Основные функции педагогической деятельности. Профессиональные умения и личностные качества педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции педагогической деятельности. Профессиональные умения и личностные качества педагога.



В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности:

1. Развивающая функция является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:

· · гностическую (познавательную), включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д.

· · исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д.

· · информационную, включающую умения пользоваться речевой

выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д.

· · побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

2. Конструктивная функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

3. Проектировочная функция обеспечивает отбор и организацию содержание необходимой информации, которая должна быть усвоена обучающимися, воспитанниками; проектирование деятельности обучающихся, воспитанников, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с детьми.

4. Ориентационно-прогностическая функция выражается в умении педагога определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты.

5. Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

6. Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание и методы общественного воспитания.

7. Коммуникативно-стимулирующая функция связана с тем большим влиянием, которое оказывают на воспитанников личное обаяние учителя, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.

8. Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

9. Исследовательско-творческая функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

10. Аналитико-оценочная функция заключается в том, что педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с работой коллег.

Функции педагогической деятельности направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.

 

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:

· педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

· эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

· педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

· педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

· педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

· культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

· педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

 

9. Профессиограмма педагога дошкольного учреждения: педагогические знания, умения, способности.

Профессиональные функции (что обязан делать)

Профессиональные умения (применение знаний на практике)

Профессиональные качества (направленность на работу)

Психолого-педагогические Частно-методические Специальные
1. Охрана жизни и здоровья детей: - ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка в группе; - внимание к его нуждам; - оказание при необходимости первой медицинской помощи. 2. Педагогические - планомерное обучение и воспитание детей своей группы; -квалифицированное решение задач разностороннего развития каждого ребёнка; - планирование воспитательно-образовательной работы на следующую неделю. 3. Организационно-педагогическая работа: - создание в группе условий для развития детей; - целесообразный подбор и размещение мебели, игрушек, пособий, оборудования; - обеспечение пособиями, дидактическими материалами, образцами по ИЗО и т.д. 4. Педагогическое просвещение родителей: - пропаганда педагогических знаний среди родителей и населения; - обучение родителей индивидуальным и коллективным формам работы с детьми; - выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания 5. Самообразование - постоянное расширение и пополнение знаний; -совершенствование педагогического мастерства; - ориентация в изданиях; - активное участие в методической работе дошкольных учреждений. 1.Аналитические - опора на психологию; - диагностика уровня развития, воспитанности и обучаемости каждого ребёнка. 2.Проектировочные - опора на педагогику и частные методики; - динамика педагогического воздействия на развитие личности каждого ребёнка и коллектива в целом; - планирование работы по руководству разными видами деятельности детей; - теоретическое обоснование выбора методов и форм работы. 3.Конструирование - опора на педагогику и частные методики; - решение воспитательных задач с учётом уровня развития, обученности, воспитанности детей своей группы; - организация занятий, режимных моментов с учётом психологических особенностей детей. 4.Организаторские - опора на педтехнику; - управление поведением и активностью детей; - использование наиболее эффективных средств педагогического воздействия; - умение лаконично, доступно объяснять детям задания, требования, правила. 5.Коммуникативные - опора на педтехнику; - установление педагогически целесообразных и оптимальных взаимоотношений с родителями; - контакт и правильный тон в общении; - индивидуальный подход к каждому ребёнку. 6. Педагогическая тактичность - чувство меры в общении с родителями и детьми: - создание обстановки доверительности и взаимопонимания. 1.Руководство игровой деятельностью - организация игры, как ведущей деятельности дошкольника; - развитие сюжетно-ролевой игры. 2.Физвоспитание - методика фИЗО; - реализация содержания фИЗО с помощью разных средств и методов. 3. ИЗО - методика ИЗО; -ориентирование в возможностях эстетического развития детей; - реализация задач и содержания с помощью разных средств и методов. 4. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: - методика развития речи; -ориентирование в возможностях речевого общения; - реализация задач с помощью различных средств и методов. 5.Конструирование - опора на сенсомоторику ребёнка; - ориентирование в возможностях ребёнка в конструировании. 6. ФЭМП - опора на познавательные и исполнительские возможности детей. 7. МУЗО - ориентирование в возможностях музыкально-художественной деятельности; - опора на методику. 8. Нравственное воспитание: - опора на личность ребёнка, его поведение, морально-нравственные качества, волю и сознание. 9. Трудовое воспитание: - опора на желание ребёнка трудиться; - ориентирование в возможностях детей овладеть необходимыми трудовыми навыками. 1.Познавательные - Умение работать с литературой; - Изучать опыт коллег. 2.Информационные - Умение пользоваться средствами речевой выразительности; - точно, логично, кратко излагать материал и добиваться его понимания детьми; - использовать ТСО 3.Мотивационные: - побуждать детей к активности, к действиям по правилам; - переводить знания в умения и навыки; - закреплять знания, умения и навыки в соответствии с возможностями детей. 4.Конструктивно - организаторские: - подбирать материал для игр и занятий; - планировать педпроцесс, охватывая коллектив и каждого ребёнка; - организовывать выполнение режима; - организовывать среду для содержательной деятельности детей в группе. 5. Творческие и исполнительские: - музыкальные (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.); - изобразительные (рисовать, лепить, конструировать и т.д.); - драматические (рассказывать, передавать образы героев и персонажей, владеть мимикой и пантомимой, искусством перевоплощения); - спортивные; - ручные умения (шить, вышивать, вязать) 1. Любовь к детям (внимание и чуткое отношение к каждому ребёнку). 2. Владение искусством общения с детьми (умение по поведению ребёнка судить о его состоянии) 3. Интерес и любовь к своей работе (грамотное осуществление повседневного ухода за ребёнком) 4.Доброжелательность, терпимость (проявление заботы о здоровье и благополучии ребёнка) 5. Эрудиция (умение передавать знания подрастающему поколению с учётом психо-физических и возрастных особенностей детей) 6. Динамизм (использование различных ситуаций в воспитательных целях) 7. Понимание социальной значимости профессиональной деятельности (лично-гуманистическая направленность на ребёнка: доброта и чуткость, отзывчивость, доверительность, самообладание, оптимизм, чувство юмора, справедливость). 8. Ясное понимание цели своей деятельности. Цель зависит от типа модели воспитателя: а) учебно-дисциплинарная Цель: вооружить детей знаниями, умениями, навыками. Задача: реализовать программу, угодить проверяющим. Результат: взаимное отчуждение, жизнь по "двойному стандарту". Тактика: опека и диктат по принципу "Делай как я". Способы общения: запрет, наставления, требования, разъяснения, наказания, угрозы, нотации, окрик. б) личностно-ориентированная Цель: содействовать становлению личности. Задача: обеспечить психологическое здоровье каждого ребёнка. Результат: неповторимая индивидуальность - раскрепощённость ребёнка. Тактика: сотрудничество, соучастие, действие по принципу "Давай попробуем вместе" Способы общения: понимание, умение видеть глазами ребёнка, умение стать на позицию ребёнка, учёт интересов ребёнка, учёт психоэмоционального состояния ребёнка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.67.13 (0.013 с.)