Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этический словарь для школьников

Поиск

БЛАГОРОДСТВО

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы, способность жертвовать личными интересами в пользу общественных.

Верность – моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения; означает неизменную приверженность делу общества, класса, партии, общественному движению, неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношении с другими людьми, с которыми связывают узы дружбы, любви, брака. В

Вина – положение, противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.

Воля – явление психики, сознания, выступающее как активное, действенное субъективное условие для осуществления той или иной цели, для преодоления препятствий на пути к достижению цели.

Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера.

Добросовестность – склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах.

Доброта – готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность.

Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.

Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи.

Дружелюбие – чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо.

Душа – внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру.

Здравый смысл – благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире.

Доверие – Отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.

Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Мещанство – моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах.

Миролюбие – стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов.

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.

Ответственность – Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения его нравственных требований, предъявляемых обществом, выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Патриотизм – любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.

Почтительность – склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением.

Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).

Предательство – нарушение верности общему делу, требований солидарности, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Это форма осознания личностью своих обязанностей перед обществом.

Совесть – категория этики, характеризующая способность осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сознательность – склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.

Сопереживание – сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния.

Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь.

Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.

Тактичность – склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении.

Самолюбие – моральное чувство, в котором выражается уважение человека к себе как личности, основанное на признании своего достоинства.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношения к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения крайних мер давления.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Учтивость – вежливость, почтительность.

Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности.

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть.

Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям. Означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества.


Список литературы по философии и этике

1. Анисимов Л.И. Талиона закон // Российская юридическая энциклопедия. – М.: Инфра-М, 1999.

2. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. – М.: ИФРАН, 1995.

3. Беляева Е.В. Этика. Курс лекций. Белорусский государственный университет. 2015. URL: https://studfiles.net/preview/5113780/page:63/

4. Бердяев Н.А. Самосознание. Самопознание. URL: http://www.rodon.org/bna/s.htm

5. Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб. пос. – М.: Наука, Флинта, 2005.

6. ГрицановA. A. Калокагатия / История философии. Энциклопедия. URL: http://velikanov.ru/philosophy/kalokagatija.asp

7. Декларация Мехико по политике в области культуры / Культуры. Диалог народов мира (UNESCO). 1984. №3. С.78-79.

8. Деонтология социальной работы: учебник / Г.П. Медведева. – М.: Академия, 2011. – 222 с.

9. Дробышева Е.Э. История развития мировой культуры. Краткий конспект в таблицах: Учеб. пос. – Владивосток: ДВГМА, 2000.

10. История этических учений: Учебник / отв. ред. A.A. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003.

11. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. – М.: ИКФ Омега-Л, Высш. шк., 2003.

12. Костина А.В. Культурология: Учеб. пос. – М., 2006.

13.  Культурные механизмы формирования образа России: общее и особенное. Учебное пособие для студентов вузов / Мировая политика в условиях кризиса / под ред. С.В. Кортунова. М.: Аспект Пресс, 2010. 464 с.

14. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007.

15. Лефевр В.А.Алгебра совести. – М.: Когито-Центр, 2003.

16. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8-ми тт.Т. 2: Софисты. Сократ Платон; Т. 4: Аристотель и поздняя классика; Т. 7: Последние века; Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. (По указателю).

17. Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008, С. 348.

18. Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. – М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.

19. Мораль в современном мире и проблемы российской этики. Материалы конференции - круглого стола / Вопросы философии. – 2017. – №10. – С. 5-46.

20. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991.

21. Осмысление «феномена заблуждения» в европейской философии XVII-XIX вв. / А.И. Алешин // История философии и герменевтика: материалы Межвуз. научн. конференции. – М.: РГГУ, 2002. С.105-117.

22. Осмысление единства нравственного и правового сознания в русской философии /А.Ю. Исмаилов / Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2009. № 33. С. 138. С 136-139

23. Путин В.В. Национальный вопрос / Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html.

24. Российская цивилизация / под общей редакцией М.П. Мчедлова. М., 2003, С.66-69.

25. Русская ментальность и текст в терминах самоорганизации / М.Р. Проскуряков, Л.Д. Бугаева. – СПб, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.009 с.)