Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические особенности учебной коммуникации
Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности (равноправия) – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств. Этикет – совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности (современные синонимы – регламентация, протокол). В социальной коммуникации принято ориентироваться на максимы вежливости (Дж. Н. Лич):1. Максима такта – не следует затрагивать потенциально опасные темы (частная жизнь, индивидуальные предпочтения). 2. Максима великодушия – не обременять собеседника, не стараться доминировать. 3. Максима одобрения – не путать отношения между партнерами и отношение к миру (не судить, не осуждать). 4. Максима скромности – неприятие похвал в свой адрес. 5. Максима согласия – отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи (взаимная коррекция). 6. Максима симпатии – благожелательность для создания благоприятного фона общения. Социально заданные и культурно-специфические правила поведения людей в ситуациях общения, разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения называются речевым этикетом. Владение речевым этикетом является профессиональной обязанностью специалиста и создает репутацию организации. Речевой этикет определяется особенностями партнеров, вступающих в профессиональные отношения (социальный статус, место в служебной иерархии, профессия, пол, возраст, национальность, характер), а также ситуацией общения. В каждом языке закреплены этикетные формулы – способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те). К незнакомому лицу при выражении просьбы лучше обращаться фразой «Будьте любезны,…будьте добры…» В речи также приняты следующие этикетные формулы: благодарю, приношу извинения – извинения приняты, рад встрече, рад знакомству, всего доброго.
Национальная специфика русского этикета предполагает традиционные формулы обращения и приветствия: 1. Обращение по имени отчеству к старшему по возрасту или по служебному положению, в отличие от американской и европейской традиции. В деловой самопрезентации должно звучать полное имя: Галина, Александр. Как правило, в неофициальной обстановке обращаться к человеку нужно точно так, как он себя представил: «Георгий, можно Гоша». 2.Приветствие, обращение. Вне зависимости от социальной роли собеседников и степени их близости в деловом общении преобладает вы-общение и приветствие здравствуйте, добрый день (вечер, утро), приветствую, рад видеть т.п. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому на протяжении всей речевой ситуации его следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. Одни и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Нарушение дистанции общения – переход с «вы» на «ты» – имеет противоположную коммуникативную цель: в среде интеллигенции это показатель доверительности отношений, а в примитивной среде – показатель намеренного снижения статуса собеседника. В общении учителя со школьниками старшего возраста (от 14 лет) желательно использовать полное имя и обращаться на «вы» (Вы, Александр). Представляя собеседника, принято начинать с имени: «У нас в гостях Александр Иванов» или «Слово предоставляется Владимиру Ивановичу Петрову, директору школы». 3. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале ХХ века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по гендерному признаку женщина, мужчина, что в наши дни многими воспринимается как сексизм (признак гендерной дискриминации) и нарушение политкорректности. В непринужденной разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине стали употреблять слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. В последние годы многими используется обращение к незнакомому лицу «уважаемый».
4. В традициях русского речевого этикета не принято о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения. Типичная ошибка – обращение к человеку во множественном числе «Вы молодцы» (вместо «Вы молодец»). Крайней формой нарушения языковой и речевой культуры является речевая (вербальная) агрессия – обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств, или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. При этом достаточно прочное место для снятия эмоционального напряжения в национальных культурах занимают «ругательства» – инвективы – культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также языковой оборот, воспринимаемый в той или иной культурной традиции в качестве оскорбительного для адресата. Инвективу в узком смысле слова можно определить как способ существования словесной агрессии. Другие названия языковой инвективы: ненормативная, некодифицированная, табуированная, неприличная, непечатная, нецензурная речь. Исследователь В.И. Жельвис отмечает: «задача инвективы в ситуации эмоционального конфликта – просто оглушить в надежде, что оппонент не сможет оказать сопротивление. Такое оглушение работает на обе стороны, поражая и самого говорящего, который оказывается в том же искаженном мире перевернутых представлений, куда он поместил оппонента»[172]. По мнению филолога И.А. Стернина, неприличным (непристойным) может быть как языковое выражение, так и поступок или действие[173]. Неприличным (непристойным) может быть как форма языкового высказывания (использование неприличных, непристойных слов и выражений – ср.: неприличное выражение, непристойно выругаться), так и содержание высказывания (неприличный анекдот, говорить всякие неприличности, сказать непристойность). «Неприличие (непристойность) содержания – это нарушение тематических табу в общении, затрагивание и обсуждение тем, которые в обществе нравственно запрещены к общественному публичному обсуждению (секс, физиологические процессы организма, телесный низ и проч.)». «Неприличная форма высказывания – это облечение смысла в неприличные (непристойные) выражения, резко, то есть грубо нарушающие принятые в обществе нормы культуры речи и культуры общения». Для преодоления конфликтоопасных ситуаций принято использовать э вфемизацию (смягчение) речи – исторически сложившиеся в языковой системе способы непрямой, смягчающей номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, используемые в речевой ситуации вместо слов, которые кажутся говорящему грубыми и оскорбительными (прибавить в весе, бальзаковский возраст, женщина легкого поведения). Умер – нейтральное, ушел от нас – эвфемизм, откинул копыта – дисфемизм. В публичной речи часто используются перифразы (описательные обороты) относительно ухода из жизни, например: он покинул нас, ушел из жизни, ушел в мир иной.
Смягчающими приемами ведения разговора являются также косвенное информирование и аллюзии(намеки), которые дают понять адресату истинные причины подобной формы высказывания («места не столь отдаленные»). В последние годы появился термин политкорректность, под которым понимаются социально-психологические самоограничения как важнейший цивилизационный инструмент, состоящий в том, чтобы избегать в речи всего, что могло бы быть оскорбительным для тех или иных категорий лиц по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и т. д. Проблема политкорректности была актуальна и в прошлом, достатьчно вспомнить фрагмент из эпиграммы А. Пушкина: Иная брань, конечно, неприличность. Нельзя сказать: такой-то де – старик, Козел в очках, плюгавый клеветник, И зол и подл: все это будет личность. Но можете печатать, например, Что господин парнасский старовер В своих статьях бессмыслицы оратор, Отменно вял, отменно скучноват, Тяжеловат и даже глуповат. Начиная с античности, области ораторской практики делятся на эристику, диалектику и софистику. Разделение это связано с тем, на каких условиях ведется речь. Искусство ведения спора получило название эристики. Эристика как искусство спора предполагает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, а цель речи – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение. В целом, эристика – диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы, приемов эристики достаточно много, но принципы у них однородны – не дать закономерно и последовательно развить мысль, чтобы дело полностью прояснилось, и утвердить свой интерес. Правила диалектики противоположены правилам эристики. Они состоят в том, что участники диалога совместно ищут объективную истину. Между противоположными этическими требованиями диалектики и эристики находится софистика. Смысл софистики как этики речи состоит в видимом следовании диалектике, но с эристической целью – добиться выигрыша спора. Софистика – поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре. Для этой цели используется действие с объемом понятий. Всякое понятие расширено или сужено, если оно не определено строго предварительно. Прием сведения к абсурду – характерная черта софистики. Эристика, диалектика, софистика различаются отношением к этосу. Так, эристика предполагает преследовать свою пользу (этос), презирать оппонента (пафос) и не считаться с силлогистикой (логос). Диалектика предполагает доказательство истины (этос), уважение к оппоненту (пафос) и применение силлогизмов (логос). Софистика предполагает, доказывая, решить в свою пользу (этос), ввести в обман и угодить (пафос) и применить силлогизмы и софизмы (логос). Демагогия – это подвид полемики, суть которого – ввод в заблуждение собеседника или масс слушателей.
Обратите внимание на общие рекомендации, повышающие плодотворность спора и помогающие нейтрализовать некорректные приемы воздействия (представлены в Таблице). Таблица Действия собеседников в споре
Анализируя современные техники манипулятивной коммуникации в обиходно-бытовом и неформальном профессиональном общении, мы выделили следующие деструктивные явления или «коммуникативные изъяны», модные у определенной части молодежи агрессивные формы общения: буллинг, моббинг, троллинг, пранк, стеб. Выясним специфику навязываемых российскому коммуникативному пространству моделей речевого поведения, основанных на «киническом комплексе».
Одним из некорректных стратегий является троллинг (англ. trolling – «ловля рыбы на блесну») – это современный подвид агрессивной полемики, в ходе которого спорщик (тролль) добивается от своей жертвы (еды) определённых эмоций (ненависти, агрессии) и получает от этого моральное удовлетворение. Пранк (от англ. prank – проказа, выходка, шалость; шутка) – телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции[174]. Бу́ллинг (bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В качестве особой формы травли выделяют моббинг, где в отличие от буллинга, когда травлю организует один (лидер) с сообщниками, а большинство остаются свидетелями, травля большинством или всеми членами коллектива (микросоциума)[175]. Стёб («дерзкая шутка», «прикол», «насмешка») – ерничество, шутка над собеседником с элементами иронии, сарказма; публичный интеллектуальный эпатаж, который состоит «в провокационном и агрессивном, на грани скандала, снижении любых символов других групп» (Б.В. Дубинин); «установка на эпатаж и культурный шок, которая имеет провокативный характер, направленный на дискредитацию адресата», «провокативность (склонность к издевательству, высмеиванию,) (А.О. Евграфова) [176]. Инновационное педагогическое сознание учителя как участника образовательного пространства включает культуру переживания мира (позитивное выражение эмоций, чувств), культуру целостного восприятия мира в единстве целеполагания, смысловыражения, формообразования, культуру отражения мира в единстве интеллектуально-дискурсивного и художественно-интуитивного, нравственное внутреннее убеждение в выбранной стратегии общения. В творческой среде художественной интеллигенции конца девятнадцатого века сложился особый, эксцентричный стиль жизни – боге́ма (фр. Bohème – букв. цыганщина), обычно ведущая образ жизни в условиях нестабильных доходов. Особенно ярко она проявилась в русской культуре конца XIX – начала XX веков, получившей название «Серебряный век» – духовный и художественный ренессанс, величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества. Понятие «серебряный век» характеризует «дух эпохи»: ярких индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую личность на художественное своемыслие. Эта пограничная, переходная, кризисная эпоха: развитие капитализма, прокатившиеся по стране революции, участие России в первой мировой войне – привела затем к внутреннему нравственному кризису деятелей художественной культуры. Конечно, диалог с произведением искусства создает у читателя иллюзию самостоятельного открытия истины, формирует конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, тем самым обогащает нравственное сознание и опыт сопереживания, сострадания. Но самое ценное, на наш взгляд, – учит наблюдать, описывать и анализировать логические (причинно-следственные) связи в мотивах и целях поведения людей на примере судеб героев произведений, формирует и развивает этическую, эмоциональную и коммуникативную культуру и учащихся, и учителя.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.016 с.) |