Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как выглядит бог и нужно ли его бояться.
Неправильно надеяться на то, что ребенок вырастет и сам разберется с вопросами веры. То есть, конечно, он будет разбираться с этим и без вас. Но не сообщить ему минимум мировоззренческой информации – значит оставить один на один с вопросами жизни, смерти, смысла всего происходящего на земле. В конце концов любой ребенок захочет узнать, почему одни люди ходят в церковь, крестятся, а другие вроде делают то же самое, но местом их воскресных визитов является мечеть.
СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Если в 80‑х гг. уровень религиозности в городах составлял 10–20 %, а в сельской местности – 20–30 % и выше (в среднем порядка 20 %), то исследования начала 90‑х гг. показывают рост уровня религиозности до 40–45 %, а с конца 90‑х гг. – от 40 до 60 %. В последнее время наметился отток прихожан. Только в Государственном реестре Минюста на 1 января 2001 г. зарегистрированы 20 215 религиозных организаций, представляющих около 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. 54 % религиозных организаций объединяют православных христиан. Вторая по популярности религия – ислам.
Итак, на территории нашей страны основными религиями являются православие и мусульманство. Мусульманского Бога зовут Аллахом. Если вы цивилизованный человек, то сравнение религий и верований вы ни за что не проведете в негативном ключе – одна лучше, а другая хуже. Вот что говорят мудрые родители: «Просто православие ближе к нам, и наши бабушки, и наши дедушки верили в своего Бога, он поддерживал их в трудную минуту, хранил их от бед и позволял отвечать на самые важные вопросы». «Даже если у человека не было достойного защитника в семье и никто не мог дать ему совета, всегда был такой авторитет, который, по крайней мере, думал о бедном человеке и вразумлял его». «Бог – это надежда на защиту и на то, что все проблемы разрешатся благополучно». «Бог – это родной, светлый человек. Он справедлив и силен». «Бог – это Дед Мороз» … Да‑да, одна знакомая мне мама так и объясняла своему шестилетнему сыну:
– Когда‑то люди придумали Деда Мороза. Ты же веришь, что Дед Мороз – это очень хороший дедушка, который помнит обо всех детях и готовит всем им подарки? – Никакого Деда Мороза нет. Сашка сказал, что подарки дарят родители. Вы мне подарили мои любимые конфеты и диск с игрой, которую я просил.
– Большой вопрос. Я тоже никогда не видела Деда Мороза после того, как выросла. Но думаю, он и не приходит к большим детям. Знаешь, почему? – Потому что они противные и плохо себя ведут? – Почему это? Очень даже хорошие ребята есть и ведут себя замечательно. – Потому что они – не дураки? – Это точно. Но не это главное. С 10–12 лет каждый ребенок переходит на другую ступень. Он становится ближе к Деду Морозу, и сам начинает делать то, что делают все Деды Морозы. Готовить и дарить подарки, заботиться о детях – это самая прямая их обязанность. – А если я не хочу этого делать? – Как хочешь. Но тогда к твоим детям никогда не придет никакой Дед Мороз. – Но ты же все равно будешь дарить им подарки? – Кому, внукам? Конечно, буду. И ты будешь, и твоя жена будет. Только все дети ждут Деда Мороза и Снегурочку.
Это один из первых разговоров о сверхъестественных силах в нашей жизни После него легко перейти к тому, чтобы поговорить о Боге. Даже если вы – атеист и не считаете нужным вообще заморачиваться по этому поводу, вы, как образованный человек, не будете отрицать значения мифологии в формировании личности ребенка. Смысл ее не в том, чтобы одурманивать его («религия – опиум для народа» и все такое прочее), а в том, чтобы формировалась целостная личность, во внутреннем пространстве которой все персонажи определены и договариваются друг с другом. Есть такие вопросы, на которые нельзя ответить однозначно и прямо, какими бы правдивыми мы ни хотели предстать перед нашими детьми. Можете ли вы ответить на вопрос, что такое любовь? Однако точно сможете рассказать десяток историй о счастливой и несчастной любви, о том, как она может вдохновлять и унижать. И о том, как трудно разгадать все ее тайны и избежать всех ловушек. Любовь, Бог, Жизнь – самые большие и трудно постижимые проекции личности человека. Говорить о них можно и нужно долго, раскрывая разные аспекты и для себя, и для ребенка. Дед Мороз – хорошее начало. Сказки, несмотря на их языческое содержание, – это первый уровень обобщений о жизни, доступный ребенку. Моя французская коллега Одиль Каррэ исследовала влияние рассказывания сказок на психику ребенка и установила, что они оказывают колоссальное психотерапевтическое влияние как на самого ребенка, так и на его отношения с родителем, который эту сказку рассказывает. Сам по себе процесс рассказывания успокаивает и одновременно питает детский ум. Сказка позволяет проживать вместе с ребенком тысячи ситуаций – сложных, опасных и радостных, она сближает нас с нашими детьми, сохраняя, таким образом, не только целостность личности ребенка, но и единство семьи.
Еще один образный прототип идеи Бога – добрый Волшебник. Волшебники, как известно, населяют сказки. Кажется, в наших отечественных сказках мир предстает более враждебным, чем стоило бы: то Баба‑яга, то Кощей, то Леший, то Соловей‑разбойник. Хотя американские психоаналитики, приводя в пример именно русские народные сказки, считают, что злых персонажей не нужно бояться, с ними нужно договариваться, а если надо, то и бороться, и обманывать их. В каждой душе живут не только светлые персонажи, но и темные. Всё как в жизни. Русские сказки, по мнению известного психоаналитика Клариссы Эстес, позволяют развивать интуицию ребенка, тренировать его инстинктивную сферу. В жизни полно ситуаций, которые требуют колоссального напряжения внутренних ресурсов, разрешить которые можно, только полагаясь, если хотите, на свой собственный острый нюх, интуитивно. Трудно не согласиться с Эстес. Помните: направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь?.. Волнительный момент. Типичная, между прочим, жизненная ситуация.
Итак, сказки – еще одна ступенька на пути к разговору о важных и существенных темах.
– Так как же прямо ответить на вопрос о том, есть Бог или нет? – спрашивает родитель. – Однозначно нужно отвечать, что есть. Утвердительно. Он есть! Хотя бы потому, что на сегодняшний день большинство жителей планеты уверены в его существовании. А является он идеей, живым существом или сущностью жизни, ребенку предстоит исследовать позже или самому. Можно ответить более точно: «Большинство людей думает, что Бог есть, и это помогает им жить».
Отвечая на вопросы ребенка, важно не закрывать тему, а озадачивать его и оставлять возможность для других вопросов и рассуждений. Это значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы честно признаться:
– Я пока не могу ответить на этот вопрос. Давай подумаем… Давай поспрашиваем?
К сожалению, директивные методы воспитания, принятые у нас в семьях, приводят к тому, что ребенок, как правило, больше никогда не обратится к вам с вопросом, который ему так тяжело дался.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.007 с.) |