летний юноша, россиянин, бросил свою семью, отца и мать, чтобы уйти в украинскую религиозную общину, секту. Два года он где‑то пропадал. Родители, занятые на работах, как все вновь прибывшие эмигранты, думали, что он проводит время с русскими юношами и девушками. Они выехали из Тюмени, чтобы спасти ребенка от армии. А потеряли его в сетях соотечественников– сектантов.

Родители обратились ко мне как единственному русскоязычному специалисту в надежде восстановить единство семьи. К этому времени пастор запретил юноше визиты к психологам и внушил, что они могут применить особые средства гипнотического воздействия. Приглашать юношу на встречу было делом безнадежным. Решено было ехать через весь Сиэтл, в жару, два часа в воскресный день по пробкам, чтобы успеть к концу проповеди.

Дорога была пустынной, родители не спали всю ночь, поэтому выехали рано и прибыли не к концу, а к началу службы. Празднично одетые, на машинах (как правило, ярких цветов – красного, голубого, серебристо‑белого), женщины в косынках с люрексом, некоторые в вечерних платьях, люди собирались на проповедь как на праздник. Вокруг была слышна украинская речь, люди целовались при встрече. Службу вели сразу несколько пасторов, одетых в дорогие костюмы, при галстуках. Сама церковь явно новая, казалось, еще немного, и запахнет краской, этакий новомодный дом культуры с витражами, сценой с несколькими микрофонами, роялем слева. На трибуну всходили один пастор за другим и зычными голосами читали по написанному ими заранее тексту проповедь. Задача явно состояла в том, чтобы довести паству до высокого энергетического состояния. На втором часу этого «митинга» некоторые плакали, кто демонстративно, а кто и в самом деле находясь в экстатическом состоянии.

Мать юноши, из‑за которого мы попали в эту историю, шептала мне на ухо «Смотрите, они же ненормальные. Это еще ничего. А бывает, такой вой стоит…» Наконец мы разыскали глазами ее сына, который оказался где‑то среди младших подростков. Но как только он увидел свою мать, сразу сорвался с места и стал пробираться к выходу. Мы устремились за ним. Удаляясь, он прятал глаза, отворачивал голову и если и смотрел вперед, то разве что на свой пупок, избегая, таким образом, гипноза, как и учил пастор. Он бежал напрямик, через газоны и строго расчерченную парковочную стоянку, исчез, только мы его и видали.

Все, что я могла сделать, так это поговорить с пастором, чтобы понять его позицию. Но тут реакцию ужаса и протеста выдала мать. Она кричала, что ни за что не будет разговаривать с человеком, который увел ее сына, что она его убьет, церковь сожжет, и дело с концом. «Хорошо, – сказала я, – пойду одна, а вы меня подождите». Проповедь к этому времени закончилась, и люди выходили из церкви, целуясь и приветствуя нас. «Вiтаэмо!» – и целуют. «Что они говорят?» – «Они приветствуют нас на украинском языке». Она в ужасе бежала. Через две минуты, обцелованная прихожанами, я осталась одна у выхода из молельного дома, дожидаясь пастора.

 

Разговор с пастором длился около часа. Он вел себя внешне лояльно, стал как‑то сразу уверять, что всегда пытался вернуть мальчишку домой, но тот не хотел, привязался. Что он запрещал ему ходить по домам проповедовать: юноша, зараженный религиозной идеей, одержимый в своем желании служить общине, ходил по домам, призывал к служению Господу, раздавал агитационную литературу. «Он – маньяк, я считаю, что он еще не окреп духом, чтобы проповедовать». Вроде разумно. Однако он не был искренен, пытался выиграть время, чтобы ретироваться, оставив впечатление вежливого человека.

Мать, маячившая где‑то вдалеке, медленно приблизилась, и, наконец, присела на лавочке невдалеке. Смотреть на нее было больно. Они сцепились. «Зачем вы забрали моего сына?!» – «Он сам ушел от вас. Все начинается с семьи». – «Вы даже не даете нам уехать». – «Пожалуйста, пусть едет! Психолога тут привели..». С трудом удалось заставить их говорить мирно. Вскоре мы заметили и юношу, обеспокоенного происходящим. Пастор позвал его, и тот, по‑прежнему отворачивая голову, приблизился. «Я всегда говорил тебе, что мать – это святое! – нарочито, с пафосом провозгласил пастор. – Мы поговорим с ним, когда он придет ко мне на беседу». Оказывается, помимо проповедей, каждый вторник парень ходил на проработки. «Почему вы не установили контакт с родителями, как только поняли, что парень ходит к вам тайком от отца с матерью?» – «Ему девятнадцать лет. Он уже сам может распоряжаться собой. Потом, было ясно, что родители будут против». – «Но это их семейное дело. Давайте не преувеличивать семейные проблемы. Они приехали сюда, чтобы спасти парня от армии, а потеряли его по другим причинам. Причем навсегда». – «Он уйдет от нас, как только захочет. Никто тут насильно не держит». – «По внешнему виду понятно, что он находится под воздействием. Он прячется, заговаривается. Взгляд остекленевший». – «У нас много молодых людей. Он один такой попался. Волочится за младшими, сам ничего путного придумать не может». – «Зачем вы берете у него родительские деньги?» – «Никто у него ничего не брал. Пора уже зарабатывать самому. Моя задача найти ему работу и женить». Разговор становился все более жестким. Наконец, он раздраженно и прямо сказал, что власть над парнем он терять не намерен.

Мать и сын плакали, обнявшись, но ясно было, что пастору достаточно было лишь сказать слово, чтобы сын бросил мать и подчинился его команде. Отца юноша игнорировал. Ненавидел его с детства.

Данный разговор воспроизводил типичный набор аргументов и контраргументов между пастором и неверующими родителями. Случай этот был не единственным в постсоветской эмиграции. Говорили, что молодежь, как правило юноши, попадают в секту, бросают родителей, предварительно вынеся из дома деньги и ценности, отдав их в общий коммунальный котел. Испытывая эмоциональный голод, дети эмигрантов откликаются на любой призыв и внимание со стороны, легко поддаются агитации, начинают бродяжничать, теряют интерес к светской жизни и просто волочатся за кем‑то из младших прихожан, у кого на них есть время и на кого они еще производят впечатление своим геройским уходом от мирских забот.

Родители пытались еще пару раз насильно увезти его из города в один из госпиталей по восстановлению жертв психологического насилия. Чем больше они пробовали обмануть своего сына, поскольку договариваться не удавалось, тем большее сопротивление он оказывал, не веря уже ничему.

 

Мать пыталась напоминать ему о детстве, о том, как они были близки. «Я где‑то читала, что нужно напоминать им про детство, чтобы избавить от зомбирования». Но каждое утро он уезжал, а когда у него отбирали машину, уходил пешком в церковь. Отец считал, что причиной всех несчастий было элементарное отсутствие навыков физической работы. Он был твердо уверен в том, что если мальчишку увезти в Смоленскую губернию, в деревню к родственникам, он быстро образумится. Только вот одна проблема, парень не хотел садиться на самолет. Родители также обращались в органы натурализации и иммиграции, через которые все члены семьи оформляли вид на жительство. Они просили отобрать у них гражданство, так называемую «гринкарт». Чиновники были в изумлении. Обычно за «гринкарт» борются, а не отказываются. «Даже если вы сожжете свои документы, мы будем считать вас гражданами нашей страны». Отказались они и насильно транспортировать (фактически депортировать) сына. «Наши службы этим не занимаются», «У нас свобода исповедания».

После двух месяцев терзаний родители быстро распродали свое имущество на так называемых salegarage по бросовым ценам Так же была продана машина, сдан дом. И они уехали, оставив сыну денег на обратную дорогу. У подруги, которая обещала потратить их только на покупку билета для парня, если он этого захочет.

История развивается печально. Поскольку парень оказался не способен к простому физическому труду, а психика окончательно расстроилась, его поместили в госпиталь, чтобы подлечить. Дальнейшая его жизнь, скорее всего, проходит между сектой и госпиталем.

Кроме того, что пасторы претендуют на роль абсолютных авторитетов и с ними нельзя ни поговорить, ни договориться, меня возмущает и то, что талантливым мальчишкам и девчонкам из семей простых членов общины заказана дорога наверх. Мои коллеги, американские профессора и учителя, жаловались, что стоит выписать ребенку из такой общины направление в школу для одаренных детей или подарить компьютер, немедленно вступает в силу запрет со стороны пастора. Никаких «привилегий», школа – только для обучения азам грамоты.

Эта история меня задевала лично. Много лет назад мы с моим девятилетним сыном Федором оказались в сходной ситуации. Каждое лето я отправляла его к родителям на месяц, именно в Украину. Мои родители жили в маленьком городе Светловодске Кировоградской области. Из‑за тяжелого экономического положения, криминальной обстановки люди устремились в многочисленные молельные дома.

Когда я была в возрасте моего сына, то слышала кое‑что о баптистах, которые молятся по ночам, поют песни, закрывшись у кого‑то в доме. Моя бабушка рассказывала истории о бабках‑баптистках с осуждением, поскольку те отписывали свои дома церквям, ничего не оставляя родным детям. Ходили эти бабки, низко опустив голову, что‑то бормоча себе под нос. Моя мама, пока отец служил во флоте, снимала квартиру у одной из них. Хозяйка была против контактов с «чужими», агитировала ее принять участие в общей молитве. Надо сказать, что мама – физик по образованию, и всякая мистика никак не сочеталась с ее атеистическими взглядами.

Но сегодня почти на каждой улице есть новый, только что открытый молельный дом. Под эти цели отданы библиотеки, стадионы и дома культуры. На фоне общей нищеты они выглядят слишком помпезно: с гаражами, большими подворьями. Одна из наших соседок подалась в баптисты, уведя за собой сына. Дружба наших детей чуть не обернулась для нас большой проблемой. Женщина посчитала, что и моего сына нужно спасать. Однажды она попросила мальчишку помочь ей с кормом для коз и., увела его на службу. Он стал ходить туда тайком, очень мучаясь оттого, что его принуждали обманывать. Я приехала, как только узнала о том, что Федор стал ходить на службы по воскресеньям и целую неделю старается вести себя безукоризненно.

Говорить с соседкой оказалось делом бессмысленным. «А он сам попросился». Ложь во благо – кажется, такой принцип исповедуется баптистами. Я немедленно увезла сына в Москву. У меня ушла пара месяцев на то, чтобы восстановить отношения с ним. Я на всю жизнь запомнила его остекленевший взгляд, его просьбы с болью: «Надо молиться, чтобы Христос простил» и слезы.

Но мне было легче – стаж посещения служб был небольшим.

Конечно, мы должны научиться терпимому отношению к другим сообществам, которые живут не так, как мы. Но когда речь идет о защите прав детей, охране их психологического здоровья, вопрос об интервенции государства в семью и общину надо ставить жестко. Еще вчера было понятно, что внешнему контролю должны подвергаться алкоголики и психически больные люди. Сегодня количество категорий увеличилось. Нам все еще непривычно критически оценивать поведение взрослых людей, которые не пьют и не курят, да к тому же много и бескорыстно работают. Зомбированные сектанты именно такие.

Мое собственное исследование религиозной идентификации детей в разных странах мира, в том числе детей эмигрантов, показывает, что славянские, по своему происхождению, дети, как правило, считают себя православными, даже если их семьи не ходят в церковь и не молятся на ночь. Принадлежность к религии своих предков или хотя бы лояльное, уважительное отношение к ней позволяет нам сохранить психологическую близость со своей семьей, а также позитивную идентичность. С психологической точки зрения, это – безусловная ценность. Но формирование идентичности, в том числе и религиозной – долгий поступательный процесс. Это не для малышей. Не для дошкольников, которым трудно оперировать абстрактными ценностями. Они их пугают.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ, ВЕРУЮЩЕМУ И АТЕИСТУ

♦ Дорогие мамы и бабушки, а также те немногочисленные папы и дедушки, которые взялись читать эту книжку. Нам нельзя игнорировать мировоззренческие вопросы. Пустота порождает монстров. За нашими детьми идет охота, не всегда честная и видимая, и всегда под благовидными предлогами, что делает нас особо безоружными.

♦ Религиозность ребенка должна определяться в семье и не вредить его психологическому здоровью.

♦ Поддержка глубокой психологической связи с ребенком – единственная верная гарантия того, что вы не потеряете его психологически, даже если он подвергнется активному воздействию религиозных фанатов и агитаторов.

♦ Активная религиозная жизнь вокруг – повод поговорить с ребенком о сакральном, о том, что такое Бог, религия в жизни людей, почему они ходят в храмы, почему церкви разные, почему Рождество в России, Америке, Израиле, Баку и Токио празднуют в разные дни?

♦ У дошкольников предметно‑образное, мифологическое, сказочное сознание. Они верят в чудеса, превращения, а мир им кажется продуктом деятельности антропоморфных существ, волшебников, богов, сильных личностей. Поэтому дети этого возраста особо чувствительны к вопросам религии. Но, рассказывая им религиозные мифы, не забудьте познакомить их с мифами Древней Греции, или просто почитать народные сказки.

♦ Так вам легче будет сделать обобщения. Религия – это устные и письменные сказки и мифы, которые учат людей, как жить, любить, хорошо друг к другу относиться. Когда люди вырастают, они начинают читать и другие книжки, ездить по миру, интересоваться жизнью других людей. Почему? Потому что это интересно. А люди хотят жить хорошо и интересно. Не вредя, а, наоборот, помогая другим. Жизнь – это большое путешествие в неизвестность. Нужно быть внимательным, осторожным и задавать много вопросов, чтобы не сбиться с пути.

♦ А почему люди ходят в церковь? Они таким образом наглядно демонстрируют, что помнят о важных правилах жизни. Они хотят поблагодарить всех хороших людей, которые жили раньше, за то, что передали им эти правила, научили их жить.

♦ Так кто такой Бог? Бог – это самая главная и любимая сказка людей. Каждый выбирает свою. Бог – это самый старший, главный герой, которого слушают все остальные. Он напоминает о правилах поведения, чтобы все были довольны и счастливы.

 

Подобная версия вполне понятна любому «начитанному» ребенку, тем более ребенку компьютерного века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.011 с.)