Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел V. Искусственные компоненты ландшафтной композиции.

Поиск

Сооружения в ландшафте.

Природный ландшафт является основным композиционным фактором любого объекта ландшафтной архитектуры. Архитектурные сооружения, которые вписываются в природное пространство, могут выглядеть в общей композиции по – разному, либо происходит гармоничное слияние, либо наблюдается диссонанс. В процессе проектирования зданий и сооружений в природном окружении выделяют три уровня задач:

Ø формирование архитектурно – ландшафтного ансамбля, в результате чего, природные предпосылки территории максимально учитываются, архитектурное сооружение органично вписывается в естественную среду и между ними устанавливается композиционная взаимосвязь (Версаль, Петергоф, Стрельна);

Ø подробная архитектурно – ландшафтная детализация открытых пространств, прилегающих к сооружениям и организуемых ими;

Ø включение естественных природных компонентов в архитектуру здания.

 

В последние годы процесс сближения архитектуры и окружающего природного пространства происходит всё более активно. Выражается это в частности, например, в том, что архитекторы визуально объединяют внутренние помещения с наружным окружением за счёт раскрытия видов из окон, использования террас и балконов, применения в оформлении интерьеров живых растений, воды и инертных материалов.

Фактически, распределение по территории зданий и сооружений является способом реорганизации естественного ландшафта. Эти преобразования могут стать позитивными, когда архитектура по формам, масштабам, фактуре и пр. параметрам гармонично вписывается в ландшафтное окружение, или негативным, когда сооружения не согласуются и даже разрушают ландшафт.

Для достижения гармоничного единства архитектурных зданий и сооружений с окружающим ландшафтом необходимо следовать композиционным законам. Прежде всего следует понимать, что такие формы ландшафта, как горы, холмы, долины, реки и озёра серьёзным изменениям не подлежат. Можно конечно воспользоваться геопластикой, но это слишком дорогое удовольствие, чтобы с её помощью производить грандиозные изменения.

Природный контекст на объекте может быть нейтральным (луг, равнина, крупные деревья), а может быть ярко выраженным (холмы, овраги, лесные массивы, водоём или река). Но у каждого из компонентов есть свои характеристики: размер, форма, положение в пространстве, фактура, цвет, освещенность. Архитектурный объект, вписываемый в это окружение, также имеет свои характеристики. И эти характеристики объекта и природного окружения могут находиться между собой в гармоничном балансе или контрастировать.

Различная степень согласованности архитектуры и природного окружения в первую очередь определяется характером их взаимосвязи, а не размерами. Так, например, и здания, и окружающая растительность могут быть как массивными (еловый лес), так и ажурными (берёзовая роща). Дробная застройка или лёгкое здание с большой площадью окон будут хорошо согласовываться с живописным пейзажем.

Превалирующее или починенное положение соору­жения в ландшафте главным образом определяется его разме­щением: вдоль линий рельефа и в его понижениях ведет к согласованности, поперек рельефа и на его подъёмах – к контрасту. Застройка ниже уровня абриса леса и среди леса подчинена природному фону, многоэтажная на фоне на­саждений – всегда контрастно доминирует. Таким образом, чтобы сооружение максимально согласовывалось с окружающим природным ландшафтом, оно должно иметь небольшую величину, лёгкую про­странственную структуру, геометрическую форму, анало­гичную формам ландшафта, гармоничное цветовое соче­тание архитектурных и природных компонентов.

Кроме достаточно крупных архитектурных объектов в оформлении садов, парков, лесопарков, в городском благоустройстве широко используют малые архитектурные формы.

Малые архитектурные формы –  небольшие сооружения, применяемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово – парковую композицию. Эти сооружения служат для ландшафтно – эстетического обогащения территории объекта, создания условий для комфортного отдыха, для визуальных коммуникаций и т.д.

При любых обстоятельствах малые архитектурные формы должны составлять единое художественное целое и быть согласованными друг с другом и окружающим их пространством.

Беседка – архитектурное сооружение, расположенное среди зелёных насаждений и предназначенное для кратковременного отдыха без учёта определённого характера занятий. Наибольшее распространение получили беседки размером 3,5X3,5 м или 5X5 м при высоте соответственно 2,5 и 3 м. Устанавливают беседки с учётом функционального зонирования территории, особенностей рельефа, маршрутов аллей и дорожек. На территории парков беседки и ротонды размещают на повышенных точках рельефа с тем, чтобы на них можно было открыть перспективный вид (рис. 112).

Материал, из которого изготавливают беседки, должен стилистически сочетаться с окружающим пространством и строениями.

Трельяж – легкий решетчатый, чаще свободно расположенный вертикальный каркас, оформленный вьющимися или опирающимися растениями. Применяется для ограждения площадок отдыха или отдельных скамей, маскировки нежелательных видов, оформления глухих стен, входов в здания, в качестве вертикального зеленого фона для солитерных растений, скульптуры, фонтанов и т. д. Трельяжи могут быть выполнены из деревянных реек, металлического прута, проволоки. Габариты и количество звеньев предопределяется функциональным назначением, архитектурной идеей и расположением на озеленяемой территории.

Пергола – легкое декоративное сооружение из стоек и арок или полуарок с ажурным перекрытием, которое служит опорой для вьющихся растений. Перголы образуют над дорожками или площадками теневой навес и предохраняют от солнца. Высота пергол обычно достигает 2,5 – 3 м, а ширина – в зависимости от интенсивности пешеходного движения (2 – 3 м) или необходимости затенения участка территории определённого размера. Опоры пергол изготавливают из дерева, кирпича, камня, металла, применяются асбестоцементные трубы. Решетчатое перекрытие выполняется из деревянных брусков, металлических стержней, уголка, труб.

Арка – это дугообразное перекрытие пролета между двумя опорами, выполненное из камня, металла и дерева (рис. 111). Устанавливаются обычно при входе в сад или над дорожкой. Для украшения возле арок высаживают лианы (плетистые розы, клематисы, актинидию, аристолохию, виноград, жималость – каприфоль и т.д.

Открытый очаг – служит для разведения открытого огня, приготовления разных блюд, отдыха и развлечений. Обычно открытый очаг устанавливают на территории загородного участка в зоне барбекю. Очаг кладут из кирпича, булыжника или комбинации из этих материалов, а также других природных и искусственных строительных материалов. По своему назначению и функциям может заменить мангал и гриль.

Расположение малых архитектурных форм на территории объекта должно быть увязано с функциональными зонами и архитектурно – планировочным решением.

Садовая мебель – это скамьи и столы.

Скамьи – самый необходимый элемент внешнего благоустройства и мест отдыха. Их устанавливают на площадках, у фонтанов, водоемов, цветников, в беседках, в тени деревьев. Для кратковременного отдыха применяют скамьи без спинок, для более длительного – скамьи со спинками. Спинки и сиденья скамеек изготавливают из теплого, легко обрабатываемого материала – дерева, а опоры – из металла, бетона.

Деревянные скамейки в парках устанавливают через 200 – 250 м на главных направлениях и через 500 – 600 м – на второстепенных. В зависимости от посещаемости рекомендуется размещать среди зелени 30 – 60 скамеек на 1 га.

Кроме стационарной мебели летом широко используют переносную мебель – кресла – качалки, садовые стулья, шезлонги. Они должны быть легкими, удобными, простыми и красивыми.

Столы  устанавливают для настольных игр детей и взрослых, для чтения книг, чаепития и т.д. Их размер рассчитывают исходя из предполагаемого единовременного числа людей, собирающихся у стола. Для расчета берут по 0,5 - 0,6 м длины скамьи и стола на одного человека, а высоту принимают 60 – 80 см для взрослых и 40 – 60 см для детей. Тень над ними создают крупные деревья, зонты из яркой ткани или навесы.

Контрольные вопросы.

1. Виды задач, решаемые в процессе проектирования сооружений в природном окружении.

2. Чем определяется доминирующее или подчинённое положение сооружения в ландшафтном окружении?

3. Дать определение малых архитектурных форм и объяснить их назначение.

4. Беседки – назначение, месторасположение, материалы для изготовления, оформление.

5. Арки, перголы, трельяжи – назначение, месторасположение, материалы для изготовления, оформление.

6. Садовая мебель – эргономика, стилистика, материалы.


 
    Рис.1. Художественный образ. Усадьба Кусково, г.Москва
 
 
 
Рис. 2. Внутренние пространства. Ханский дворец, г. Бахчисарай

 


 

Рис. 3. Открытые пространства. Италия, г. Римини, парк

«Италия в миниатюре»

 

 

   Рис.4. Геоэкологически - оптимизированный культурный

                 ландшафт, Талдомский район, пгт. Запрудня

 

 

 Рис. 5. Ландшафтный дизайн,        г. Паджера, Польша                                  

  Рис. 7. Зелёная скульптура.       Италия, г. Римини

 

 

 

           Рис. 6. Живые изгороди, усадьба Кусково, г. Москва

 

Рис. 8. Обработанный рельеф. Италия, г. Сан Марино, кафе

 

 

       

 

 

 Рис. 9. Искусственный водоём. Ботанический сад МГУ, г. Москва

 

 

 

                    Рис. 10. Пергола. Германия, г. Нюрнберг

 

 


 

             Рис. 11. Инертные материалы. ВВЦ, г. Москва

 

 

 

Рис. 12. Фонтаны. Петергоф, г.Санкт Петербург

 

 

 

 

Рис. 13. Лестницы, подпорные стенки. Б.Утриш

Рис. 14. Декоративная скульптура. Италия, г. Сан Марино, Танец комаров

 

 

           Рис. 15. Парковая мебель. Италия, г. Римини

 

 

 

 

      Рис. 16. Визуальные коммуникации, г.Владимир

       

 

 
Рис. 17. Ландшафт речной долины, р. Варзуга, Кольский полуостров
 
 
 
           Рис. 18. Ландшафт пустыни, Фан - Фьет, Вьетнам  

 

 

Рис. 19. Водно – эрозионный ландшафт, Фан - Фьет, Вьетнам

 

 

 

               Рис. 20. Карстовый ландшафт, Тартанхул, Крым

 

 

Рис. 21. Подзона тайги, Кольский полуостров

Рис. 22. Подзона смешанных лесов,

 р. Варзуга, Кольский полуостров

 

 

 

                    Рис.23. Степная зона, Ростовская область

 

             Рис. 24. Зона субтропиков, Доминиканская республика

 

 

 

 

Рис. 25. Фация – болото, Дмитровский район

Рис. 27. Урочище. Моренный холм,    Приэльбрусье

 

       Рис. 26. Подурочище. Мужской монастырь, г.Бахчисарай

 

 

 

               Рис. 28. Местность, р. Нерль, Калязинский район


 

 

 

Рис. 29. Природно – антропогенный ландшафт, Клинско – Дмитровская гряда

 

 

 

 

 

 

                   Рис. 30. Антропогенный ландшафт, г. Анапа

 

 

 

 

            Рис. 31. Акультурный ландшафт, Анапский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 32. Культурный ландшафт, Боголюбский монастырь,                 Владимирская область

 

 

 

 

Рис. 33. Садово – парковый ландшафт, Дворец Питти, г. Флоренция

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 34. Этнокультурный ландшафт, исторический музей, г.Суздаль

 

 

 

                     Рис. 35. Биотоп, Талдомский район

 

 

 

                     Рис. 37. Структура водного фитоценоза


 

 

 

Рис. 36. Фитоценоз – сосновый лес

Рис. 38. Весенний аспект фитоценоза

 

 

 

 

Рис. 39. Летний аспект фитоценоза

 

 

 

 

Рис. 40. Осенний аспект фитоценоза

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 41. Предзимний аспект фитоценоза

 

 

 

 

Рис. 42. Зимний аспект фитоценоза

 

 

 

 

 

Рис. 43. Потенциальная устойчивость коренных экосистем России

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 44. Карта нарушенности природных экосистем России

 

 
                 

 

 
Рис. 45. Храм Покрова на Нерли
 
 
 
Рис. 46. Культурный ландшафт – вид на Золотой мост, г. Флореция
 
Рис. 47. Культурное наследие. Мексика, г. Экбалам
 
 
 
Рис. 48. Природное наследие – Мёртвое море, Израиль

 

 

                         Рис. 49. Город Сайгон, Вьетнам

 

 

 

         Рис. 50. Природный каркас, г. Римини, Италия


 

 

 

Рис. 51. Природно – экологический каркас, г. Анапа

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 52. Историко – культурный каркас, г.Тимрюк, музей под открытым небом

 

 

 

 

Рис. 53. Социохозяйственный каркас, пос. Сенной, винный завод «Фанагория»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 54. Городской рекреационный парк, г. Дрезден, Германия

 

 

Рис. 55. Закрытое городское пространство, г. Флоренция, Италия

 

 

 

Рис. 56. Открытое городское пространство, г. Владимир

 

Рис. 57. Урбанизация природы

 

 

 

Рис. 58. Рурализация города, ГАС Богородское


 

Рис. 59. Дорога I класса, Петергоф

 

 

 

Рис. 60. Дорога II класса, ГБС, г. Москва

 

Рис. 61. Дорога III класса,

 Владимирская обл., парк,

П. Красная горбатка

Рис. 63. Дорога V класса – дорога для конной езды, Владимирская обл., парк, п. Красная горбатка

 

Рис. 62. Дорога IV класса – велосипедная дорожка, г. Нюрнберг

 

 

                                     Рис. 64. Мощение «брекчия»

 

 

 

Рис. 65. Клинкерный кирпич, г.Нюрнберг, Германия

Рис. 66. Мощение из природного камня

 

Рис. 67. Деревянное поперечное мощение

Рис. 68. Деревянное продольное мощение

 

 

 

 

 

 

Рис. 69. Мощение деревянными  спилами

Рис. 71. Композиция – сад Марченко

Рис. 70. Грунтовое покрытие

 

 

 

Рис. 78. Точка обзора, Петергоф

Рис. 72. Баланс регулярной композиции

Рис. 73. Баланс свободной

Композиции

 

 

Рис. 74. Метрический ряд

Рис.75. Ритмический ряд

 

 

 

 

 

 

Рис.76. Эффект линейной перспективы

 

 

 

 

Рис.77. Правило золотого сечения

 

           

 

 

 

 

Рис. 79. Глубина паркового пейзажа, Петергоф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 80. Глубина паркового пейзажа, ГБС, г. Москва

 

 

 

Рис. 81. Вид на ротонду, г. Анапа

 

 

 

Рис. 82. Пейзаж, Лефортово, г. Москва

 

Рис. 83. Панорама, Новый свет

 

 

 

Рис. 84. Планы паркового пейзажа, ГБС, г. Москва

 


 

 

 

Рис. 85. Луговое пространство

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 86. Луговое пространство

 

 

 

 

Рис. 87. Парковый партер, Петергоф

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 88. Парковый массив, Кусково, г. Москва

 

 

 

 

Рис. 89. Ландшафтная композиция, Петергоф

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 90. Цветовая палитра, р. Нерль

 

 

 

 

Рис. 91. Характеристика цветового тона

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 92. «Проваливающийся» центр цветника, ВВЦ, г. Москва

 

 

 

 

Рис. 93. Контрастный цветник, Г.К. «Даниловский», г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 94. Нюансный цветник, г. Дрезден

 

 

 

 

   

Рис. 96. Отрицательные формы рельефа, Вьетнам

Рис.97. Террасирование склона, Вьетнам    

 

   

 

 

 

Рис. 95. Положительные формы рельефа, Вьетнам

 

 

 

 

Рис. 98. Смотровая площадка, г. Рим, Италия

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 99. Ступопандус, г. Рим, Италия

 

 

 

 

 

Рис. 100. Пандус, Кусково, г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 
Рис. 101. Водоём, ГБС, японский сад, г. Москва

Рис. 102. Эффект отражения

 

 

 

 

Рис. 104. Струйный фонтан, Петергоф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 103. Фонтан со скульптурным оформлением, г. Римини

  Рис.106. Рабатка, г. Дрезден

 

 

 

 

Рис.105. Клумба, ВВЦ г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.107. Бордюр, Китай, Санья

 

 

 

 

Рис. 108. Арабеска, г.Дрезден, Германия

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 109. Миксбордер, сад МГУ

 

 

 

 

Рис. 110. Партер, ВВЦ г. Москва

 
         

 

 
Рис. 111. Арка с аристолохией, сад МГУ
 
 
 
Рис. 112. Садовый павильон, Петергоф

                               Глоссарий

    

Аллеи – создаются вдоль парковых дорог при помощи одно – или многорядной линейной посадки только деревьев или деревьев совместно с кустарниками.

Альпинарий – в классическом понимании каменистый сад, горка или рокарий – искусственно созданное каменистое сооружение, отображающее своеобразную красоту горного ландшафта, с использованием альпийской флоры.

Арабески – это небольшие по площади цветочные насаждения вычурной формы, напоминающие по своему абрису (внешнему виду) венки, растительные или геометрические узоры, гирлянды, арабскую вязь, эмблемы и т.д.

Арка – это дугообразное перекрытие пролета между двумя опорами, выполненное из камня, металла и дерева.

Архитектурная композиция – представляет собой художественно выразительную систему форм, отвечающую функциональным и конструктивно – техническим требованиям.

Боскет – это крупная, геометрически правильная по планировке, форма древесно – кустарниковых насаждений, используемая в регулярных парках.

Бордюр – живая изгородь из низкорослых (менее 1 м) красиво – цветущих или декоративно – лиственных кустарников (спирея японская, барбарис Тунберга и др.) или цветочная полоса, отделяющая газон, миксбордер  или клумбу от дорожек в парках, садах и скверах.

Вертикальное расчленение рельефа – это относительные превышения одних точек местности над другими, возникающие в результате чередования положительных и отрицательных форм рельефа.

Геоморфология – наука, которая занимается изучением происхождения рельефа, истории его развития, внутреннего строения и динамики современного состояния.

Геопластика – это пластическая обработка рельефа с помощью искусственного создания его форм.

Горизонтальные расчленения рельефа – это степень расчленения земной поверхности сетью отрицательных форм рельефа (балки, овраги, речные долины).

Группы формируются из деревьев и кустарников, подобранных по законам биологической совместимости видов, и в расчете на круговой обзор.

Демография (от греч. – народоописание) – это наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и определяющих данный процесс.

Живая изгородь – представляет собой рядовую посадку свободно растущих или формованных кустарников или деревьев с плотно сомкнутыми густыми кронами.

Клумба – это форма цветочного оформления, которая имеет различные геометрически законченные контуры с примерно одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях.

Композиционный замысел – может быть явным и скрытым, подразумевает основную главную идею проекта.

Композиция (от лат. compositio – связь, соединение, строение, структура) – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Контраст – чётко обозначенная разница между свойствами пространственных форм предметов, растений и т.д.

Ландшафтная композиция предполагает деление территории объекта на части (функци



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.015 с.)