Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикоороиентированные этические задачи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это: - гордиться символикой своей страны; - считать все своё лучшим, чем заграничное; - вести счёт боевым победам своего государства; - любить свой народ; - “раньше думать о Родине, а потом о себе” Обоснуйте свой ответ. 3. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени: - в озлобленности людей друг против друга; - в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе; - в эгоизме /”каждый сам за себя”/; - в росте преступности; - в исчезновении элементарной культуры поведения; - в том, что прервалась связь поколений; Обоснуйте свой ответ. 4. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях: - старый человек нуждается в помощи молодого; - вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем; - голодный крадёт кусок хлеба; - подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым: - гражданин отказывается от несения воинской службы. 5. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни? 6. Есть выражение “резать правду-матку” и “говорить всю правду в глаза”. Но известно, что такая правда часто бывает оскорбительной. Как сочетать правдивость и деликатность? Какая норма кажется вам наиболее важной? Обоснуйте свой ответ. 7. Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени: - утверждение, обратное правде; - рассказы, не связанные с действительностью; - утаивание части правды; - самообман; - ложь во спасение; - маленькая ложь для достижения большого блага; - ложь для удовольствия лгать. Обоснуйте свою точку зрения. 9. Условием моральной свободы является моральная вменяемость. Кого бы Вы сочли морально невменяемым субъектом: - маленького ребенка; - человека в сильном гневе; - сумасшедшего; - непроходимого дурака; - человека, поставленного в безвыходное положение. Обоснуйте свой ответ по каждому из предложенных вариантов. 10. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, где приведенные ниже конфликтогены вызвали конфликтную ситуацию.
- Незаслуженные и унизительные упреки. - Негативные обобщения, «навешивание ярлыков». - Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести. - Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии. - Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения. - Неуместная ирония, сарказм. - Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».
2.4 Коммуникативные и диалоговые технологии
Среди диалоговых педагогических технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью и проч.Особенно продуктивно овладение учителем техниками фасилитации, модерации и медиации, которые помогут организовать диалог, беседу. Дискуссию и настроить учащихся на доверительный разговор. Фасилитация – это технология, в узкой педагогической практике понимаемая как развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитатором (от англ. facilitate – помогать, облегчать) часто называют ведущего/тренера, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации участниками групповой работы[161]. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модератором (от итал. moderare – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание) называют руководителя дискуссии, обладающего такими качествами, как гибкость, дипломатичность, наличие интуиции, умение вести беседу и дискуссию. Медиация – технология разрешения споров, это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Таким образом, все активные и интерактивные методы направлены на формирование и корректировку педагогической позиции и профессионально-личностных качеств учителя, дальнейшую саморегуляцию профессионального поведения педагога. В целом, формируется внутреннее нравственное убеждение («харизма» учителя) как высшая степень педагогической одаренности и компетентности, связанная с его гуманистическим приоритетом. Эвристическая беседа Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической. Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю. Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов и ответов. Существует следующая типология вопросов, возникающих в ходе эвристической беседы: 2 - вопросы на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-либо добавить?»); - вопросы на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»); - вопросы о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту проблему с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»); - вопросы о подтексте и последствиях («Если это произойдет, что еще получится в результате? Почему?»); - вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос легко ответить или сложно? Почему?»). Можно выделить основные признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога: педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний, либо на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений. Основными структурными элементами эвристической беседы являются вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Вопрос вместе с ответом составляет шаг. Движение в эвристической беседе к последующему шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос. Если на вопрос педагога следует ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов вскрывает в ответах ребенка ошибку, подводит к самостоятельному отыскиванию верного ответа и только потом ставит следующий вопрос беседы[162]. Деятельность учителя при использовании эвристической беседы имеет два этапа: а) организационно-подготовительный; б) исполнительский. Сущность организационно-подготовительного этапа состоит в том, что каждый раз, исходя из конкретной дидактической цели конкретного урока, учитель проводит логико-теоретический анализ учебного материала, чтобы выяснить, позволяет ли этот материал применить эвристическую беседу. Исполнительский этап начинается с постановки искомого: 1) искомое может выдвинуть и сформировать сам учитель; 2) учитель может создать ситуацию, в ходе которой учащиеся под его руководством будут подведены к искомому; 3) учащиеся усматривают и формулируют искомое сами. На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две ее формы: 1) «жесткая» вопросно-ответная форма эвристической беседы, основными компонентами являются вопрос педагога и ответ ребенка;
2) «свободная» форма эвристической беседы, имеющая несколько иную структуру: на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей. Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность эвристической беседы, являются: наличие достаточного объема представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки); логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей; разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы; результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей. Пример эвристической беседы (урок в начальной школе «Будь вежлив»): «Ребята, давайте послушаем задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: один портфель, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга»,– закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» – удивился тот. «Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги плюс один портфель плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако есть правила, которых ты еще не усвоил». – Скажите, о каких это правилах говорил прохожий? – А как бы вы поступили в такой ситуации? – Скажите, так что должен был сделать мальчик? Как он должен был поступить?» Рефлексивный диалог
Рефлексивный диалог в образовательном процессе – «это становление личности, которое происходит во взаимодействии сДругим на уровне творческой направленности. При этом можно выделить два противоположных способа взаимодействия человека. Первый (способ) – когда коммуникативная среда "больше", чем человек, и она во многом определяет его мысли и поступки. Это уровень интерактивного диалога, рефлексивного управления, требующий коммуникативных навыков. При этом выход на рефлексивные уровни взаимодействия возможен только при наличии проблемной ситуации и личного осознанного отношения субъекта к ней как проблемной и развивающей. Второй способ предполагает диалогическую открытость обеих сторон, что позволяет им вместе двигаться по уровням рефлексии, самоопределяться относительно проблемной ситуации и осуществлять творческое взаимодействие. Это модель создания условий для рефлексии и свободного самоопределения в проблемной ситуации. Взаимодействие становится творческим, когда оно преображает человека или, точнее, человек понимая и преобразуя других, понимает и преобразует себя [163]. Рефлексивный диалог предполагает принцип со-бытийности (присоединенности), интерактивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое опосредуется, с одной стороны, созданием особой социальной и символической среды (общих условий жизни), с другой – процессами стимуляции этой среды с целью повернуть на себя остальных участников коммуникации и через себя изменить их отношение в сторону культурно–согласованного поведения. В рефлексивно-диалогическом подходе две составляющие диалога – интерактивная и личностная – определяют технологию развития профессионально–личностных качеств.
Цель: 1) Адаптивное решение, б) Стандартное решение,в) Творческое решение. Адаптивное решение определяется целью обмена установками (на эмоциональном и информационном уровне) и определяется вопросами "Что, для чего я делаю так в данной ситуации, что мне это даст?". Результатом адаптивного рефлексивного управления является поддержка мотивации. 1. Стандартное решение определяется передачей регламентированных инструкций и конкретно–действенных установок, определяется вопросами "Зачем?", "Почему?", "Как это было раньше?", т.е. какие идеи и нормы порождают такой тип проблемных (конфликтных) ситуаций. На этом уровне решений человек должен освоить определенную систему знаний, умений, навыков с тем, чтобы уметь действовать в стандартных ситуациях по заданным образцам. 2. Творческое решение связано с возможным переосмыслением личностных и организационно-деятельных стереотипов в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, определяется вопросами, связано с вопросами "Ради чего?", "Во имя чего?", "Как это может (должно) быть?" Следуя базовой технологической модели, рефлексивно-творческое взаимодействие здесь представлено шестью шагами: 1) в качестве побуждения (причины) взаимодействия для руководителя здесь выступала необходимость проведения реорганизации, требующей сокращения определенного числа сотрудников; 2) целью (намерением) взаимодействия с начальником подразделения было обоснование ему необходимости последующих действий; 3) в качестве ценностного основания (ценность) здесь выступает поддержка коллектива; 4) замыслом выступает непосредственное обращение к начальнику подразделения с просьбой о создании инициативной группы; 5) в качестве возможного варианта решения выступает план сокращения определенного числа сотрудников; 6) последний шаг в качестве поступка выступает как итоговая концептуализация совместно принятого решения [164]. 2.4.3.Технология творческого рассказывание историй (сторителлинг)
Рассказывание историй – это известный ораторский прием. Технология сторителлинга использовалась для привлечения и удержания внимания аудитории, для создания определенных эмоций, для вдохновения и прочее.Почему рассказывание историй эффективно работает при построении коммуникаций? Во-первых, у слушателя в процессе следования за рассказчиком возникает чувство идентификации с «героем». Как правило, истории рассказываются в тех случаях, когда в них есть указание на способ решения какой-либо задачи, иллюстрация какого-нибудь процесса или наглядный пример. Таким образом, описываемая ситуация может как прямо, так и косвенно отражать происходящее с самим слушателем. Благодаря этому он мысленно встает на место «героя» истории и проходит с ним событийный ряд. Здесь же кроется вторая причина эффективности историй, которая заключается в том, что проблематика является близкой и актуальной слушателю. Благодаря этому он мысленно встает на место «героя» истории и проходит с ним событийный ряд. Здесь же кроется вторая причина эффективности историй, которая заключается в том, что проблематика является близкой и актуальной слушателю. Безусловно, ценность историй заключается в выводах, которые делает аудитория. «Сказка ложь, да в ней намек» — полностью отражает цели сторителлинга. Делая выводы, слушатель, приходит к новому знанию: понимает способы решения задач, находит ответы на интересующие его вопросы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.184 (0.013 с.) |