Построение пейзажной картины парка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение пейзажной картины парка.



Парк – это место для отдыха, где жители города имеют возможность непосредственного общения с природой. Художественное достоинство парка определяет сумма впечатлений от его видов, пейзажей, панорам и их фрагментов.

При проектировании парков огромное значение имеет умение подчеркнуть пространства парка в пейзажах, используя при этом специфические приёмы.

На всех стадиях своей работы проектировщик парка решает две группы взаимообусловленных задач:

Ø во – первых, следует создать плоскостную планировочную организацию всех элементов парка на основе функционального зонирования его территории;

Ø во – вторых, необходимо построить объёмно – пространственную организацию этих компонентов в пейзажах парка.

Важно, чтобы в процессе проектирования обеспечивалась синхронная разработка проекта парка в плане, а также в линейной и воздушной перспективах.

В ландшафтной архитектуре исторически сложились два характера стилевого решения парковой территории: регулярный (архитектурный) и свободный (живописный).

Проектная работа по созданию парка происходит с двумя ландшафтными плоскостями: горизонтальной, на которой закладывается функциональное зонирование территории, дорожно – тропиночная сеть, насаждения; и вертикальной, где проявляется эстетическая сторона парковых картин, в частности, гармония масс зелени и архитектурных форм, свето - цветовые решения, пластика рельефа и т.д.

 Универсальным модулем парковых пространств является человек. Т.е. размеры парковых пространств устанавливаются применительно к росту и высоте глаз человека. Глубина паркового пространства определяется построением линейной перспективы и зависит от высоты обозреваемого объекта или его ширины, если она больше, умноженной на коэффициент зрительного восприятия (рис. 79, 80).

Коэффициент зрительного восприятия определяется по углу «ясного видения» и для парковых картин составляет 1,5 – 3.

В зависимости от угла возможного обзора паркового пространства и находящихся в нём объектов, следует различать:

Ø картины (виды) – секторные перспективы местности, воспринимаемые активным полем зрения (угол обзора 28 – 60⁰) (рис. 81);

Ø диорамы (пейзажи) – секторные перспективы местности, воспринимаемые всем полем зрения (угол обзора 140 - 176⁰) (рис. 82);

Ø панорамы (ландшафты) – круговая перспектива местности, воспринимаемая в повороте всем полем зрения (угол обзора 360⁰) (рис. 83).

Художественный образ паркового ландшафта складывается в результате последовательного восприятия посетителем видов, пейзажей и панорам парка, организованных системой «линейных маршрутов» или «панорам – концентров».

В зависимости от угла обзора на каждой видовой точке проектируется от 1 до 3 парковых картин, остальное пространство является нейтральным и необходимо для отдыха посетителей от ярких впечатлений. Выделение основных картин достигается за счёт создания на первом плане сектора обзора обрамления и доминант из объектов природы и архитектуры, а также усилением выразительности второго и третьего планов картины.

Художественная выразительность ландшафтообразующей картины парка зависит от высоты уровня глаз, количества планов, численности элементов, масштабного строя и расположения основных компонентов.

Картины парка должны быть спроектированы в расчёте на наиболее реальную высоту уровня глаз человека среднего роста, а это 150 – 170 см. Положение линии глаз человека над уровнем почвы определяет линию горизонта картины. Высокий горизонт, формирующейся тогда, когда видовая точка располагается на высоких отметках рельефа, позволяет раскрыть объёмность паркового пространства. Низкий горизонт определяется видовой точкой, расположенной на низких отметках рельефа, позволяет выявить силуэтность пространства.

В пейзажной живописи поверхность полотна картины обычно делят на 5 и более планов изображаемого пространства. Выразительность пейзажных картин в натуре определяют три плана: передний, средний и дальний (рис. 84). Деление пейзажа на планы можно произвести с помощью кулис из растительности, складок рельефа местности, а также других природных и архитектурных компонентов, расположенных от зрителя на определённом расстоянии. Глубина первого, второго и третьего планов соотносится между собой как 1: 2: 4 при определяющей величине первого плана, который зависит от высоты составляющих его элементов.

В качестве примера паркового вида можно рассмотреть следующую иллюстрацию, в которой определяющим глубину планов картины будет растение вяз шершавый. Высота данного вида во взрослом состоянии достигает 25 м, следовательно нормальное его восприятие возможно при удалении наблюдателя на расстояние, равное двойной высоте растения, что и будет определять глубину первого плана в 50 м. Глубина второго плана будет составлять – 100 м, а третьего – 200 м.

Количество главных природных и архитектурных элементов, составляющих композицию картин, устанавливается в зависимости от задач формирования парковых пейзажей. Но в тоже время оно бывает ограничено способностью человека воспринимать их в определённом количестве. Для выражения художественного образа паркового ландшафта бывает достаточно не более 7 грамотно скомпанованных элементов.

Масштабный строй парковых элементов (сооружений, малых архитектурных форм, скульптур, растительных композиций) должен быть хорошо «читаем» и соразмерен человеку. Для оценки масштаба парковых элементов их показывают в сопоставлении со знакомыми объектами, удалёнными от наблюдателя на тоже расстояние.

Общее размещение масс земли и зелени по отношению к наблюдателю может быть фронтальным, диагональным и пирамидальным, что в конечном итоге определяет пропорциональность частей и целого, симметрию или асимметрию, статичность или динамичность пейзажной картины.

Ясность видимости предметов и деталей пейзажа, кроме расстояния, определяется рельефностью. Рельефность предметов зависит от их освещения. При боковом освещении, вызывающем образование рефлексов, «отрывающих» их от фона, предметы кажутся более объёмными, чем при прямом освещении. В связи с этим обстоятельством обзорный маршрут по парку должен быть построен в направлении от южных границ парка к северным.

В том случае, если в композиции подобраны близкие по форме и цвету растения, «оторвать» их друг от друга и от фона можно только с помощью достаточных расстояний, что не всегда осуществимо в небольших по площади парках. В указанных ситуациях также применяют боковое освещение, которое выполняет поставленную задачу лучше, чем прямое освещение.

Повысить рельефность композиций можно и за счёт различий в интенсивности окраски составляющих её компонентов. Для этого более светлый объект располагают на фоне более тёмного и наоборот. Например, светло – зелёные туи или лиственницы можно показать на фоне тёмно – зелёных елей. В случае с клёном остролистным, который по яркости окраски своих листьев занимает промежуточное положение, его освещённую сторону следует располагать на тёмном фоне (ель обыкновенная), а затенённую часть на светлом фоне (лиственница сибирская).

По углу обзора, количеству элементов, глубине пространства и т.д. парковые территории образуют простые и сложные композиции, в которых сочетаются насаждения, различные формы рельефа, водные поверхности, архитектурные сооружения.

Простые парковые композиции могут входить в состав более сложных, а могут выполнять и самостоятельные функции. Простые композиции, составляющие открытые парковые пространства, представлены лугами, полянами, партерами; закрытые парковые пространства – формируют массивы и рощи; промежуточные парковые пространства образуют разреженные древесно – кустарниковые насаждения и одиночные деревья на фоне луга, поляны или газона.

Простые и сложные композиции можно располагать на пластически обработанных формах рельефа таких, как возвышенности, впадины, склоны, холмы, тальвеги, благоустроенные акватории.

Луга – представляют собой крупные парковые пространства с травяным покровом, имеющие однородные почвенно – климатические условия, которые занимают основную часть территории в загородных лесо – и лугопарках (рис. 85).

Луга проектируются на относительно ровных, несколько всхолмленных участках, площадью более 4 га, с соотношением высоты окружающих древесно – кустарниковых насаждений к ширине луга менее 1: 10.

При свободном режиме посещения нагрузка на луг может составлять 5 – 10 чел./га. Увеличение нагрузки возможно в том случае, если территория будет благоустроена путём прокладки дорожек, создания площадок для тихого и пляжного отдыха, игр и т.д.

Художественное оформление луга заключается в создании красивого травяного покрова с включением крупных пятен цветущих многолетних растений и размещением древесно – кустарниковой растительности в виде групп, небольших куртинных посадок и отдельных солитерных экземпляров.

Поляны – это парковые территории, имеющие травяной покров, частично или полностью ограниченные древесно – кустарниковыми посадками, водоёмами и парковыми сооружениями (рис. 86).

По размеру поляны делят на:

Ø малые – В = (1,5 – 2) Н;

Ø средние – В = (2 – 4) Н;

Ø крупные – В = (4 – 6) Н;

где В – ширина поляны,

Н – высота окружающей древесно – кустарниковой растительности.

Длина полян должна соразмеряться с их шириной в пропорциях близких к 1:1; 1,5:1; 2:1; 3:1. При размере выше 10 Н и площади больше 4 га пространство относят уже к луговому.

При проектировании паркового пространства поляны располагают у его границ в том случае, когда необходимо раскрыть перспективный вид на интересную архитектуру города или впечатляющий природный ландшафт. Расположение полян в центральной части парка оправдано тогда, когда основой парковой композиции служит изолированное зелеными посадками открытое пространство. Равномерное распределение полян по парковой территории осуществляется в том случае, когда общая композиция построена на смене открытых и закрытых пространств.

В композиции парка поляны объединяют в цепочки, анфилады и группы, внутри которых выделяют главные и второстепенные поляны. На основных главных полянах высаживают особо декоративные деревья и кустарники, а также цветущие травянистые многолетники. В посадках на второстепенных полянах преобладает однотипная древесно – кустарниковая растительность с включением отдельных декоративных экземпляров..

Выходы на поляны подчёркиваются солитерными или групповыми посадками.

Поляны организуют на участках со спокойным рельефом, с уклоном до 50‰, обеспечивающим отвод поверхностных вод. Для лучшего освещения продольные оси полян ориентируют в направлении с запада на восток.

Парковые дорожки могут быть проложены по периметру поляны, а могут её пересекать. Однако, в любом случае их трассировка должны быть чётко увязана с видовыми точками.

Окантовка полян растительностью может быть линейной или кулисной, разреженной или плотной. Ярусное построение опушки массива и её изрезанный контур смягчают границы перехода между закрытым и открытым пространством и создаёт более интересную игру света и тени.

Декоративное оформление полян предусматривает одиночную и групповую посадку деревьев и декоративных кустарников, размещение цветников, скульптур, малых архитектурных форм, водоёмов.

Партеры – это ровные участки правильной геометрической формы, покрытые газоном или инертными материалами, украшенные цветниками, кустарниковыми или цветочными бордюрами и выделенные из прилегающих территорий парковыми дорожками (рис. 87). В композицию партеров возможно включение водных устройств, таких как бассейны, каскады, фонтаны, декоративной скульптуры, малых архитектурных форм, в частности пергол, трельяжей, беседок и т.д.

При проектировании партеров ориентируются на пропорции его сторон ширины к длине, которые должны укладываться в соотношения от 1:1 до 1:3, при ширине партера не менее двух высот окружающей растительности.

Главные видовые точки на композицию партера устанавливают по уровню рельефа выше, например, на искусственных возвышениях, на верандах, террасах или балюстрадах. На участках с выраженным рельефом партеры разбивают в виде террас, укреплённых подпорными стенами, либо в виде плавных откосов.

В парках обычно партеры устраивают при решении композиций центральных входов, парадных территорий или при оформлении участков около общественных зданий.

Массивы – представляют собой биологически устойчивые сообщества древесной, кустарниковой и травянистой растительности, площадью не менее 0, 5 га и отношением меньшего размера в плане к высоте окружающих деревьев более 4: 1 (рис. 88).

Площадь массивов в парках составляет около 10га, в лесопарках – 50 га. По конфигурации массивы бывают компактной, вытянутой или сложной формы. Для обеспечения защиты от пыли, шума, а также визуальной изоляции, оптимальная ширина массивов должна составлять 100 – 150 м.

Парковые массивы по видовому составу растений делят на чистые, которые состоят из одной древесной породы, и смешанные, содержащие две или несколько пород. Чистые массивы обычно бывают одноярусные и деревья в них размещаются равномерно. Смешанные массивы состоят из нескольких ярусов (до 4), а стволы деревьев в них располагают куртинами, неравномерно. Нижний ярус в таком массиве состоит из подроста основных пород, а подлесок – из сопутствующих кустарников.

По контуру парковых массивов оформляется опушка, защищающая массив и создающая более плавный переход от древесно – кустарниковых насаждений к травяному покрытию. Обычно опушка формируется из низкорослых деревьев и кустарников. Пластичность опушки можно усилить цветовыми и фактурными различиями крон.

Парковые массивы можно создавать двумя способами. Это либо реконструкция существующего массива, либо закладка нового. Посадка растений в массивах проводится по изогнутым линиям, повторяющим рельефные линии, что позволяет, во – первых, механизировать эти работы и, во – вторых, уйти от нежелательной в этом случае регулярной посадки.

Внутри массивов оставляют открытые прогалины, вытянутые с запада на восток. Их общая площадь ориентировочно равна площади проекций крон, окружающей их древесной растительности. Эти прогалины повышают эстетические, оздоровительные и эксплуатационные качества массивов, а также сокращают количество посадочного материала на их создание.

Массивы располагают по периферии парка. Смешанные массивы изолируют парковую территорию от неблагоприятного воздействия внешней среды, оптимизируют условия для роста растений и гнездования птиц, представляют собой зелёный фон, на котором демонстрируются внутрипарковые композиции.

Одной из вариаций массивов являются рощи, представляющие собой некрупные однородные массивы, площадью около 0,5 – 1,5 га. Наиболее декоративными являются рощи при гнездовом расположении деревьев. При сочетании на крупных парковых территориях рощ из различных пород деревьев позволяет разнообразить композиции парка.

Редина – ещё одна разновидность паркового массива, размером 0,3 – 0,4 га, с небольшой вертикальной сомкнутостью крон, не имеющая подлеска. Чаще всего редина применяется для перехода к открытому пространству.

Группы формируются из деревьев и кустарников, подобранных по законам биологической совместимости видов, и в расчете на круговой обзор. Древесно – кустарниковые группы могут быть однопородными, разнопородными, а могут быть дополнены посадками из травянистых цветущих и злаковых многолетних растений, а также декоративными кам нями и скульптурой.

Парковые группы делят на малые, состоящие из 3 – 5 деревьев и шириной не более ½ их высоты; средние, состоящие из 6 – 9 деревьев и шириной не более одной их высоты; большие, состоящие из 10 – 18 деревьев и шириной не более 1,5 их высоты.

Расстояние между растениями в некрупных группах составляет 3 – 5 м, в крупных 4 – 6 м. В центре группы деревья высаживают плотнее, чем по периферии.

Малые группы из одной породы деревьев смотрятся наиболее декоративно в том случае, если они высажены методом «букетной посадки» на расстоянии 0,5 – 1,0 м друг от друга или в одну яму большего, чем обычно, размера.

Аллеи – создаются вдоль парковых дорог при помощи одно – или многорядной посадки только деревьев или деревьев совместно с кустарниками.

Аллейная посадка пространственно выделяет планировочную структуру дорожной сети парка, разграничивает различные парковые зоны и затеняет трассы пешеходного движения.

На парадных парковых территориях с регулярной планировкой организуются прямолинейные аллеи с равномерным размещением деревьев, создающие глубокие перспективы. Завершают подобные перспективы парковыми сооружениями, декоративной скульптурой и т.п.

Планировочные узлы аллей – площадки, пересечения дорожек – выделяют дополнительным, более расширенным ассортиментом растений.

В том случае, если длина аллеи более 300 м, её следует «разорвать» путём изменения породного состава или структуры посадок. Просветы в аллейных посадках, которые также создают для «ухода» от их монотонности, должны соответствовать самым живописным видам и пейзажам сопрягающихся участков.

При свободном очертании аллей, их симметричная обсадка обычно не проводится. Но нет правил без исключений.

Солитерные посадки – создают из высокодекоративных деревьев и кустарников, высаженных одиночно (в одном экземпляре) на наиболее важных композиционных точках.

Солитерные растения, высаженные около парковых сооружений, сглаживают переход от растительных насаждений к архитектуре, а также подчёркивают их масштабность.

Выше мы рассмотрели правила построения различных парковых пейзажей. Однако, «сумма» этих пейзажей отнюдь не составляет парковую композицию, если отсутствует композиционный замысел, придающий им целостность и единство.

Композиционный замысел, который может быть явным и скрытым, подразумевает основную главную идею проекта.

Например, мемориальный парк, посвящённый победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, имеет совершенно явный замысел – выразить мощь, единство, сплочённость и непобедимость советского народа.

И совсем другая ситуация в том случае, если парк организован для тихого спокойного отдыха и прогулок. Замыслом такого парка является создание единой цельной композиции, в которую входят пейзажи тесно связанные и гармонирующие с окружающей природой.

Цельность композиционного строения парка на практике достигается, во – первых единым идейным замыслом, объединяющим пейзажи полян, массивов, водных поверхностей и т.п., и во – вторых, единой композиционной осью, роль которой в ландшафтных живописных парках играет единый пешеходный маршрут.

Единство и цельность композиции парка должны сочетаться с пейзажным разнообразием, в противном случае пространство парка окажется монотонным и скучным. Однако следует иметь в виду, что человек не может воспринимать большое количество следующих подряд красивых пейзажных картин. В связи с этим в общем пространстве парка необходимо предусматривать нейтральные спокойные переходы, не вызывающие сильных впечатлений и острых эмоций. Эти спокойные картины имеют крайне важной значение, т.к. показанный на их фоне контрастный пейзаж произведёт гораздо более сильной впечатление. Из всего выше сказанного следует, что трассировка паркового прогулочного маршрута должна быть приурочена к расположению видовых точек.

Эмоциональное воздействие парковых пейзажей, мимолётность и повторяемость впечатлений также имеет большое значение. В отношении мимолётности и повторяемости впечатлений главную роль играют отдельные деревья – так называемые «ведущие паркообразующие породы», которые встречаются и запоминаются непосредственно при входе в парк, а по мере дальнейшей прогулки при повторной встрече эти впечатления закрепляются.

По своему строению и составляющим компонентам парковый пейзаж может быть статичным и динамичным, величественным и жизнерадостным, живописным и оригинальным, а может, к сожалению, быть и никаким!!!

 

Контрольные вопросы

1. Как рассчитывается глубина паркового пространства?

2. Что такое коэффициент зрительного восприятия?

3. Чем отличаются между собой вид, пейзаж и панорама?

4. Что определяет видовая точка, расположенная на разных уровнях рельефа?

5. Какие планы различают у натурных парковых картин и как соотносится их глубина?

6. Каким образом определяют масштаб парковых элементов в пейзажной картине?

7. Что такое рельефность предметов и от чего она зависит?

8. Какие парковые элементы формируют открытые пространства? Дать их характеристики.

9. Какие парковые элементы формируют закрытые пространства? Дать их характеристики.

10.  Что такое промежуточные парковые пространства?

11.  Каким образом создают парковые массивы?

12.  Какие группы наиболее декоративны с художественной точки зрения?

13.  Что такое композиционный замысел и что от него зависит?

14.  От чего зависит эмоциональное воздействие пейзажа?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.041 с.)