Структура уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»



Общие требования к уроку. Цель урока в этическом образовании предполагает создание педагогических условий и ситуаций развития (рефлексии), в которых у каждого учащегося появится возможность принять активное участие в обсуждении предложенной темы. Педагогические условия способствуют мотивации учащихся на следующие действия: подумать и обосновать ответы на вопросы, которые могут сопровождать зрительный ряд (иллюстрации), тексты, видеофрагменты и т.д. Ситуация развития (рефлексии) обеспечивает самостоятельную деятельность учащегося в поиске путей решения заявленной проблемы, требующих не только определенного личностного отношения (как ты считаешь …, выскажи свое мнение о…, как ты понимаешь … и т.д.), но и проявляющихся при выборе предполагаемого поступка (как бы ты поступил в такой ситуации?).

Результат педагогической ситуации развития представляет собой фиксацию личностной позиции, отношения, решения учащегося, которые могут быть выражены (письменно или устно) посредством:

1. Личного определения изучаемого понятия;

2. Обоснования своего поступка;

3. Выявления путей решения предложенной проблемы;

4. Личных выводов по заявленной теме или проблеме.

Пример. Урок № 3 «Культура и мораль». Модуль «Светская этика»[166].

Цель: раскрыть взаимосвязь понятий «культура» и «мораль».

Задачи:

• Познакомить с понятиями «культура» и «мораль».

• Создать условия для восприятия учащимися многообразия проявлений жизнедеятельности человека в культуре.

• Создать ситуацию осмысления взаимосвязи культуры и морали.

Первый этап урока – создание условий для актуализации внимания учащихся к теме.

1. Вопросы:

•  Как вы понимаете, что такое «культура»?

• Как вы понимаете, что такое «мораль»?

• Как вы считаете, каким образом связаны эти два понятия?

2. Работа с текстом учебника.

Задание 1. Прочитать текст учебника, начиная с абзаца: «Мораль возникает тогда, …» Ответить на вопросы:

• Каковы причины возникновения морали?

• Какие действия человека способствовали появлению норм его поведения в обществе?

• Какие действия человека мешают ему самому и его окружению жить достойным образом?

3. Работа с определениями

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля).

Задание 2. Поразмышляйте, каким образом в разных национальных культурах формируются нормы и правила поведения в обществе?

Задание 3. Можно предложить учащимся сравнить, как принято в различных культурах:

• Здороваться;

• Одеваться;

• Справлять свадьбы;

• Относиться к старшим, женщинам, мужчинам, детям и т.д.

Второй этап – создание педагогической ситуации развития (рефлексии). Самостоятельная работа. Написать в тетради рассуждение на тему: «Какие нормы и ценности являются общими для всех народов мира и почему?»

Пример. Урок № 5. ОМРК. Тема «Возникновение религий. Религии мира и их основатели».Модуль «Основы мировых религий»[167].

Цель: дать первичные представления об основателях мировых религий.

Задачи:

• Познакомить с основателями религий: Христианства, Ислама и Буддизма.

• Создать условия для самостоятельного выявления общих признаков и различий в Христианстве, Исламе, Буддизме.

• Создать ситуацию для самостоятельного осмысления единых нравственных установок для всех религий мира.

Актуализация внимания к теме.

Вопросы:

• Что вам известно об основателях Христианства, Ислама, Буддизма?

• Встречали ли вы последователей этих религий в своей жизни?

• Можете ли вы назвать отличительные черты в поведении христианина, мусульманина или буддиста?

Основная идея опросника заключается в попытке учителя выяснить: насколько дети владеют, понимают и знают отличительные особенности изучаемых религий.

Задание 1. Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу.

Основатели Место рождения Чему учил людей Какое название получило его учение Как стали называть его последователей
Иисус Христос Вифлеем Любить Бога и своих ближних Христианство Христианами
Мухаммад Мекка Смирению перед Богом Ислам Мусульманами
Сиддхартха Гаутама Север Индии Самопознанию Буддизм Буддистами

 

Задание 2. Работа с текстами учений:

• Прочитать отрывки из учений, принадлежащих Христу, Мухаммаду и Будде.

• Сравнить, найти общее и раскрыть основной смысл.

Задание 3. Работа с иллюстрациями.

• Определить – кто на иллюстрациях исповедует Ислам, Христианство или Буддизм?

• Как вы считаете, что отличает человека, когда он общается с Богом?

Самостоятельная работа.

Задание 4. Напишите в тетради мини-рассказ о том, как вы понимаете:

•  Что значит любить Бога и своих ближних?

• Для чего необходимо смирение перед Богом?

• Зачем нужно человеку самопознание самого себя?

 

Пример. Урок № 9. Человек в православии. Модуль «Основы православной культуры»[168]

Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

Задачи:

· Раскрыть понятия «человек», «душа», «тело».

· Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.

· Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей собственной души.

Работа с понятиями. Вопросы:

· как вы понимаете – что такое «Человек»?

· как вы понимаете – что такое «душа человека»?

· как вы понимает – что такое «тело человека»?

Задание: в предложенную таблицу впишите свои размышления.

Человек Душа Тело
     

Определение понятий:

1) Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

2) Человек в Православии – это духовное зеркало, в котором отражается Бог. Отражение Бога в человеке – это и есть образ Божий (Макарий Египетский).

3) Тело – то же, что плоть. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

4) Плоть в Православии – чье-то родное дитя, детище. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

5) Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. С.И. Ожегов.

Душа в Православии есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Библейский справочник.

После ознакомления с понятиями учителю необходимо добиться от учащихся для уже совместного продолжения заполнения таблицы озвучения выделенных слов. После этого таблица будет выглядеть таким образом:

Определения Человек Душа Тело
Учащихся      
Вместе с учителем образ Божий созданная Богом родное дитя

 

Конечный результат задания: в православии человека понимают как дитя Бога, созданного по его подобию.

Работа с текстом учебника. Задание: прочтите текст учебника на стр. 33 – «Итак, разрешите вас….»

Самостоятельная работа.

Задание 1: Дайте название к изображениям; сгруппируйте изображения, противоположные по смыслу; выберите те изображения, которые повествуют о любви, глупости, жестокости и т.д.

Задание 2: Выберите из предложенного ряда картинку как иллюстрацию к мини-рассказу о подобном случае в твоей жизни.

Домашнее задание. На выбор предлагаются следующие темы:

1. Вместе с родителями поразмышляйте на тему «Человеческая душа – это…»;

2. Подбери фотографию из семейного альбома, которая наиболее полно отображает душевные качества твоих родных и прокомментируй ее в своей тетради.

Пример. Урок № 5. Начало пророчества. Модуль «Основы исламской культуры»[169].

Цель: раскрыть основной нравственный смысл учения Мухаммада.

 Задачи:

• Познакомить с основными идеями учения Мухаммада.

• Создать условия для восприятия значимости появления пророчества Мухаммада для повседневной жизни мусульман.

• Создать ситуацию самостоятельного выбора нравственных основ своего жизненного пути.

Актуализация внимания к теме урока.Вопросы:

• Как вы понимаете слово «пророк»?

• Как вы думаете, зачем появляются в мире пророки?

Работа с текстом учебника. Задание 1. Прочитать текст на стр. 12-13. Ответить на вопросы:

• Почему и для чего Аллах выбрал Мухаммада?

• Какое задание получил от Аллаха Мухаммад?

• Каким образом изменилась его жизнь?

Задание 2. Прочитать текст на стр. 14-15. Заполнить таблицу «Учение Мухаммада».

Какое название получило новое учение Чем оно отличалось от языческих верований Как стал называть себя Мухаммад К чему призывал Мухаммад свой народ
Ислам Вера в единого Бога Аллаха Пророком Относиться друг к другу с братской любовью Быть сердечным и искренним Прекратить вражду Отказаться от жестокости

 

Самостоятельная работа. Задание 3. Выбери тему для своего мини-рассказа.

• «Пророк Мухаммад принес в мир добро, потому что …»

• «Если бы я был на месте пророка Мухаммада, то я …»

• «В нашем мире пророки появляются тогда, когда …»

Пример. Урок № 22. Буддийские символы. Модуль «Основы буддийской культуры»[170].

Цель: раскрыть символическое значение буддийских символов.

Задачи:

• Познакомить с символами Буддизма.

• Создать условия для осознания возможности передачи информации через предмет.

• Создать ситуацию, раскрывающую символы как нравственные ориентиры в поведении и общении людей.

Актуализация внимания к теме урока. Вопросы:

• Как вы понимаете что такое «символ»?

• С какими буддийскими символами вы уже сталкивались в предыдущих текстах учебника?

• Можно ли утверждать, что символ несет определенную информацию?

Работа со словарем.

1) Символ есть знак, относящийся к такому предмету, о котором хотят дать понятие. Например: весы служат символом правосудия (Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым).

2) Символ — условное обозначение какого-либо явления или понятия. (БСЭ).

Задание 1. Работа с текстом учебника. Прочитать текст о «Восьми благоприятных символах». Ответить на вопросы:

• Какой из символов связан не с предметом, а с живым существом?

• В чем заключается основной смысл этого символа?

Задание 2. Используя текст учебника, заполнить пустые графы.

Символ Его значение
Желтый цвет одежды  
  Защита от трудностей на пути самосовершенствования
Золотые рыбки  
  Духовное знание и стабильность
Знамя победы Победа учения над неведением
  Духовная чистота
Лев  

Задание 3. Самостоятельная работа.

• Если бы тебе пришлось создать благоприятные символы для твоей семьи, то какие бы ты выбрал?

• Нарисуй или опиши их.

• Раскрой значение каждого.

 

Пример. Урок № 7. Исход из Египта. Модуль «Основы иудейской культуры»[171].

Цель: раскрыть историю Исхода евреев из Египта как одно из важных исторических событий иудейского народа.

Задачи:

• Познакомить с историей Исхода иудеев из Египта.

• Создать условия для восприятия этого события как начала нового этапа развития иудейской истории.

• Создать ситуацию для осознанного понимания нравственного значения действий Моше как исторического деятеля.

Актуализация внимания к теме урока. Вопросы:

•  Что вы знаете о событии, изложенном в Библии как Исход евреев из Египта?

• Знаком ли вам такой библейский герой как Моисей?

Задание 1. Работа с текстом учебника и иллюстрацией.

Прочитать текст учебника. Подобрать к определенному тексту в учебнике соответствующую ему иллюстрацию. Дать свое название событию.

Задание 2. Найти в учебнике значение указанным в таблице понятиям.

Неопалимая купина  
Десять казней египетских  
Мацу  
Исход из Египта  
Песах  
Агаду  
Манна небесная  

 

Задание 3. Самостоятельная работа. Дайте характеристику Моше как исторической личности по следующей схеме:

• Почему именно он был выбран Богом для вывода евреев из Египта?

• Каким образом удалось уговорить фараона?

• Почему так долго водил евреев по пустыни?

• Выполнил ли Моше то задание, которое возложил на него Бог?

Вопросы и задания:

1. Какие типы уроков по ФГОС наиболее актуальны в этическом образовании?

2. Предложите Ваш вариант урока по ОРКиСЭ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.036 с.)