Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п | Содержание (пример) | Форма контроля (пример) |
2.1. | Повторить: - знание общей части стоматологического материаловедения, - знание гистологического строения твердых тканей зуба (кафедра морфологии), - классификация пломбировочных материалов, - свойства, предъявляемые к пломбировочным материалам | Самоконтроль |
2.2. | Изучить материал лекции № __2_ Тема: Адгезивные системы. Особенности взаимодействия твердых тканей зуба и адгезивных систем. Композитные материалы. Состав. Классификация. Свойства. Особенности выбора материала. | Самоконтроль |
2.3. | Прочитать учебник: Пропедевтическая стоматология: учеб. для мед. вузов / ред. Э. А. Базикян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. стр. 518-527 | Самоконтроль |
2.4. | Изучить дополнительную литературу: Максимовский Ю. М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас: учеб. пособие для студентов / Ю. М. Максимовский. - М.: Медицина, 2005. стр. 169-171 | Самоконтроль |
2.5. | Быть готовым ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Особенности химического состава и строения эмали и дентина, качественно влияющие на механизм взаимодействия адгезивных систем с твердыми тканями зуба. 2. Классификация адгезивных систем. 3. Адгезивные системы 1,2-го поколений (состав, свойства). Механизм эмалевой адгезии. Этапы работы. 4. Адгезивная система 3-го поколения (состав, свойства). "Смазанный" слой, формирование, состав. Тактика по отношению к "смазанному" слою при работе с адгезивной системой 3-го поколения. Этапы работы. 5. Адгезивные системы 4,5-го поколений (состав, свойства). Механизм адгезии к дентину. Методика тотального травления эмали и дентина. Этапы работы. 6. Адгезивные системы 6, 7-го поколений. | Самоконтроль |
Требования к форме одежды, оснащению рабочего места.
|
Внешний вид студента на занятии должен соответствовать требованию: халат, шапочка и сменная обувь. Рабочее место обучаемого оснащено стоматологическими муляжами, стоматологическим лотком, стоматологическим зеркалом, зондом угловым, шпателем, штопфер-гладилкой, стеклом для замешивания, кисточками или аппликаторами для нанесения адгезивных систем, адгезивные системы всех поколений.
4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к конечным результатам освоения дисциплины:
В результате освоения данной учебной дисциплины студент (обучающийся) должен:
Виды профессиональной деятельности (ФГОС ВО) | Профессиональные Задачи (ФГОС ВО) | Профессиональные компетенции (ПК) (ФГОС ВО) | Код ТФ/ Трудовые действия (ТД) (Профессиональный стандарт) | Код ТФ/ Необходимые знания (Зн) (Профессиональный стандарт) | Код ТФ/ Необходимые умения (Ум) (Профессиональный стандарт) |
Диагностическая | Диагностика стоматологических заболеваний и патологических состояний пациентов. | ПК-5: готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра ……инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания | А/01.7 ТД.1 - Первичный, осмотр пациентов. ТД.3 - Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза. ТД.8 - Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза. | А/01.7 Зн.4 - Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний. Зн.9 -Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ. Зн.16 - Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний Зн.17 - Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования Зн.18 - Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации) Зн.25 - Санитарно-эпидемиологические требования Зн.29 - Правила применения средств индивидуальной защиты | А/01.7 Ум.2 - Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний. Ум.16 - Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов. Ум.21 – Применять средства индивидуальной защиты. |
Лечебная | Оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. | ОПК-8: готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач | А/02.7 ТД.15 - Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний. | А/02.7 Зн.17 - Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования) Зн.18 - Современные медицинские изделия (в том числе современная аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии Зн.22 -Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях Зн.23 - Санитарно-эпидемиологические нормы и требования. Зн.27 - Правила применения средств индивидуальной защиты. | А/02.7 Ум.8 - Использовать лекарственные средства, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты).Ум.13 – Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания. Ум.25 – Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению. Ум.26 - Применять средства индивидуальной защиты. |
Лечебная | Оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. | ОПК-11: готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи пациентам со стоматологическими заболеваниями. | А/02.7 ТД.15 -Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний. | А/02.7 Зн.1 - Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета. Зн. 18 -Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии | А/02.7 Ум.8 - Использовать лекарственные средства, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты). |
ВПД 2 Организационно-управленческая | Создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала. | ОПК-2: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности | А/06.7 ТД.2 - Ведение медицинской документации. ТД.7 -Составление плана работы и отчета о своей работе. | А/06.7 Зн.6 - Особенности ведения медицинской документации. | А/06.7 Ум.3 - Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации. |
ВПД 2 Организационно-управленческая | Создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала. | ОК-1:способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | А/06.7 ТД.2 - Ведение медицинской документации. ТД.7 -Составление плана работы и отчета о своей работе. | А/06.7 Зн.6 - Особенности ведения медицинской документации. | А/06.7 Ум.3 - Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации. Ум. 6 – Составлять план работы и отчет о своей работе. |
Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента
|
|
№ цели | Содержание модуля | Виды деятельности студентов | Время |
1 | Проверка уровня теоретической подготовки к занятию | Опрос | 45 мин |
2 | Демонстрация преподавателем методики работы с адгезивными системами разных поколений | Ознакомление с методами работы с адгезивными системами разных поколений | 15 мин |
3 | Самостоятельная работа по освоению навыков работы с эмалевыми и дентиновыми адгезивами | Работа с эмалевыми и дентиновыми адгезивами на муляжах | 120 мин |
4 | Ответы на возникшие вопросы | Дискуссия | 15 мин |
5 | Заключительное слово преподавателя | 10 мин |
6. Самостоятельная работа студента Тема: 4. «Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения»
Ссылки компетенции и уровни усвоения | № | Содержание самостоятельной работы | Ø Деятельность | Ø Формы контроля уровня обученности |
ПК-5 А/01.7 Зн.4,9 Ум.2,16,21 ОПК-8 А/02.7 Зн.17,18,22,23,27 Ум.8,13,25,26 ОПК-2 А/06.7, Зн.6,Ум.3 ОПК-11 А/02.7 Зн.1,18; Ум.18 ОК-1 А/06.7 Зн.6, Ум.3,6 | 1 | Самостоятельная работа по теме Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения. | Ø прорабатывает учебный материал по конспекту лекций; Ø решает задачи; Ø выполняет задания для самоконтроля; | Ø проверка решения задач; Ø экспресс-контроль; |
7. Критерии оценок деятельности студента, при освоении учебного материала
Формы самостоятельной работы | Пятибалльная система оценки | ||||||||
отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно | ||||||
Критерии оценки реферата | Правильно оформлен титульный лист реферата (полное название университета, название кафедры, тема реферата, выполнил студент Ф.И.О. курс и группа, проверил должность преподавателя, ученая степень, звание, Ф.И.О.) | Правильно оформлен титульный лист реферата | Незначительные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указаны название кафедры, Ф.И.О. студента, курс и группа) | Существенные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указана тема, название университета и кафедры, Ф.И.О. преподавателя | |||||
Составлен план реферата, реферат разбит на главы, содержание соответствует заявленной теме, выводы, список литературы. | - реферат не разбит на главы, - нет выводов | - не составлен план, - реферат не разбит на главы, - нет выводов, - нет списка литературы | - содержание не соответствует заявленной теме реферата | ||||||
Критерии оценки выступления по реферату | Дана краткая характеристика адгезивных систем,актуальность применения | - не всем материалам дана краткая характеристика - не отражено применение объединенных материалов | - неполная характеристика материалов - не отражена технология объединения материалов | - выступление не соответствует теме реферата - отказывается выс-тупать по теме реферата
| |||||
Примечание: выступление по реферату на «отлично» и «хорошо» добавляет 1 балл к оценке реферата.
| |||||||||
Критерий оценки тестового контроля | Выполнено правильно 90-100% тестовых заданий | Выполнено 90 – 80% | Выполнено 80-70% | Выполнено менее 70% | |||||
8. Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие.
Основные понятия темы: «Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения»
Адгезия - это явление, возникающее при соединении разнородных материалов, приведенных в близкий контакт, для разделения которых следует приложить усилие. Адгезия встречается во многих случаях применения восстановительных материалов в стоматологии. Например, при соединении пломбировочного материала с тканями зуба, герметика и лака с зубной эмалью, при фиксации несъемных зубных протезов цементами. В ортодонтии на принципах адгезии крепятся брекеты на поверхности зуба. Адгезия присутствует и в комбинированных протезах: в металлокерамических протезах - между фарфором и металлом; в металлопластмассовых - между пластмассой и металлом и др.
Различают несколько механизмов образования адгезионного соединения за счет различных типов адгезионных связей.
Механическая адгезия заключается в заклинивании адгезива в порах или поверхностях субстрата. Оно может происходить на микроскопическом уровне (соединение полимера с протравленной эмалью) или на макроуровне (нанесение пластмассовой облицовки на поверхность металлического каркаса, фиксация съемных зубных протезов неорганическим цементом – цинк-фосфатным цементом).
Химическая адгезия более прочная и надежная. Она основана на химическом взаимодействии двух материалов, который присущ водным цементам на полиакриловой кислоте, в которой присутствуют функциональные группы, способные образовывать химические соединения с твердыми тканями зуба – с кальцием гидроксиапатита.
Диффузное соединение образуется в результате проникновения компонентов одного материала в поверхность другого с образованием «гибридного» слоя, в котором содержатся оба материала.
Адгезивная система - это набор веществ, применяемых в строгой последовательности и обеспечивающих обработку поверхности тканей зуба для последующего прикрепления к ней пломбировочного материала или цемента. Адгезивная система состоит из собственно адгезива (адгезивного агента, бонда, бондинг-агента) и веществ, подготавливающих поверхность (кислота, кондиционер, праймер). Адгезивная система может включать один адгезив и вещество для подготовки поверхности или несколько компонентов, наносимых поочередно или смешиваемых друг с другом.
Адгезивные системы должны отвечать следующим требованиям:
- прикрепляться к тканям зуба;
- прикрепляться к пломбировочному материалу или цементу;
- не растворяться в ротовой жидкости;
- выдерживать циклические, механические и термические нагрузки.
Различают адгезивные системы для эмали, для дентина, а также для эмали и дентина одновременно. По составу система - может быть одно-, двух- или многокомпонентной; по способу отверждения — самоотверждаемой, светоотверждаемой и двойного отверждения; в зависимости от содержания наполнителя — наполненной или ненаполненной. Если в состав адгезива входит кислота, то система называется самопротравливающей. Обычно для каждого пломбировочного материала разрабатывается собственная адгезивная система. Однако существуют и универсальные системы, способные фиксировать к дентину и эмали композиты, компомеры, металлы и керамику.
Вещества, подготавливающие поверхность можно разделить на кислоты и праймеры.
Кислота (минеральная или смесь органических) применяется для травления поверхности эмали, очищения поверхности дентина от «смазанного» и частично деминерализованного слоя. Обработка поверхности кислотой в некоторых случаях называется кондиционированием. Для этой цели могут использоваться неорганические (ортофосфорная) и органические (лимонная, малеиновая, полиакриловая) кислоты.
Праймеры могут быть представлены комплексом поверхностно-активных веществ, растворенных полимеров, кислот и других соединений, усиливающих адгезию. Праймеры могут быть как однокомпонентными, так и многокомпонентными.
Адгезив (адгезивный агент, бонд, бондинг- агент) — это полимерное вещество, непосредственно осуществляющее связь между тканями зуба и пломбировочным материалом или цементом. Адгезивы могут быть самотверждаемыми, светоотверждаемыми и двойного отверждения. Светоотверждаемые адгезивы используются только со светоотверждаемыми пломбировочными материалами и цементами. Некоторые адгезивы содержат в своем составе праймирующие вещества, тогда их называют однокомпонентными, или «в одной бутылочке».
Наполнитель в составе адгезива придает ему дополнительную прочность и возможность получения более толстого слоя при однократном нанесении. Специальные эластомеры позволяют сделать адгезив эластичным с сохранением целостности прикрепления при функционировании пломбы. Добавление ионов фтора в адгезив делает структуру эмали и дентина более кислотоустойчивой.
Ключевую роль в механизме сцепления композита с дентином уделяется смазанному слою, образовавшемуся вследствие инструментальной обработки дентина и состоящему из частиц гидроксилапатитов, разрушенных остатков одонтобластов и денатурированных коллагеновых волокон. Этот слой достигает в зависимости от вида препарирования толщины до 5 µм, он закупоривает дентиновые канальцы и покрывает, как прокладкой, интертубулярный дентин.
Этот слой называют смазанным или масляным. В результате кислотного протравливания поверхности дентина растворяется и полностью удаляется смазанный слой, раскрываются дентинные канальцы, происходит деминерализация поверхностного слоя дентина, обнажение коллагеновых волокон органической матрицы и активация ионов и апатитов дентина.
В настоящее время в стоматологии применяются адгезивные системы IV, V, VI поколения из 7 существующих.
Применение всех адгезивных систем требует четкого соблюдения инструкции по использованию.
9. Приложения для самостоятельной работы студенто
Контрольные вопросы:
1. Особенности химического состава и строения эмали и дентина, качественно влияющие на механизм взаимодействия адгезивных систем с твердыми тканями зуба.
2. Классификация адгезивных систем.
3. Адгезивные системы 1,2-го поколений (состав, свойства). Механизм эмалевой адгезии. Этапы работы.
4. Адгезивная система 3-го поколения (состав, свойства). "Смазанный" слой, формирование, состав. Тактика по отношению к "смазанному" слою при работе с адгезивной системой 3-го поколения. Этапы работы.
5. Адгезивные системы 4,5-го поколений (состав, свойства). Механизм адгезии к дентину. Методика тотального травления эмали и дентина. Этапы работы.
6. Адгезивные системы 6, 7-го поколений.
Тестовые задания:
1. Рекомендуемое время экспозиции протравочного геля на дентин:
а) не более 15 сек
б) не более 20 сек
в) не более 25 сек
г) не более 30 сек
2. Адгезивные системы V поколения содержат:
а) кондиционер, адгезив
б) кондиционер, праймер, адгезив
в) кондиционер, праймер
г) праймер, адгезив
3. Адгезивные системы IV поколения содержат:
а) кондиционер, адгезив
б) кондиционер, праймер, адгезив
в) кондиционер, праймер
г) праймер, адгезив
4. Гелем на основе 37% ортофосфорной кислоты устраняется:
а) смазанный слой
б) гибридный слой
5. Современный взгляд на вопрос времени протравливания эмали
перед пломбированием композитами
а) 15 с
б) 30 с
в) 40 с
г) 1 мин
д) 2 мин
6. Слой, состоящий из смолы и коллагеновых волокон дентина, носит название:
а) гибридный
б) смазанный
в) адгезивный
7. Бонд-агент (адгезив) – это:
а) 37% ортофосфорная кислота
б) смесь гидрофильных низкомолекулярных полимеризационноспособных соединений, которые проникают во влажный дентин, пропитывая его и образуя гибридный слой
в) ненаполненная смола, обеспечивающая связь композита с гибридным слоем и эмалью зуба.
8. Смазанный слой устраняется (выберите несколько правильных ответов):
а) 37% раствором ортофосфорной кислоты
б) праймером
в) адгезивом
г) 10% раствор малеиновой кислоты
9. Виды адгезии в стоматологии (выберите несколько правильных ответов):
а) механическую
б) физическую
в) химическую
г) термическую
10. Расположите по порядку этапы работы с адгезивными системы V поколения:
1) полимеризация галогеновым светом
2) высушивание полости
3) протравливание гелем 37% ортофосфорной кислоты
4) «раздувание» адгезива воздухом
5) нанесение однокомпонентного адгезива
6) смывание протравочного геля водой
Задачи:
1. Проводится пломбирование полости 46. Для пломбирования используется адгезивная система IV поколения. После препарирования и высушивания полости был нанесен праймер. Через 20 сек. праймер высушили слабой струей воздуха и нанесли тонкий слой адгезива. Адгезив распределили воздухом и провели полимеризациею галогеновым светом. Были ли допущены ошибки во время работы с адгезивной системой IV поколения? Какие? Методика устранения ошибок.
2. При работе с адгезивной системой V поколения перед нанесением однокомпонентного адгезива, было проведено протравливание поверхности эмали и дентина. Протравочный гель был нанесён на все поверхности отпрепарированной полости, и экспозиция его составила 30 сек. Выявите ошибки, допущенные на этом этапе работы. Какие осложнения повлекут эти ошибки?
3. При высушивании дентина и эмали после протравливания полости, дентин и эмаль стали идеально сухими, лишенными блеска. Правильно ли проведено высушивание?
Ø Алгоритм работы с адгезивной системой
Ø Алгоритм работы с адгезивной системой 4 ого поколения
Компоненты и последовательность действий | Средства действий | Критерий самоконтроля |
6. 1.Протравливание (кондиционирование) нанесение кондиционера на стенки и дно полости 7. 8. 2. Удаление кислотного геля и высушивание полости 3.Нанесение праймера на дентин 4.Нанесение адгезива на поверхность полости 5.Полимеризация адгезива 5.Полимеризация адгезива | Ортофосфорная кислота (гель)37%, аппликаторы Водяной/воздушный пистолет Праймер, аппликатор, воздушный пистолет Адгезив, аппликатор, воздушный пистолет Фотополимеризационная лампа Фотополимеризационная лампа | Гель должен покрывать ровным гомогенным слоем область эмали 30сек,а область дентина 15сек. Поверхность полости должна быть сухой и чистой Экспозиция праймера 30 секунд с последующим воздушным распределением и высушиванием Нанесение ровным тонким слоем адгезива на поверхность полости с последующим воздушным распределением и высушиванием Строгое соблюдение технологии нанесения адгезива согласно инструкции изготовителя Фотополимеризация с помощью фотополимеризационной лампы в течение 20 сек Фотополимеризация с помощью фотополимеризационной лампы в течение 20 сек |
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.016 с.)