Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вероучение Православной Церкви

Поиск

 Вероучение Православной Церкви изложено в Евангелии, в Символе веры, в Катехизисе и в учебниках Закона Божьего. В чём же наша вера едина с верой других народов? Какие догматы (постулаты веры, обладающие непреложной истиной) христианства признают индейцы, чукчи, африканцы, австралийцы и другие народы? Это, конечно, вера в загробный духовный мир – вот минимум любой религии. Кроме того, по исследованиям этнографов и миссионеров, во всех религиях есть изначальное древнее признание высшего Божества, создавшего мир. Это Божество под разными именами почитают все народы. Что же отличает христианскую веру от других религий?

Христианскую веру отличает живой Христос! «Нет ничего прекраснее, – писал Ф.М. Достоевский, – глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть»[107]. По мнению Эйнштейна, во Христе Бог явился нам самым доступным и понятным образом. Но был ли сам Христос? Не мифическое ли это лицо? Исследование данного вопроса провёл протоиерей Александр Мень.

Оказывается, о Христе писали современники апостольской эпохи: Плиний Младший (61-113гг.), римский историк Корнелий Тацит (55-120гг.), Светоний (70-140гг.), сирийский мудрец Мара бен Серапион (в 75 г. н.э.), иудейский историк Иосиф Флавий (37-100 гг.), враг христианства философ Цельс (II-й век) и многие другие. «Цельс в своей полемической книге «Истинное слово», направленной против христианства, говорит об Иисусе как об исторической личности. Между прочим, он называет Его «казнённым вождём мятежа» и упрекает тех иудеев, которые восстали против своего правительства и последовали за Иисусом»[108]. Крупнейший римский историк Корнелий Тацит, рассказывая о пожаре в Риме летом 64 года, говорит, что Нерон свалил вину на «людей, ненавистных за их мерзости, которых чернь называла христианами (quos vulgus chrestianos apellabat). Христос, от которого происходит это название, был казнён при Тиберии прокуратором Понтием Пилатом, но подавленное на время зловредное суеверие (superstitio exitiabilis) снова вырвалось наружу и распространилось не только по Иудее, где это зло получило начало, но и по Риму, куда стекаются со всех сторон и где громко заявляют о себе все гнусности и бесстыдства»[109]. Если мусульмане, иудеи, а также враги христиан первых веков – все единодушно – говорят о Христе как об исторической личности, значит, Христос точно был на самом деле 2000 лет назад. Но был ли он Богом? Не был ли этот невинно казнённый человек просто величайшим учителем, духовным мудрецом – не Богом?

Допустим, Христос – не Бог! Казнённый, жалкий, изуродованный труп Христа как мог вдохновить разочарованных в нём апостолов идти с радостью проповедовать Воскресение Христа и с победоносным ликованием умирать за Него? Не могли же они все одновременно сойти с ума, поверить в общую галлюцинацию, обмануться всем собранием, пойти проповедовать обман и ради обмана пройти страшные муки и убиение, заповедуя и всем идти за ними с радостью на жуткие страдания ради обмана? А как быть с пустым гробом? Зная склонность людей обожествлять мощи, поклоняться даже одежде святых, как объяснить, что мы нигде в мире не имеем ни волосинки, ни ноготка Христа, ни одной части его тела, положенного в золотой или серебряный саркофаг? А как быть с благодатным огнём на пустой могиле Христа, который сходит каждый день на Пасху и который был исследован российскими физиками Морозовым и Волковым как голубая плазма, вызванная непонятно откуда появляющимся в Пасху всплеском электричества? Что делать с нерукотворным изображением Христа на плащанице, появившимся в результате (точно установленного физиками) ядерного излучения, вышедшего из объёмного окровавленного распятого на кресте тела, завёрнутого в погребальное полотно – плащаницу?

Но допустим, что мы неверно поняли Христа, как говорят мусульмане, и оклеветали искреннего, доброго, скромного раввина Иисуса, в ужасном грехе превозношения и гордыни – обожествили его вопреки его воле? Как тогда интерпретировать слова самого Иисуса про себя и Бога Отца: «Я и Отец одно» (Ин.10:30); «Всё, что имеет Отец, есть Моё» (Ин.16, 15); «Царство моё не отсюда» (Ин. 18:36); «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом» (Ин. 6. 44). А когда Фома сказал Христу – «Господь мой и Бог мой!» – Христос не разорвал от праведного гнева одежду, не посыпал голову пеплом, не возопил о кощунстве и не одёрнул «клеветника» со словами: «Я простой человек! Опомнись! Не сотвори себе кумира!». Но что сказал Христос? «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29) А когда Пётр позволил себе «клевету», назвав Христа Сыном Божьим, что сказал Христос? «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:17). А ведь нормальный человек сразу бы резко пресёк такое идолопоклонство и сказал бы, что он простой грешный человек. И здесь может быть два решения: либо Христос бесчестный мошенник (так думают некоторые иудеи), возомнивший себя Богом, либо Он (как полагают христиане) – настоящий Бог. Третьего не дано. Но даже атеисты считают Христа самым честным и нравственным человеком, не способным на ложь. Отсюда единственный разумный вывод апостола Павла: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). И встаёт вопрос: для чего воплотился, сошёл на землю Христос? Цель его прихода – спасение душ человеческих от греха и его главных последствий – смерти и ада. «Ибо так возлюбил Бог мир, – читаем Евангелие от Иоанна, – что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Попросите детей подумать о жертве Христа, напомните жертвенные подвиги лучших людей, которые отдавали жизнь ради спасения других. Учителя сами должны найти эти примеры героев: монахини Марии Скобцовой, английской спасательницы Грейс Хорсли Дарлинг, музыкантов и многих мужчин «Титаника», отравленного в Орде Александра Невского, закрывшего амбразуру дзота Александра Матросова, американца Десмонда Досса, спасителя африканцев доктора Ливингстона и др. Именно так поступил и Христос. Многие фильмы передают самый высший подвиг на земле – отдание жизни ради спасения человека: «Титаник», «Гладиатор», «И грянул шторм», «По соображениям совести», «Мост», «Миссия», «Жизнь прекрасна», «Телохранитель», «Легенда о Коловрате» и др. Подвиг Христа лучше всего передаёт фильм «Бен Гур», «Кво Вадис» и «Страсти Христовы».

Любовь не может умереть, и смерть не смогла победить Христа. Что же говорит о реальности Его воскресения? Вместе с детьми мы обнаруживаем свидетельства: пустой гроб, отсутствие тела, изменение учеников Христа, явления Христа, плащаница с ясными свидетельствами воскресения, благодатный огонь, помощь Христа сегодня, Евангелие, изменившиеся через веру пьяницы и наркоманы, знаки воскресения в природе (весна, утро, пробуждение ото сна, икринка, яйцо, гусеница (бабочка), головастики (лягушки), семечко, листва, и др.).

И все догматы нашей веры передают, в сущности, только то, что открыл нам о духовном мире сошедший с небес, воплотившийся и воскресший Христос. Что же открыл Он? Самое главное, во что надо верить каждому христианину.

1. Вера в Святую Троицу.

2. Вера в Церковь.

3. Вера в таинства Церкви.

4. Вера в загробную жизнь и Страшный Суд.

  Бог. Мы не можем сказать, что есть Бог по существу, но из его творений и его Слова, можно увидеть свойства Божии, какой есть Бог в проявлениях Его, каким Он открывается нам. По вере Христовой, по проявлениям своим – Бог есть самобытный, сущий (Исх.3:14; 1Ин.2:13) единый Дух (Ин.4: 24) всеблагой (Мф.19:17; Пс.144, 8-9), премудрый (Пс.103:24; Рим.14, 26), всемогущий (Лук.1:37) вездесущий (Деян. 17:27), всеведущий (1Ин. 3:29), вечный (Рим.14: 25), неизменный (Иак. 1: 17), непостижимый (Рим.11:33), всеблаженный (1Тим. 6, 15) и всеправедный (Пс.7,12;). И одновременно, по словам Христа (Мф. 28:19), Бог есть святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Лучше всего свойства Бога выражены в оде Державина «Бог»:

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в Трех Лицах Божества!

Дух всюду Сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем — Бог!

 В христианской вере люди видят массу противоречий: три бога и, одновременно, один Бог; Бог и человек в одном лице богочеловека Христа. Познавай, мол, Бога, Кого познать и невозможно. «Кто хочет быть первым, будь последним». «Желающий быть мудрым, будь безумным» и т.д. и т.п. Антиномии – это реальность иного мира и вполне соответствуют его трансцендентной сложности. Что ж это за Бог, которого можно познать как паука или молекулу? Что же это за иной мир, похожий на наш мир, как копия? Что же это за откровение – дважды два четыре? Как раз антиномия – верное свидетельство иной реальности иного мира - духовного. Но чтобы нам легче было понять Троицу, Бог, по мнению Святых Кирилла и Мефодия, дал нам её символы в наглядном образе человека и в образе солнца. У нас есть тело, душа и божественный дух (совесть). Душа порой выбирает: понежить ли тело в постели в воскресное утро или, следуя духу, побуждающему к молитве, пойти в храм на причастие. Тело подаёт свой голос, дух – свой призыв, а душа выбирает – чему отдать предпочтение. Но это же не три человека, а один. В солнце мы видим круг(1), от которого исходит свет(2) и тепло(3). Но это ведь не три солнца, а одно. Бог не имеет начала и конца как круг(1). Христос рождается от Бога, как свет рождается из солнца(2). Дух Святой исходит от Бога, как тепло исходит от солнца(3). Вполне уместно задать школьником задание найти число «три» в природе. И мы увидим, как много в мире трёхсоставных вещей: дерево, рука, нога, время, человек, дух человека, душа, тело, жизнь человека, пространство, земля, состав воздуха, энергия, слово, жизнь бабочки и жуков, цветок (растение), дом, церковь, государство, состав семьи, состояние вещества, основные расы, профессии, религии, природные циклы, круги богослужения, основные цвета радуги, главные добродетели, иерархия Церкви, иерархия государства и многое другое. Бог Отец творит мир и ни от кого не рождается и не исходит. Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, превечно рождается от Отца. Дух Святой исходит от Отца. Но это не три бога, а Единый Бог в трёх лицах. Как мы, иной раз, говорим о писателе, выделяя для удобства его язык и дух его сочинений. Сам писатель (1), его язык, т.е. слово (2), и его дух (3) – это нечто единое и нераздельное. Так можно доступнее понять Бога Творца (1), творящего мир как произведение искусств, и понять Его творческое Слово – Христа (2), которым Бог создаёт мир, и Его Духа Святого (3), который постоянно животворит мир своими энергиями. Но это не три бога, а Единый Бог. Как говорил Святой Николай Сербский, на том свете мусульмане, к удивлению своему, при приближении к Аллаху, увидят, что единый огнь Божества имеет три пламени в одном.

Церковь. При слове церковь, мы представляем храм, земную организацию. И удивляемся: как можно в это верить? Там столько негатива! Но почему-то мы не ругаем медицину из-за того, что в больнице так много гноя, крови, ампутированных частей тела, удалённых зубов, инфекций и больных?! Храм – есть лечебница душ человеческих, где вылечивают грехи – болезни души. И это не только не унижает церковь, но возвышает её ценность. А. Суворов, Ф. Ушаков, Александр Невский, Владимир Мономах каждый день по многу часов проводили в церкви. Слово «церковь» в переводе с греческого значит «собрание».

Такое собрание мы видим на Голгофе – там были собраны самые разные люди вокруг поруганного распятого Христа и собраны Ангелы, и как трудно было поверить, что Он (распятый и униженный, окровавленный, опозоренный и заплёванный) – Сын Божий – рядом с учениками (до его воскресения), как трудно было находиться там! Так точно в храм, порой, нелегко сходить, нелегко там находиться, нелегко терпеть поведение духовно не возрождённых людей. Но, хотя, храм есть дом как будто земной, и в нём находятся вроде бы земные грешные люди, его освящает Христос – глава Церкви. Храм освящается таинствами, в которых действует Святой Дух. В нём невидимо присутствуют Ангелы и святые. В нём мы исцеляемся от болезней. Следует различать церковь (храм) и Церковь (с большой буквы) – собрание детей Божьих – возрождённых от Духа Святого верующих христиан (живых и усопших), а также Ангелов и Святых – единую семью Бога. О Церкви сказал Христос: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Церковь именуется в Евангелии живым единым организмом, телом Христовым, где верующие святые составляют маленькие клеточки, частицы этого организма (Еф. 1:22-23; 5:23). «Он (Христос – глава Церкви) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф.4:11-12). Согрешающие христиане отпадают от Церкви и снова (если обратятся) соединяются с ней через покаяние. Наполеон так говорил о Христе и Его Церкви: «Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал свою империю любовью…»[110] В этой империи действует принцип соборности - единой симфонии всех служений. Глава Церкви Христос, Который и освящает, и сохраняет её – не принадлежит земному миру. И мы видим, что Церковь Христову терзали римляне, разоряли язычники-азиаты, мучили безбожники всех мастей (последователи Гитлера, Ленина и того же Наполеона), гнали и терзали коммунисты, а она (без меча, без армии и пушек) как стояла, так и стоит, и, видимо, будет стоять при любых политических режимах до конца света. Это говорит о неземной основе Церкви.

Таинства Церкви. Вглядимся в алтарный семисвечник, в еврейскую менору с 7-мью лампадами и в радугу (в 7 её цветов); вдумаемся в 7 дней недели; вслушаемся в 7 нот музыкальной гаммы; подумаем о 7-ми таинствах и 7-ми вселенских соборах. Семь важнейших моментов жизни освящают таинства Церкви, установленные Христом: рождение человека в духовную жизнь (крещение); укрепление души человека дарами Святого Духа (миропомазание), очищение от грехов (покаяние), соединение со Христом (причастие), земную любовь человека и создание новой семьи (венчание), принятие сана священника (священство), исцеление от сильных болезней и прощение грехов перед смертью (елеосвящение или соборование). То есть в Церкви вся жизнь человека охватывается и освящается силой Духа Святого, которая освящает вещество (воду, миро, масло, хлеб, пшеницу, воздух и вино) и через освящённое вещество оживотворяет всё тело и душу человека, сообщая силу для самых важных дел человеческой жизни. Совершать таинства может только законно поставленный преемник Апостолов – епископ, а также законно рукоположенный епископом священник, которому делегирует свою власть епископ (священник в отличие от епископа не может совершать только таинство священства). Дьякон помогает при таинствах. Одно лишь только таинство может совершить любой христианин – крещение (в случае отсутствия епископа или священника). Таким образом, мы видим в Церкви иерархию из трёх главных степеней: епископа, священника и дьякона. Иерархия признаётся христианами как симфония взаимоподдерживающих служений на небе и на земле. Небесная иерархия отличается от земной иерархии тем, что на небесах высшие чины больше радуются низшим чинам, больше их уважают и ценят. 

Ритм православного богослужения связан с годовым обращением Земли вокруг солнца (освящается каждый день года и все четыре сезона года), с обращением земли вокруг своей оси (освящается каждый час и четыре периода суток – вечер, ночь, утро и день); с вращением луны вокруг Земли (освящается каждая неделя – каждая фаза Луны). Центром всех кругов является Пасха – Воскресение – «Утро» новой жизни. Поэтому каждая служба включает молитвы очередного дня года, а также молитвы, посвящённые дню недели, и молитвы, связанные со временем суток – и все службы пасхальноцентричны – пронизаны одним – Евангелием Воскресения. Три круга богослужения соответствуют трём циклам космической жизни Земли. Главная служба Литургия состоит из трёх частей – проскомидии (на которой приготовляют вещество для таинства причастия), литургии оглашенных (на которой приготовляются люди к причастию) и литургии верных (на которых происходит главное таинство – причастие верующих). О богослужении интереснее всего писал Н.В. Гоголь («Размышления о божественной Литургии») и А.Н. Муравьёв («Письма о богослужении»).

 Причастие есть главный принцип жизни на земле: животные причащаются животворным воздухом растений; каждая ветвь растения причащается жизненными соками главного ствола (ветви), уходящего в минеральный мир Земли; все растения причащаются от этого минерального мира земли, а сама Земля причащается от животворного влияния солнца. Жизнь солнца связана с центром галактики (от которого и причащается силой солнце), а галактика, в свою очередь, связана с другим центром и т.д. Да, скажете вы, в природе это понятно, но как можно принять идею христианского «каннибализма», поедания тела и крови Христа? Хорошо, а что питает младенца в утробе матери? Именно тело и кровь оживляют его; он получает самое лучшее, прямое и полезнейшее причастие от своей мамы. И мама ничуть не уменьшается в размерах и не калечится. Это образ самой нежной, самой сильной и самой жертвенной любви. Точно так же причащается христианин от небесной мамы – Христа. Причастие придумано Христом неслучайно: человек нуждается в Его силе. А Христос вознёсся на небо, сделавшись труднодоступным для грешников. Сам человек состоит из плоти и крови. Более всего этим двум субстанциям соответствует похожий на тело чистый пшеничный хлеб и напоминающее кровь лёгкое виноградное вино (самые простые и распространённые продукты, которые будут до скончания мира и которые питают тело и кровь) – лучшие символы, напоминающие о пролитии крови и страданиях тела Христа. Через священников на литургии Бог изменяет сущность хлеба и вина в божественное причастие, оставляя физические характеристики вещества неизменными (ибо мы не в состоянии есть сырое мясо и пить кровь). Причащаясь, раскаявшиеся люди с удовольствием воспринимают в себя истинное тело и кровь Спасителя как Святые Дары, отчего у причастников сжигаются грехи и происходящие от них болезни, умиротворяется душа, снисходит счастье и спокойствие. К причастию следует готовиться: молиться, поститься, раскаиваться в своих грехах. Сила действенности причастия зависит от глубины раскаяния и хорошо видна, хотя бы, из того неоспоримого факта, что все священники после причастия верующих потребляют (доедают) всё, что осталось в чаше. А из неё (с лжицы – ложечки) причащались ведь и больные, и носители всевозможных инфекций. И никогда священники не заболевают от этого. Наоборот - выздоравливают от своих болезней (так же, как и причастники-прихожане). Ланчанское чудо особенно сильно подтверждает причастие с научной стороны.

Загробная жизнь и Страшный Суд. Что говорит нам о загробной жизни? О духовном мире говорит природа, её духовные законы и невидимые энергии, направляемые Высшим Разумом. «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они (атеисты) безответны» (Рим. 1:20). О духовном мире говорят клинические смерти и посмертный опыт души, исследованный врачами-реаниматорами – Моуди, Кюблер-Росс, Роолингс, Парния, Грейсон, Эбен и др. Вот, что пишет Элизабет Кублер-Росс: «После смерти люди снова становятся полноценными. Слепые могут видеть, глухие – слышать, калеки перестают быть калеками, поскольку все их увечья перестают существовать»[111]. (People after death become complete again. The blind can see, the deaf can hear, cripples are no longer crippled after all their vital signs have ceased to exist). Особенно интересен опыт Клавдии Устюжаниной и Бориса Пилипчука. О загробной жизни говорит воскресение Христа, его пасхальный огонь и погребальная плащаница, его Евангелие и его явления в наше время. О духовном мире говорит присущая всем народам и религиям вера в существование души и духовного мира. «Что душа живёт вечно, – сказал Цицерон, – об этом узнаём из согласного свидетельства народов».[112] О душе говорит наша душа, интуиция. О наличии мира духовного говорят точные предсказания пророков и провидцев. Например, Святой Серафим Вырицкий предсказал победу над Гитлером, переименование Ленинграда в Санкт-Петербург, перестройку, открытие храмов и монастырей при разгуле бандитизма в 90-е годы и многое другое. Без наличия души и духовного мира это непостижимо. В этом плане интересен опыт Вольфганга Мессинга и Нострадамуса, а также Сведенборга и Павла Троицкого.

Вера в загробную жизнь подразумевает веру в рай и ад. Первое понятно. Второе – спорно. Как Бог мог допустить вечные муки в аду? Как можно радоваться в раю, зная, что кто-то мучается в аду? Хорошо, давайте уберём ад. «Делай что хочешь, всё равно попадёшь в рай». Что произойдёт? Люди превратятся в зверей, добро потеряет цену, зло станет вечным и неудержимым. Справедливость исчезнет. Обиженные и страждущие от насильников, от злодеев будут приравнены к маньякам – и те, и другие попадут в рай, где нет смерти, где зло станет вечным. Ад и Суд допущены великим Педагогом как урок, как грозное предупреждение любящего Отца. И Бог никого не отсылает в ад. Рай – это, прежде всего, внутреннее состояние счастья единения с Богом. Ад – это внутреннее состояние удалившегося от Бога человека. После смерти светлые носители рая в душе поднимутся к свету, а мрачные люди, для которых свет мучителен (как для нас рассматривание солнца) уйдут во тьму.

 Ангелы – жители рая – обладают разумом, свободной волей, энергией и чувством; имеют локальное, способное к трансформации тело, сотканное из более тонкой стихии, чем материя. Ангелы участвовали в создании мира, участвуют и в управлении им. Ангел в переводе значит «вестник» - он посылается Богом с разными миссиями: передать весть, охранять человека, семью, церковь, город, страну, планету; спасти кого-то, управлять той или иной стихией; передавать знания и свет духовный ниже стоящим существам. Существует 9 главных чинов Ангелов.

 Злые ангелы были увлечены Люцифером (светоносным Ангелом Земли), который возгордился и захотел стать выше Бога. Его зовут Сатана («противник») или дьявол («клеветник»). После отпадения злых ангелов Архангел Михаил вёл войну с Сатаной и свергнул его в ад, в преисподнюю, со всеми его ангелами. Бесы или злые ангелы не могут ничего плохого нам сделать, если мы сами своими действиями не дадим им права вмешаться в нашу жизнь (например, через колдовство, гадание, хвастовство) и если Бог не допустит это вмешательство для нашего вразумления. Как военные обучаются на полигоне и в реальном бою военному искусству, так и христиане, став сильными и опытными святыми, допускаются к борьбе с духами зла для своего усовершенствования. Более всего бесы бояться имени Христа, его креста, его причастия, его Матери (Девы Марии), а также святой воды и смирения; им неприятны святые и их мощи, одежда, прижизненные предметы святых. Более всего бесы радуются унынию и отчаянию человека, его грехам (особенно убийству, самоубийству, кощунству и любезной для них гордости) и его нравственной погибели. Как и Ангелы, бесы способны к трансформации тела, используемого ими для соблазна или устрашения человека. Бесы принципиально и категорично не способны на покаяние. Переход бесов в Ангелы не известен истории Церкви, хотя не запрещён и потенциально возможен.

По православной вере, власть зла допущена на земле на время до Страшного Суда. Перед началом Страшного Суда будут даны признаки его приближения: распространение Евангелия по всей земле и всем народам; умножение зла, превращение официальной церкви в «мерзость запустения»; снижение плодородности земли и кардинальные изменения в природе; повсеместные войны; невиданные ужасы, от которых люди будут получать смерть от одного только страха; объединение государств под властью Антихриста (которого евреи примут за истинного Мессию), восстановление Иерусалимского Храма, введение печати Антихриста на лбу и правой руке, дающей право на покупки в магазинах. Число 666 на греческом имеет три буквенных цифры Χξς: первая (альфа) и последняя (сигма) совпадает с первой и последней буквой имени Χ ριστό ς (Христос), но средняя (эпсилон) напоминает извивающуюся змею - ξ. Это говорит о том, что Антихрист внешне будет обладать красотой и гениальными талантами, ликом, величием Христа, но внутри него будет сидеть Сатана. Он гениально прекратит все войны и создаст единую экономическую и финансовую систему. Потом придут пророки (вознесённые ранее живыми на небо) - Илья и Енох, которые обличат Антихриста и будут убиты. Их тела будут валяться в Иерусалиме. Антихрист будет творить чудеса. Великие соблазны восстанут в его империи. Он воссядет в Иерусалимском храме и провозгласит себя Богом. Это приведёт к ужасу ортодоксальных евреев, и они обратят свой взор к Тому, Кто был кроток, как Агнец и не искал Себе славы. Потом будет второе пришествия Христа, которое начнётся с природных явлений: водные стихии изменятся; солнце померкнет, луна станет кровавой, на небе появится знамение креста. И заплачут все народы. Раскроется небо, восстанут мёртвые, и сам Христос при трубном гласе Архангелов сойдёт с неба в окружении миллионов Ангелов. Начнётся Суд. Раскроются книги жизни каждого человека. Совесть и свидетели Ангелы подтвердят записи каждой секунды жизни каждого человека, даже все мысли и тайные дела. Учтено будет всё: обстоятельства греха, мотивы, молитвы и милостыни родных за душу человека, степень раскаяния. Сатана будет убит духом уст Христа. На этом Суде праведники будут отделены от грешников, как овцы от козлов. Основанием для помилования человека будет его милосердие, прощение других людей, приведение людей к Богу, помощь в спасении ближних. Оболочка души должна быть достаточно светлой, чтобы тьма не проглотила её. Сугубое наказание получат немилосердные злые омрачённые люди, неспособные на прощение, а особенно совратившие детей Божьих во грехи, колдуны и сатанисты всех мастей. И потом земля и всё, что на ней есть, сгорит. И будет новое небо и новая земля, где будут обитать праведники. 144 000 спасённых праведников – есть символ полноты избранных: 12 в квадрате – это число избраннности, а 1000 – это образ полноты. А грешники будут взяты и отведены в ад, где вечно будет мучить их огнь неудовлетворения страстей (связанный с отсутствием тела), червь совести неусыпающий и бессердечный холод отсутствия любви. Святой Симеон Новый Богослов считает, что в новом мире воскрешено будет всё лучшее, Божее, вплоть до растений. Исчезнут, сгорят грехи и их последствия: болезни, мучения и смерть. Все наши родные в преображённом виде получат тела, подобные телу Христа после воскресения (без пороков и увечий, со способностью проходить сквозь стены, неспособные болеть и умирать).

По мнению Святого Николая Сербского, творческое совершенствование на небесах будет продолжено в особых школах и университетах Ангелов и Святых, а духовная жизнь будет сопровождаться удивительными богослужениями среди святых, неповторимыми беседами с ними и новыми перспективами союза с Богом. Наша земная жизнь, по христианской вере – есть бледная тень будущей реальности, смутный короткий сон перед пробуждением в вечности, где царствует одна Любовь и имеется более сложная и более устойчивая интересная реальность.

Таким образом, вероучение православной Церкви состоит в вере в Святую Троицу, в святую Церковь и её таинства, в загробную жизнь (рай и ад) и её главных жителей – Ангелов, в Страшный Суд и Второе Пришествие Христа. Эти положения называются догматами, то есть бесспорными вечными неизменными истинами. Они собраны в Символе веры. Догматы полны бесконечной любви и необъятной свободы. Все они продиктованы любовью к человеку: тебе – человеку – посвящается мир (тебе созданы солнце, звёзды, цветы и растения, вода, пища и свет), тебе даны многие таланты, тебе дан учитель внутренний (совесть), тебе служат Ангелы, за тебя умирает Христос, тебе создаётся Церковь, тебе прощаются грехи в таинствах, тебе приготовлен рай, тебе даруется вечная бесконечная интересная жизнь. Тебе сообщено священство и царское достоинство – быть сыном (дочерью) Бога, Образом и Подобием самого Творца. Что ещё должен сделать Бог, чтобы человек понял Его любовь? А какая свобода в догматах! Бог может стать человеком, человек может оказаться Богом. Можно достичь такой святости, что (подобно Деве Марии и Николаю Угоднику) влиять на события мира даже после своей смерти. Можно управлять природой, как Илья Пророк. Можно беседовать с медведем, как Серафим Саровский, и исцелять руками болезни, как Серафим Вырицкий; можно видеть будущее и читать мысли, видеть на огромном расстоянии (как Павел Троицкий), летать и ходить по воде как Апостолы. А можно стать магом, и даже демоном. Эту свободу (и связанный с ней риск погибели души) Бог вполне мог исключить, уничтожить в одно мгновение. Мы бы стали так же несвободны, как роботы, как растения. Но Он предпочёл Сам умереть, а свободу оставить человеку неприкосновенной – свободу детей своих.

Словарь терминов

Антиномия (др.-греч. ἀντι-νομία – противоречие в законе или противоречие закона самому себе; от др.-греч. ἀντι – против + νόμος – закон) – ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов.

Благодать (др.-евр. חן, др.-греч. χάρις, лат. gratia) – есть благой дар божественного света, духовной силы и энергии, по милости Бога сходящей на человека.

Благода́тный ого́нь (в греческой и армянской традиции Свято́й Свет, греч. Ἅγιο Φῶς) – огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос пасхального огня символизирует выход из Гроба «Света Истинного», то есть воскресшего Иисуса Христа.

Богослужение – это внешнее выражение (в обрядах, молитвах и песнопениях) внутреннего опыта души. Есть существенная часть любой религии. Источником богослужения является Священное Писание, Божественное Откровение и духовное озарение святых подвижников веры. Богослужение приобщает нас к драгоценному опыту святых, настраивает душу для молитвы.

Венчание – это таинство, в котором ниспосылается благодать, освящающая супружество и естественное рождение и воспитание детей.

Всеблаженный – свойство Бога, которое передаёт самодостаточность Бога, Его неизменное и независимое ни от чего состояние благости, гармонии, премудрой и блаженной целостности всех сил.

Голгофа или Кальва́рия (греч. Γολγόθα, ивр. ‏גולגלתא‏‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») – небольшая скала или холм, где согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Иерусалима в нескольких метрах от пещеры Гроба Господня (кувуклии); и Голгофа, и кувуклия вошли в храмовое пространство огромного Храма Гроба Господня.

Грех – есть нарушение закона, заповедей Божьих, закона совести. Смертные грехи – это серьёзные, существенные грехи, которые лишили человека свободы и легли «тяжёлым камнем» на душу. Православие считает смертными грехами страсти (злые привычки), которые (если не искоренены) неминуемо приведут человека в ад: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордыня.

Догмат ( др.-греч.– мнение, решение, постановление) – утверждённое всей Церковью положение вероучения, объявленное обязательной, бесспорной и неизменяемой – непреложной истиной.

Евангелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») – в христианстве, радостная весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг – Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Елеосвящение – есть таинство, в котором человек исцеляется от болезней телесных посредством исцеления от болезней духовных. Другое название – соборование – указывает на то, что совершает это таинство собрание (собор) священников для усиления молитвы.

Закон Божий – христианское учение, изложенное в системе, в виде отдельной книги для обучения новоначальных христиан основам православной (католической или протестантской) веры.

Иисус Христос – согласно Евангелию, это имя Сына Девы Марии: Иисус – значит «Спаситель» (обычное еврейское имя, но не случайно принятое Христом – Он, согласно Евангелию, спасает нас от греха, проклятия, смерти и ада); Христос (др.-греч. Χριστός – «мазь, масло, пома́зание») – букв. «помазанник». Помазывали в древности особым миром царей, священников и пророков, которые через помазание получали дары Святого Духа. Христос имел и имеет «помазание» полноты всех даров Духа. Это перевод еврейского слова מָשִׁיחַ (Маши́ах) – Мессия, которого (по предсказанию пророков) все евреи многие века ожидали и (некоторые до сих пор) ожидают как Богом «помазанного» Царя, Пророка и Первосвященника, который спасёт евреев от всех поработителей и утвердит Израиль как центр царств всего мира. Значение слов «Иисус Христос» такое: «Иисус Мессия (Помазанник)».

Катехизис (от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление») – официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.

Кощунство – намеренное оскорбление и унижение Бога, а также всего божественного и святого; тягчайший грех издевательства над верой. В современном языке синоним кощунства – святотатство. Однако, в первоначальном смысле «свято- тат -ство» есть воровство (тать – вор) святых вещей.

Крещение – это таинство, в котором человек рождается в духовную жизнь, получает святое имя небесного покровителя и входит в семью Бога – в Церковь.

Литурги́я (греч. λειτουργία – «служение», «общее дело») – главнейшее христианское богослужение, на котором происходит причастие верующих. Литургия состоит из трёх частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Магия – есть духовная практика использования злых духов для каких-либо материальных выгод. В магии важен точный ритуал и точные особые заклинания. Основные принципы магии: мир жёстко детерминирован; подобное влияет на подобное; предметы, находившиеся в долгом контакте, сохраняют связь на расстоянии.

Менора (др.-евр. מְנוֹרָה – менора́, букв. «светильник») – золотой семиствольный светильник, или семисвечник, который, согласно Библии, находился в Скинии собрания во время Исхода, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I века и, вероятно, символизировал ожидание Мессии. Менора стоит и в алтаре церкви на престоле (семисвечник), знаменуя пришедшего Мессию – «отрасл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.017 с.)