Буддизм как предмет изучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буддизм как предмет изучения в школе



Введение

    Буддизм – самая ранняя мировая религия, т.е. религия, открытая всем последователям, независимо от пола, национальности, социального статуса. Она возникла в 6 в. до н. э. в Индии, где пережила период своего становления и расцвета, а затем была вытеснена национальной религией Индии – индуизмом и пришедшим на эти земли исламом – в другие страны Востока: Китай, Японию, Корею, Вьетнам, Таиланд, Монголию, Непал. Позже буддизм распространился по всему миру.

Само слово «буддизм» имеет общий корень с русским словом «будить», «пробуждаться» и связано с основателем вероучения, которого называли Буддой, «пробудившимся»,т.е. человеком, пробудившимся от иллюзорного восприятия мира и постигшем важнейшие законы бытия.

Обратимся к истории вероучения, неразрывно связанной с народными легендами. Одна из легенд гласит, что будущий основатель буддизма по имени Сиддхартха Гаутама родился на северо-востоке Индии в 563 г. до н.э. в богатой семье правителя одной из областей страны. Иногда будущего Будду называют царевичем, хотя это не совсем точно. Причем, согласно другой легенде, родился он не как обычные люди, а из бока своей матери Майи. Незадолго до этого мать видела во сне белого слона – символ мудрости. Родителям было предсказано, что ребенок станет или великим правителем, или великим учителем. Вскоре после рождения Сиддхартхи мать умирает, а отец, не желая, чтобы сын стал мудрецом-аскетом, и, готовя ему участь своего преемника-правителя, оградил ребенка от всяческих забот, укрыв от мира высокими оградами, окружив молодыми, здоровыми, красивыми людьми, вдали от хлопот и проблем реальной жизни. В 16 лет Сиддхартха женился, у него родился сын, и жил он со своей семьей без забот и печалей.

Но однажды, в возрасте 29 лет, молодой человек вышел за пределы дворца, и 4 встречи полностью изменили его представление о мире. Встретив дряхлого, согнувшегося от груза прожитых лет старца, Гаутама узнал, что в мире существует старость. Заметив лежащего на обочине человека, пораженного недугом, Сиддхартха обнаружил, что в мире существуют болезни. Увидев похоронную процессию, Сиддхартха понял, что в мире существует смерть. И, наконец, Гаутаме встретился человек, погруженный в раздумья. Так будущий Будда осознал, что в мире есть люди, посвятившие себя поиску пути, ведущему к освобождению от тягот бытия. Сиддхартха решает найти этот путь, избавляющий человека от страданий. Для этого он уходит из отеческого дома, коротко обрезав свои волосы в знак отречения от прошлой жизни, надевает одежду шафранного (желто-оранжевого) цвета, которую носили люди, принадлежавшие низшей социальной группе в Индии, и удаляется в чащу, где становится отшельником. Впоследствии Сиддхартху назовут Буддой Шакьямуни – отшельником, мудрецом из рода Шакьев.

Более 6 лет Сиддхартха странствовал, ведя строгий, аскетичный образ жизни, истязая свое тело ради обретения силы духа. Но однажды он понял, что крайняя аскеза, т.е. ограничения требований тела, не приводят человека к высшей мудрости, так же, как и путь вседозволенности и полного потакания прихотям тела не сделает человека мудрым. В дальнейшем путь, предложенный просветленным Сиддхартхой в своем учении, назвали срединным путем, т.е. лежащим между аскезой и роскошью.

После многолетних поисков Гаутама сел под фикусовым деревом, которое впоследствии назовут деревом Бодхи, т.е. освобождения, и дал себе обет не сходить с места, пока не обретет истину. На 49-й день медитации подвижник осуществил, наконец, свой духовный прорыв и стал Буддой, т.е. просветленным. Злой дух Мара (санкср. «разрушитель») пытался искушать Будду, призывая его, утаив истину от людей, прямо перейти в нирвану – особое блаженное состояние духа, заветная цель жителей Индии. Но Сиддхартха устоял перед всеми соблазнами и стал проповедовать свое учение. По дороге в город Варанаси (Бенарес) в Оленьем Парке состоялась первая его д=роповедь, на которой присутствовали несколько отшельников-аскетов и даже животные – олени (в некоторых вариантах лани, газели), поэтому на фасадах некоторых буддийских монастырей изображают этих животных, например, на фасаде дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге.

Следующие 45 лет Будда распространял свое учение, которое стали называть «дхарма». В Индии возникают монашеские общины последователей Будды, получившие название «сангха» (санскр. «собрание»). Будда, дхарма и сангха – 3 драгоценности буддизма. Для того, чтобы объявить себя буддистом, необходимо провозгласить свою веру в эти драгоценности. При жизни Будды число последователей учения – членов сангхи – достигло 12,5 тыс. человек. Среди учеников Сиддхартхи были его жена и сын.

В возрасте 80 лет, т.е. в 483 г. до н. э. Будда Шакьямуни закончил свой земной путь, перейдя в нирвану. В буддийской традиции смерть Будды обычно называют паринирваной (нирвана, «просветление», пари – «высшее», т. е. паринирвана – «высшее просветление»). Сохраняя основные идеи Учителя, буддизм разделился на несколько направлений, центральными из которых стали Хинаяна и Махаяна, о которых будет рассказано далее.

Основы учения буддизма

Основу вероучения составляют 4 благородные истины, которые постиг Будда под деревом Бодхи и передал людям.

Первая истина – истина страдания – гласит, что жизнь есть страдание и неудовлетворенность; причем можно выделить 3 уровня жизненного страдания:

1) «страдание как таковое». В жизни каждого человека бывают состояния боли, голода, недовольства собой или окружающими, т.е. страдания физические и душевные;

2) «страдание перемен». Даже если человек достигает желаемого и испытывает кратковременную радость от этого состояния, он, в этом новом состоянии. вступает в круг новых проблем. Появляется страдание, обусловленное обладанием;

3) «страдание нестабильности». Даже если человек долгое время не испытывает никаких проблем и радуется этому положению вещей, оно не может длиться вечно. Невозможно иметь вечную молодость, здоровье, красоту, жить в идеальном обществе, быть всегда окруженным близкими людьми.

Вторая истина – истина возникновения страдания. Будда указал людям на причины появления страданий в их жизни. Основных причин три: невежество (т.е. незнание основ буддизма), ненависть и алчность во всех своих проявлениях. Формы ненависти – гнев, злословие, злые мысли, антипатия, раздражение и т.п. Формы алчности – стремление к накопительству, стяжательство, нежелание делиться, жажда переживаний чувственного опыта, страстное желание обладания, власти, удовольствий и т.п. Говоря о буддизме в школе, можно попросить ребят вспомнить, когда они испытывали подобные состояния и к каким неприятным последствиям эти состояния приводили в дальнейшем. Именно эти и сходные состояния составляют основные жизненные стимулы большинства людей и формируют привязанность к жизни, к ее иллюзорным ценностям. Но, согласно буддизму, - это аффекты, затуманивающие чистое сознание человека и приводящие к страданиям в этой и последующих жизнях (согласно буддийским представлениям, человек проживает не одну, а множество жизней на Земле). Также к аффектам, искажающим сознание человека, относят гордыню, зависть, трусость.

Третья истина – истина прекращения страдания. Человек способен победить страдание, не допускать его в свою жизнь. Для этого нужно избавиться от приводящих к страданию аффектов (духовных ядов), основными из которых являются невежество, алчность и ненависть и достичь противоположные им состояния: мудрости, щедростиилюбви. Для этого требуются особые действия, указанные в следующей истине.

Четвертая истина – истина пути. Существует путь, идя по которому, возможно достичь освобождения от страдания. Этот путь называют восьмеричным, т.к. он состоит из восьми состояний, которыми необходимо овладеть. Идя по этому пути и применяя указанные Буддой практики, человек создает условия для видения истинной, не иллюзорной, природы вещей.

8 составляющих пути можно разделить на три части – этапа.

I. Этап мудрости

1. Правильное воззрение. Адепту, посвятившему себя буддизму, следует усвоить основы веручения и сделать их основой своей жизни.

2. Правильная решимость. Для того, чтобы идти по пути, ведущему к освобождению от страданий, необходимо осознание выбранного пути и готовность следовать ему.

II. Этап нравственности.

3. Правильная речь. Это речь правдивая, наполненная смыслом. Не следует произносить слов лживых, гневных, осуждающих, бессмысленных (праздных).

4. Правильное поведение. Это означает не покушаться на жизнь живых существ. но быть ко всем живым существам сострадательным и благожелательным, воздерживаться от выражения отрицательных эмоций, стяжания материальных благ (т.е. накопительства), но быть спокойным и щедрым; не употреблять средств, помрачающих сознание (алкоголь, наркотики и т.п.), но быть всегда осознанным, соблюдать правильную речь (принципы которой указаны выше).

5. Правильный образ жизни. Социальная жизнь человека, его профессия, виды деятельности не должны противоречить перечисленным выше пунктам, т.е. то, чем занимается человек по долгу службы не должно приносить вред живым существам (например, убийство животных, торговля алкоголем, оружием, служба в силовых структурах и т.д.).

III. Этап сосредоточения

6. Правильное усердие. Волевые усилия буддист должен предпринимать для того, чтобы устранять недостойные мысли и желания и не допускать их появления в будущем, отмечать появление благих, праведных мыслей и желаний и уметь сосредоточиваться на них. Это достигается путем самоуглубленного состояния сознания.

7. Правильное осознавание. На этой ступени пути человек проявляет осознанность происходящего с ним по отношению к своему телу, чувствам, мыслям, объектам созерцания и взаимодействия. Полное осознавание считается просветлением, т.е. достижением сознания Будды, и доступно немногим, но практика осознавания – важнейший этап на пути к нирване.

8. Правильное сосредоточение. Медитация, т.е. самоуглубление, устранение мыслей и чувств в состоянии полного покоя, помогает человеку преодолеть границу между собственным «я» и внешним миром. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности.Это состояние, близкое к просветлению, называется термином «самадхи» (санср. целостность, совершенство) и означает освобождение от страдания.

Учение буддизма стало во многом новым явлением в Индии, на территории которой господствовал комплекс многовековых национальных верований, объединенных названием «индуизм». Отметим основные отличия буддизма от индуизма. Основу индуизма составляет представление о том, что бог Брахман сотворил вселенную и всех живых существ, обладающих бессмертным духовным началом – Атманом. Сокровенное знание индуизма, недоступное непосвященным, в том, что Атман есть Брахман, т.е. индивидуальная душа человека тождественна Божественному Абсолюту, она вечна и неизменна. Буддизм отрицает и сотворенность мира, и наличие у человека индивидуального вечного начала – души.

Человек, с точки зрения буддизма, – это поток психофизической жизни, состоящей из мгновенных состояний, переживаний, неуловимых для сознания и постоянно меняющихся. Души как неизменной вечной составляющей человека, согласно буддизму, не существует. Это положение называется анатман (букв. «нет Атмана»), особое развития оно получило в одном из направлений буддизма – Махаяне.

Буддизм отрицает сотворенность мира божеством и подробно не рассматривает этот вопрос, считая его второстепенным по сравнению с идеей освобождения человека от страданий. «Если вас поразили стрелой, – говорил Будда, – нет смысла выяснять, из чего она сделана». Происхождение мира буддизм связывает с совокупной кармой всех живых существ.

Здесь следует подробнее рассмотреть понятия кармы, которое является одним из важнейших в буддизме и индуизме, и по сути служит стимулом соблюдения этических норм и предписаний. Обратимся к этике буддизма.

 

Этика и практика буддизма

    Карма в буддизме – это совокупность сознательных действий и намерений человека. Согласно буддийским представлениям, человек живет не один раз, а неоднократно перерождается. После физической смерти комплекс дхарм, составляющих человека, распадается, а затем, при новом рождении, восстанавливается, но уже в другой форме и, возможно, в другом мире. То, в какой мир попадет человек после смерти, зависит от накопленной им в течение жизни (жизней) карме.

Буддизм признает существование 6-ти миров, в которых может произойти рождение живого существа. Мир людей, мир низших богов – асуров, мир, где обитают боги дэвы – это три высших мира, куда попадают существа, накопившие благую карму, т.е. сумма их благих деяний превышает сумму деяний неблагих. Стоит отметить, что боги в буддизме – не объекты поклонения, а живые существа, во многом подобные людям, но проживающие более долгую и беззаботную жизнь, поэтому им трудно сознательно накапливать благую карму, и в следующем рождении они могут оказаться в низших мирах. К низшим мирам относятся: мир животных, мир голодных духов претов, которые никогда не могут насытиться, т.к. их горло слишком узко, а живот огромен, и мир адских вместилищ, где обитают нараки. Пребывание в каждом из миров не вечно, хотя жизнь богов или нараков несоизмеримо протяженнее жизни людей.

Цепь, или колесо, перерождений, обусловленное кармой, называется в буддизме сансарой. Цель буддиста – выйти из колеса сансары, остановить череду причин и следствий, обусловливающих карму, и достичь нирваны – состояния вечного блаженного духовного покоя. Промежуточная цель человека – накопление положительной, благой, кармы. Что это означает? В первую очередь, соблюдение этических норм буддизма.

Основной этический принцип буддизма – помогать всем живым существам, а если нет возможности помогать – не вредить им. Отсюда следует принцип ахимсы – непричинения зла всему живому. Это касается не только действий людей по отношению к людям (словом, мыслью, делом), но и по отношению к животным, птицам, рыбам, насекомым. Буддисту не следует наносить вред никаким живым существам, т.к. в каждом из них может находиться родственник, переродившийся в низшем мире. Обсуждая с детьми этот момент вероучения буддизма, можно поинтересоваться, как ребята поступают, например, с малоприятными насекомыми, которые встречаются им в различных жизненных ситуациях, и объяснить, что все в живом мире взаимосвязано, требует к себе уважения и сохранения.

Сострадание, помощь, любовь – ключевые понятия в буддизме по отношению к миру. При этом следует различать любовь,как желание блага и помощи любимому существу, и привязанность, страсть, зависимость, связанные с жаждой обладания, которые приводят к страданиям. Любовь в буддизме – понятие, не связанное с эгоизмом и удовлетворением страстей. Страсть означает страдание, а цель буддизма – освобождение от страданий.

Буддизм учит быть внимательным к миру, чутким к другим людям и всему живому. Буддизм, особенно некоторые его направления, учит человека избавляться от чрезмерного эгоизма, гордыни, высокомерия. Путь смирения, освобождения от страстей, значимый и для христианства, оказывается в буддизме ведущим.

Нравственные и философские основы буддизма зафиксированы в священных текстах, свод которых получил название Трипитака («Три Корзины»). Сам Будда не записывал своих речей и наставлений. После его ухода на Первом буддийском соборе в 5 в. до н. э. свод священных текстов, по преданию, был «пропет» авторитетными членами сангхи, а в 80 г. до н.э. на территории Шри-Ланки, куда проникло учение, был записан на пальмовых листьях (традиционном материале для письма в данном регионе в ту эпоху) на языке пали – одном из диалектов индийского языка (данные тексты называют еще палийским каноном).Свод текстов состоит из трех частей, которые были разложены по трем корзинам. Отсюда и название текстов – Трипитака.

Первый раздел буддийского канона – Сутра-питака. Тексты воспроизводят проповеди Будды Шакьямуни и основы его учения. Известный текст этого раздела – Дхаммапада, состоящий, как принято считать, из высказываний Будды.

Второй раздел – Виная-питака. Он регламентирует жизнь членов сангхи – монашеской буддийской общины. Кодекс поведения монахов строже, чем у мирян. Буддисты-монахи должны воздерживаться от пения и танцев, использования украшений и благовоний для личных нужд, не должны спать на высоких и широких постелях, т.е. с комфортом; существуют ограничения в еде.

Третий раздел канона – Абхидхарма-питака – представляет собой философский уровень буддизма, написанный сложным языком для интеллектуально развитой аудитории.

Тексты Трипитаки связаны с направлением буддизма, получившем название Тхеравада, или Хинаяна, что означает «Малая колесница», «Узкий путь». В добавление к Трипитаке на рубеже 1–2 вв. н.э. в рамках другого направления буддизма – Махаяны («Большая колесница», «Широкий путь») были разработаны сутры (тексты), разъясняющие глубинный смысл учения Будды мирянам. Этические предписания для последователей Хинаяны (монахов-аскетов) и Махаяны (мирян) разнятся. Рассмотрим эти направления буддизма более подробно.

Высшей религиозной целью Хинаяны считается достижение нирваны путем многолетней медитации, чтения священных текстов, монашеского образа жизни вдали от мирской суеты. Монахи, которые в результате подобной практики искоренили в себе невежество, алчность и вражду, становились архатами. Высшим воплощением идеала архатства в Хинаяне считается сам Будда.

Махаяна обращена к тем последователям буддизма, которые не имеют возможности отойти от мирских дел, вынуждены работать и содержать семью. В их религиозной практике основным средством на пути к достижению нирваны является соблюдение принципов постоянного самосовершенствования, которые называются парамитами. Их 6: милосердие, терпение, нравственность, усердие, праведность, медитация, мудрость. Идеал человека в Махаяне не архат, а бодхисаттва, т.е. человек, почти достигший нирваны, но оставшийся на земле, в мире сансары, чтобы помогать людям в достижении совершенства и освобождения от страданий, В традиции Махаяны считается, что Будда – не историческое лицо, а земное воплощение универсальной космической истины; причем природа Будды потенциально присутствует в каждом живом существе. Это положение способствует уважительному отношению людей друг к другу и ко всему живому, ведь даже в насекомом потенциально присутствует природа Будды. В Махаяне буддизм больше походит на религию, т.к. в этом направлении учения провозглашается божественность Будды Шакьямуни, который явился людям, чтобы помочь страдающим существам обрести радость.

В Махаяне еще большее внимание уделяется уничтожению эгоистичных представлений человека о самом себе. Одним из центральных понятий Махаяны является пустота («шуньята»), а одна из целей человека в философии Махаяны – видеть все в мире, в том числе и себя, как пустоту, т.е. лишенного постоянства и самости. Все в мире переменчиво и зависимо, в том числе и человек. Претендовать на большее – значит предаваться иллюзиям. Человек начинает значить что-либо в мире только при появлении другого человека или определенных условий, а без этого он пуст. Например, врачом можно быть только при условии наличия пациента, учителем – при наличии учеников, актером – при наличии зрителей и т.д., т.е. человека и его поведение определяют другие люди. Понять взаимозависимость и непостоянство всего в мире – один из способов избавиться от чувства величия собственного «я». Осознание пустоты – один из путей, ведущих к нирване.

Одной из ветвей Махаяны является Ваджраяна – относительно самостоятельное направление буддизма, оформившееся к середине I-го тыс. н. э. Ваджраяна распространена в Тибете и на территории России – в Республиках Бурятия, Калмыкия, Тыва. Средствами освобождения от страданий и колеса сансары в этом направлении буддизма стали не только взращивание добродетелей и осознание пустоты, не только соблюдение принципа ахимсы, но и особые психотехники – многократное произнесение мантр (особых магических формул-слогов), созерцание и визуализация значимых образов и др.

Образы, связанные с искусством, даже поэтическим, стали частью буддизма Махаяны в Японии (дзэн-буддизм) и Китае(Чань-буддизм). Обратимся к теме искусства в буддизме.

 

Искусство в буддизме

Искусство в буддизме выполняет, в первую очередь, функции обеспечения ритуальной сферы вероучения.

Искусство архитектуры служит возведению буддийских храмов и монастырей, куда приходят верующие, чтобы совершить ритуальные подношения Будде, поучаствовать в религиозном празднике, побеседовать с монахом и т.п. Культовыми объектами и местами паломничества в буддизме являются ступы – сооружения в виде купола, в которых хранятся святыни буддизма: частицы пепла тела Будды Шакьямуни, останки тел святых подвижников, священные тексты, содержащие слова Будды и мантры. Архитектура буддийских дворцов и храмов имеет национальные особенности. Так, например, в Японии, Китае и других странах Востока буддийские сооружения оформляются в виде пагод (многоярусных башен с крышей, края которой загнуты вверх). Таким же образом оформлен Иволгинский дацан (монастырь-университет) в Бурятии – центр Буддийской традиционной Сангхи России. В Санкт-Петербурге дацан Гунзэчойнэй построен в стиле «северный модерн», характерном для построек рубежа XIX-XX вв. Одной из выдающихся построек буддизма стал Дворец Потала в Лхасе – историческом центре Тибета. Дворец был резиденцией далай-ламы, ныне он является музеем.

Искусство скульптуры применяется в буддизме для создания статуй Будды как внутри храмов и монастырей, так и в качестве самостоятельных объектов монументальной скульптуры. Например, статуи Будды в Таиланде, расположенные на открытом воздухе, поражают своими размерами. Например, статуя Большого Будды на о. Пхукет в высоту достигает 40 метров, а в ширину – 25 м. Известна также статуя Великого Будды на территории монастыря Ват Муанг в городе Анг Тонг высотой более 90 метров, а в ширину более 60 метров. Это величайшая статуя Будды в Таиланде.

Скульптура применяется также для украшения зданий в виде символических образов вероучения (лани, колесо учения, гянджир – сосуд, наполненный текстами мантр на крыше дацана).

Музыка буддизма, оформляющая службы и праздники, весьма своеобразна. Это даже не музыка в привычном понимании европейского слушателя, а звучание инструментов, имеющих символическое значение для буддизма – рог, раковина, колокольчики, ударные инструменты.

На некоторых буддийских праздниках можно увидеть элементы театрального искусства.

Живопись в буддизме представлена наиболее широко в Махаяне, особенно в Ваджраяне. Изображение буддийских божеств, святых, охранителей учения можно увидеть на танках – произведениях живописи на ткани, аналогичных по значению христианским иконам. Краски в буддизме всегда яркие, насыщенные; образы наполнены символикой.

В некоторых храмах и дацанах можно увидеть витражи, изображающие символы учения. В Санкт-Петербургском дацане витражи в интерьере здания выполнены знаменитым художником Н. Рерихом.

С поэтическими образами тесно связано направление дзэн-буддизма, оформившееся в Японии. Дзэн большое внимание уделяет техникам осознавания происходящего «здесь и сейчас». Этому мироощущению соответствует особый вид японского стихосложения – хокку (хайку), представляющие собой трехстишия, в которых фиксируется время года, цвет, звук, настроение человека. Одним из известнейших сочинителей хокку был дзэн-буддийский монах Мацуо Басё, живший в 17-м веке.

В китайском варианте дзэн – чань-буддизме поэтическое творчество ярко выразил Ван Вэй, живший в 8 в. Его поэтические строки наполнены идеями непривязанности, осознанности, воспеванием естественного хода вещей и событий.

С философией и восприятием жизни в русле дзэн связана особая техника живописи – суми-ё (суми-э), позволяющая создавать образы под влиянием мгновенных впечатлений и переживаний. Материалы, которые используются в данной живописной технике, не позволяют долго работать над произведением, обдумывая увиденное и редактируя изображаемое. Тонкая рисовая бумага и беличья кисточка, наполненная тушью, дают возможность только очень быстро и точно зафиксировать образ, сложившийся в данный момент времени, иначе тушь растечется по бумаге и прорвет ее.

Так искусство буддизма отражает все грани вероучения – от спокойной созерцательности и самоуглубления, отрешенности от действительности до трепетного любования природой, что еще раз подчеркивает открытый характер этой мировой религии, способной модифицироваться в зависимости от региона ее исповедания, сохраняя при этом основные принципы классического буддизма, несущего людям истины о красоте, сострадании и подлинных радостях этого мира.

Часть 3 Педагогические особенности этического образования

2.1 Педагогические условия преподавания этических дисциплин.

К составляющим качества образования относят следующие элементы:

1) качество ценностей, норм и целей, отражающее уровень требований различных групп потребителей (студентов, работодателей, сотрудников вуза, экономики и страны в целом);

2) качество условий, характеризующих материально-техническую и информационную базу образовательной организации, качество педагогического состава, уровень подготовленности учащихся;

3) качество процесса, которое включает отбор содержания образования, учебно-методическое обеспечение, содержание образовательных программ и отдельных модулей и качество технологии образования (степень использования в учебном процессе современных образовательных технологий);

4) качество результата, характеризующее уровень подготовленности обучающихся[133].

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2.  Принципы – это основные направления в достижении цели.

3.  Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4.  Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5.  Средства – способы «работы» с содержанием.

6.  Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов: знаний – теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе – знаний о способах действий); умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам; опыта творческой деятельности – опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Рассмотрение образовательной технологии можно начать с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус (методы и формы) относится к дидактике, нижний ярус (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения»[134].

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие

Образовательные результаты обучающихся от класса к классу включаются в обыденную, художественную и научную картину мира, формируя целостную картину мира, и значимую в этическом образовании гуманитарную картину мира.

С 5 класса начинается системное изучение учебных предметов, появляются новые учителя, которые также становятся образцом для подражания. Учитель выступает в роли наставника в переживании и осмыслении возрастных нравственных коллизий, в овладении правилами социальной коммуникации. Говоря о возрастных особенностях обучения и воспитания, следует отметить, что младшие подростки ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние, условиях, т.к. они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают опыт сопереживания. В частности, прием рассказывания историй (сторителлинг) приближает к учащимся персонажей прошлого и современности, т.к. положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает стремление к подражанию, способствует нравственному самовоспитанию.

При изучении предмета у обучающихся формируются личностные и метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Обращение к дидактической эвристике(технологии креативного обучения), разработанной профессором А.В. Хуторским, позволит актуализировать принципы природособразности и культуросообразности, т.к. «в стремлении открывать новое и создавать его, человек реализует не только природную, но и общественную, социокультурную, богочеловеческую миссию»[135]. В знакомстве с духовно-нравственными основами культуры народов России большое значение имеет диалог подростковс одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками.Этический эвристический диалог становится технологией «присвоения» новых представлений и знаний, актуализации полученной ранее информации о мире и жизненного опыта; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемым темам, развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Представляют методический интерес предложенные известным специалистом А.И. Шемшуриной рекомендации нравственного воспитания школьников по принципам диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и личностно-ориентированной субъектной основой[136].

Диалоговая форма общения на уроках способствует формированию коммуникативных УУД: интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников. Размышляя над предложенной темой, школьники учатся извлекать и анализировать различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, сети Интернет и др. Свои суждения могут оформлять в тексты разных жанров при подготовке развернутого ответа на вопросы, небольших устных сообщений, письменных эссе. Анализируя и описывая памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.), сравнивая бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), подростки выявляют авторское и выражают своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям, озвучивают мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Принцип со-бытийности (доктор психологических наук В.И Слободчиков) как со-бытия ориентирует учителя на активное применение технологии сотрудничества, сотворчества, привлечение к совместной деятельности родителей. Особенное место в формировании духовно-нравственной основы личности с позиции принципа со-бытийности занимает рефлексия как способность акцентирования деятельности и личностного приращения обучающегося. В этом случае результат рефлексирования выступает как характеристика уровня субъектности личности, степени нравственного и духовного развития.

В рамках этического образования представляют педагогический интерес современные концептуальные модели педагогического процесса: фреймовая, концептная (Н.Л. Мишатина[137]) и прецедентная (Г.А. Иванова[138]).

В педагогике фреймовая технология используется в преподавании гуманитарных (в частности языковых – иностранные языки, русский как иностранный) и естественно-научных дисциплин. В основном это касается способа представления знаний. Фреймовые способы представления знаний «объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации. В рамках наших исследований впервые были разработаны концепция, модель фреймового подхода в обучении, фреймовый инструментарий (совокупность схем, таблиц, текстовых фреймов сценарного типа) в различных областях знаний –  естественных и гуманитарных дисциплинах.Авторы (Р͘.В͘.Гурина и Е͘.Е͘. Соколова) выделяют признаки фрейма, важные для моделирования образовательного процесса: 1. Стереотипность 2. Повторяемость 3. Наличие рамки 4. Визуализация 5. Ключевые слова 6. Ментальность 7. Универсальность 8. Скелетная форма (каркас с пустыми окнами) 9. Ассоциативные связи 10. Фиксация аналогий, обобщений, правил и принципов[139].

В концептном подходе развития речи учащихся (автор - Н.Л. Мишатина) описан метод анализа концепта, который направлен на расширение знаний учащихся не только о слове, но и о мире. Данный вид анализа включает следующие компоненты:

1. установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям);

2. установление внутренней формы слова на основе этимологического и историко-культурного анализа;

3. установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям, общим и специальным);

4. анализ контекстов употребления слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул);

5. собирание ключевых признаков слова-концепта;

6. учёт семантических отношений с другими словами родной культуры;

7. ориентация на оппозитивную структуру этических концептов;

8. экспликация (объяснение) системы оценок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.076 с.)