Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления иудаизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
История религии еврейского народа тесно связана с историей самого народа. Ее изучение позволяет проследить межрелигиозные и межкультурные связи, проникновение в иудаизм идей других народов и культур. Родиной иудаизма можно считать Месопотамию – одну из древнейших цивилизаций на Земле. Именно на юге Месопотамии, в городе Ур, название которого, по мнению некоторых ученых, в переводе с шумерского языка означает «место, где свет», в начале 2-го тысячелетия до н.э. родился легендарный Авраам, праотец еврейского народа, согласно священным текстам иудаизма, заключивший договор с богом Яхве. Бог объявил еврейский народ избранным, велел всем представителям еврейской общности беспрекословно его слушаться и не иметь других богов. За это Бог обещал предоставить народу прекрасные плодородные земли («землю обетованную») и многократно увеличить потомство Авраама. В знак послушания и верности Богу младенцам мужского пола на 8-й день после их рождения совершали обрезания крайней плоти. Ученые позже объяснили необходимость для здоровья народа этой процедуры в условиях жаркого климата и дефицита воды. Само слово «еврей», согласно некоторым исследованиям, происходит от глагола «авар» – переходить, пересекать, его можно перевести как «перешедший реку». Известно, что Авраам, отказавшись следовать верованиям и обычаям жителей города Ур, ушел из него, для чего ему, возможно, пришлось переправиться через реку Евфрат. Согласно другим трактовкам, слово «еврей» произошло от существительного «эвэр», сторона. Впервые так был в священных текстах назван Авраам, т.е. он придерживался других воззрений, был «на другой стороне» в среде своих соплеменников. Следует заметить, что евреи в древности представляли собой полукочевые племена семитского происхождения, а кочевникам свойственно перемещаться с места на место в поисках подходящей для скота пищи. Занятия кочевничеством определили характер ранних верований евреев. На ранней стадии своего развития религия еврейского народа представляла собой комплекс политеистических верований. Кочевники-скотоводы, бредущие по пустыне, особо значимыми объектами поклонения считали водные источники, горы, деревья. С домашними животными были связаны важнейшие ритуалы жизни племен. В конце года из стада отбирались два козла. На одного символически взваливали грехи всей общины, накопившиеся за год, и отпускали на волю. До наших дней сохранилось известное выражение «козел отпущения», произошедшее вследствие данного ритуала. Второго козла посвящали божеству и торжественно поедали всей общиной. Заметим, что образ домашнего животного закрепился и является особо значимым и в христианстве, и в исламе. В исламе в дни важнейших религиозных празднеств принято ритуально убивать барана (корову, козу, верблюда) и поедать его всей семьей, близкими людьми, угощать соседей. В мифологии христианства рождение будущего спасителя человечества произошло в хлеву, среди домашних животных; самого Иисуса сравнивают с Агнцем Божьим (т.е. ягненком), принявшим на себя грехи человечества; его плоть и кровь ритуально принимается верующими во время таинства причастия. Принятие пищи всегда было значимым действием в жизни еврейских племен. Существовали пищевые запреты (табу) и строгие предписания, какую пищу можно употреблять и каким образом она должна быть приготовлена. Годными для употребления в пищу признавались жвачные животные, имеющие раздвоенные копыта. Строго запрещалось есть мясо с кровью, т.к., по представлениям евреев, в крови содержится душа живого существа. Существовал запрет на употребление одновременно мясных и молочных продуктов. Нужно сказать, что упомянутые ограничения, а также многие другие, сохранились в еврейской культуре и по сегодняшний день. Политеистические верования древних евреев выражались также в поклонении различным духам и божествам, в частности, в пантеон божеств включали богов завоеванных народов, а также духов – родовых покровителей. В качестве материального воплощения божеств использовали небольшие фигурки – терафимы, которым поклонялись и которых просили о помощи. Постепенно из множества богов особое поклонение стал вызывать бог, имя которого было предписано держать в тайне. Позже, когда этот бог был объявлен единственным для поклонения и почитания для всего еврейского народа и были созданы священные тексты на иврите (языке еврейского народа), в которых этот бог описывался как создатель мира и человека, его имя обозначалось четырьмя буквами. Ученые назвали это буквенное обозначение тетраграммотон. В латинской транскрипции оно приняло вид YHWH, или IHWH. Это буквенное обозначение бога исследователи расшифровали как Иегова, а затем, более точно – Яхве. Однако в верующей еврейской среде до сих пор не принято обозначать бога по имени, на письме в повседневной коммуникациипо-русски возможно написание Б-г. Существенным моментом для формирования иудаизма как монотеистической религии стало пребывание еврейских племен в Египтес 18-го по 13-й вв. до н.э. В 14 в. до н.э. в Египте в царствование фараона Аменхотепа IV-го (Эхнатона) и по его инициативе прошла религиозная реформа, в результате которой были упразднено множество культов различным богам и утверждено поклонение одному богу солнечного диска Атону. Это была попытка утверждения монотеизма, которая не осуществилась, т.к. после смерти фараона прежние культы вернулись, а все упоминания о реформе в государстве были уничтожены. Но влияние реформ Эхнатона на становление монотеизма в еврейской среде очевидно. Об этом говорит сходство созданных в Египте и позднее в Иерусалимском царстве гимнов, славящих божество, а также мифов о создании мира в египетской мифологии и священных текстах иудаизма. Период пребывания евреев в Египте вошел в историю еврейского народа как египетский плен. Согласно священным текстам, сначала в Египте оказался Иосиф, которого невзлюбившие его братья продали проходящему мимо каравану. Благодаря своей мудрости и благочестию, Иосиф возвысился в Египте и стал приближенным фараона. Во времена, когда соседние с Египтом страны голодали, а в Египте, благодаря мудрости и дальновидности Иосифа, царило благоденствие, отец и братья были приглашены в Египет, после чего весь народ остался в этих землях. После смерти фараона, благоволившего евреям, для иудеев начались тяжелые времена изнуряющих работ, причем народу не разрешалось покидать страну. Вождем еврейского народа, выведшим его из Египта, следуя указаниям Бога и с его помощью, стал Моисей. Поэтому иудаизм иногда называют мозаизмом. При изучении иудаизма в школе можно дать послушать ребятам известный спиричуэл «Godown Moses» («Let my people go!») в исполнении Луи Армстронга. Это песня религиозного содержания о выводе Моисеем евреев из египетского плена. День исхода евреев из египетского плена стал важнейшим днем в истории иудаизма, в его честь ежегодно отмечают праздник Песах (еврейская пасха). Вспомнив, что центральный праздник христианства – Пасха, можно отметить очевидную связь двух религий. События последней недели жизни Иисуса Христа в его человеческом воплощении (вход в Иерусалим, тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, истязания и казнь) произошли в то время, когда еврейский народ отмечал праздник Песах. На пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай (вспомним, что горы издавна почитались еврейскими племенами) Моисею были даны самим Богом предписания жизни для еврейский племен, десять основных законов, изображенных на Скрижалях Завета. Получение героем законов жизни для народа от самого бога – мифологический сюжет, существовавший еще в Месопотамии. Царь Вавилона Хаммурапи в 18 в. до н.э., согласно преданию, получил законы от бога солнца Шамаша. Среди этих законов был и талион: «Око за око, зуб за зуб». Эта же фраза войдет потом и в священные тексты иудаизма. Также влиянием мифологии Месопотамии на становление иудаизма можно считать миф о потопе, строительстве ковчега и спасении праведника, вошедшие в каноны иудаизма, а затем и христианства. Десять заповедей (декалог), данные через Моисея еврейскому народу, следующие: 1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. С некоторыми изменениями данные законы вошли и в христианство. Особый, освященный день недели, который следует посвятить богу, для христиан – воскресенье, для мусульман – пятница. Еженедельный праздник в иудаизме – шаббат, т.е. суббота. Интересно отметить, что во всех этих религиях начало дня отмечают накануне вечером, т.е. суббота начинается с наступлением темноты в пятницу, первая воскресная служба в христианстве проходит в вечер субботы. Таков же отсчет времени суток и в исламе. Через 40 лет после Исхода из Египта еврейские племена пришли в Палестину (Ханаан), землю обетованную, оттеснили местное население, перешли к земледельческому образу жизни и в конце 11-го века до н.э. создали свое государство − Израильское царство. Древние палестинские семитские народы были включены в состав еврейского государства. На рубеже 11-10 вв. до н.э. государством правил Давид из рода Иуды. Он создал столицу и культовый центр − Иерусалим, на горе Сион. В 10 в. до н.э. его сын, мудрый царь Соломон, построил Иерусалимский храм, в котором хранились в ковчеге скрижали завета – каменные плиты, на которых были начертаны божьи заповеди. Иерусалимский храм стал центром и практически единственным местом, где совершались ритуалы в честь Яхве. Жрецами храма стали потомки Моисея из колена Левия, их называли левитами. Иерусалимский храм считается единственным возможным для евреев храмом. Он дважды был разрушен, один раз восстановлен, но евреи верят, что когда-нибудь этот храм снова будет возведен на прежнем месте. В настоящее время на территории, где располагался храм (она получила название Храмовая гора), расположены мусульманские культовые сооружения – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Поныне сохраняется одна стена Иерусалимского храма(Западная), которую называют Стеной Плача. Это важнейшая святыня еврейского народа. Именно сюда приходят верующие со своими молитвами и обращениями, а если нет возможности прийти, передают записки с просьбами к Богу, иногда присылают их по почте. После смерти царя Соломона еврейское государство разделяется на два царства – Израиль (на севере) и Иудею (на юге). В 722 г. Израиль был уничтожен Ассирией. Потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. В это время, в 8 в. до н.э., возникает движение Пророков – людей, которые связывали бедствия еврейского народа с его отступлением от веры и предсказывали появление в будущем Мессии – человека, который спасет еврейский народ от войн, пленений и притеснений. Наиболее почитаемые, «великие пророки»: Исайя, Иеремия, Иезекииль. В 586 г. до н.э. Иудейское царство было завоевано Вавилоном, в правление вавилонского царя Навуходоносора. В это время был в первый раз разрушен Иерусалимский храм, а значительная часть евреев оказалась в плену. Во время пребывания народа в Вавилонском царстве иудаизм испытал влияние зороастризма – в религию проникли учения о загробном мире, ангелах и бессмертии души. Иудейские жрецы письменно оформляют учение иудаизма, создавая и дополняя священные тексты. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром в 539 г. до н.э. евреям разрешили вернуться в Иерусалим. Иудейское государство было восстановлено, храм был построен заново. Однако в 322 г. до н. э. Палестину захватывает Александр Македонский, что приводит к усилению эллинистического влияния на еврейский народ. В связи с распространением греческого языка в империи Александра в 3 веке до н.э. священные тексты евреев переводятся на греческий язык. Согласно легенде, 72 мудреца независимо друг от друга занимались переводами с иврита на греческий язык, и когда тексты сличили, они буквально совпали. Переведенный текст получил название Септуагинта – «перевод семидесяти». В 63 г. до н.э. Иудею захватывает Римская империя, ав 6 г. н. э. Иудея была превращена в провинцию Рима.В 70 г. н.э. римлянами был разрушен Второй Иерусалимский храм, а в 133 г. − разрушен Иерусалим. Так как еврейский народ продолжал сопротивление завоевателям, евреев насильственно расселили по разным городам. В каждом городе евреи объединялись в диаспоры, т.е. общества людей одной национальности и культуре, проживающих на чужбине. Роль духовного центра в каждой диаспоре играла синагога. Синагога – не храм (храм у евреев только один, он может быть только в Иерусалиме), а дом собраний, молитв. Духовным наставником еврейской общины в синагоге является раввин, это не жрец, не лицо духовного сана, а именно наставник, человек, пользующийся большим авторитетом у единоверцев. В синагоге читают священные тексты, отмечают религиозные праздники, обсуждают важнейшие вопросы жизни общины. Синагога является центром сохранения еврейской культуры в любом городе любой страны. В 1948 г. по решению ООН было образовано государство Израиль. Евреи получили возможность вернуться на историческую родину. Палестина разделилась на 2 независимых государства, еврейское и арабское. Хотя решение ООН было продиктовано желанием вернуть мир еврейскому народу, оно положило начало кровопролитной войне между евреями и арабами, которая не прекращается по сей день.
Основы вероучения Основы вероучения иудаизма зафиксированы в религиозных священных текстах. Священное писание иудеев носит название «Сфарим» («Соферим»), или Танах. Еврейское слово «сфарим», так же, как и слово греческого происхождения «Библия», обозначает «книги». Слово«Танах» является акронимом трех важнейших частей Священного писания, которые в нее входят – Тора («Закон»), или Пятикнижие Моисея, Нэвиим («Пророки») и Кэтувим («Писания). Книги «Танаха» с небольшими изменениями вошли в Ветхий Завет христианской Библии. Кроме Ветхого Завета, в Библию входит Новый Завет (новый договор с Богом), который в иудаизме не признается, как не признается и само название Ветхий Завет. В христианстве Ветхий Завет играет важную роль – его тексты содержат пророчества о приходе Мессии, несущем духовное спасение человечеству, т. е. Иисусе Христе. Для иудаизма приход Мессии еще не осуществился. Первая книга Пятикнижия Моисия, т.е. Торы – Бытие. Она рассказывает о сотворении мира, животных и человека. В ней повествуется о грехопадении первых людей и об изгнании их их рая – Эдема. Также в Бытии говорится о всемирном потопе, о спасении Ноя и его ковчеге. В книге рассказывается о первых патриархах (родоначальниках еврейского народа) – Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе с братьями. Заканчивается книга историей о египетском плене. Вторая книга Пятикнижия называется Исход. В ней повествуется об уходе евреев из Египта, о пророке Моисее и о 10 заповедях. Третья книга названа Левит. В ней описываются религиозные обряды и правила. Четвертая книга Числа повествует о жизни еврейского народа после освобождения из Египта и до завоевания Ханаана (Палестины). Пятая часть Второзаконие посвящена правовым нормам. Далее идет книга Иисуса Навина, которая не входит в Пятикнижие, но продолжает начатое в нем повествование. В ней изложены сведения о завоевании евреями Палестины (Ханаана) во главе с Иисусом Навином. После смерти Иисуса Навина израильтяне остались без мощного вождя, и наступил период Судей. Время действия Книги Иисуса Навина может быть отнесено ко 2-й половине 13 в. до н. э. когда по результатам археологических раскопок многие ханаанские города были захвачены и разрушены. Писания (Кэтувим) состоят из 13 книг, которые носят религиозный характер. В их число входят Книга Судей, Руфь, четыре книги Царств, 2 книги Хроник, книги Ездры, Неемии, Эсфирь, Иова, Псалтирь (в них собраны псалмы и религиозные гимны, считается, что их автором был царь Давид), книга Притчей Соломоновых, Екклезиаст, Песнь Песней. В Танах входит также 21 книга Пророков (Нэвиим), в которых собраны тексты не только религиозного, но также исторического и политического содержания. Это книги Иеремии, Исайи, Иезекииля и Даниила. Затем следуют книги «малых пророков». Их 12. Это книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В греческий перевод Танаха, Септуагинту, включен еще ряд текстов. Но в канон иудаизма они не были включены. Самая древняя часть Сфарима написана в 10–9 вв. до н. э. Но легенды, описанные в ней, возникли, в 14–12 вв. до н. э. Танах видоизменялся на протяжении многих столетий. Особую роль в работе над Танахом сыграл период вавилонского плена, когда жрецы лишились храма и сосредоточили свое внимание на работе над священными текстами. Работа над Танахом была закончена в 3–2 вв. до н. э., и текст был канонизирован. С 4 в. до н. э. возникали различные комментарии к Священному писанию, которые образовали единый текст– Талмуд, составленный в конце 2-нач. 3 вв. Талмуд является второй по значимости книгой иудаизма и имеет статус Устного Закона. Талмуд включает Мишну (Повторение) – сборник норм права, составленный раввином Иегудой га-Наси. Мишна состоит из нескольких частей. Первая – Галаха (Закон) представляет собой правовые нормы. Вторая – Агада (Предание) состоит из притч, рассказов, легенд и сказок. В 4 – 5 вв. создается еще одна часть Талмуда – Гемара (Завершение), которая написана на арамейском языке. В 7–10 вв. создаются комментарии к Талмуду – Мидраши. Танах и Талмуд содержат тексты, заключающие в себе основу традиции и культуры еврейского народа. Все иудеи верят в единого Бога, т.е. в то, что нет и не может быть других богов, кроме Яхве. Он бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ, всеблаг и безграничен. Человек создан по образу и подобию Бога. Человеческая душа бессмертна. Человек общается с Богом через молитву, а Бог являет себя через Танах. Бог Яхве избрал еврейский народ для союза с ним, таким образом, евреи считают себя богоизбранным народом. Следует заметить, что не все представители еврейского народа понимали иудаизм одинаково. В зависимости от особенностей понимания религии в иудаизме зародились различные течения и направления. Это разветвление в иудаизме происходило еще до второго разрушения Храма, продолжилось оно и во времена расселения еврейского народа по всему миру. Так, например, можно отметить следующие направления иудаизма в древности: Саддукеи – священническая аристократия, не принимавшая религиозные положения о воскресении мертвых, об ангелах и духах Фарисеи – группа, оппозиционная саддукеям, занимавшаяся детальным уточнением расплывчатых предписаний ветхозаветного Закона и следила за неукоснительным их соблюдением. Зелоты – воинствующая группировка иудеев, призывавшая с оружием в руках сражаться против римлян. Самаритяне – немногочисленная религиозно-этническая группа, претендовавшая на хранение чистоты древнего знания. Ессеи – религиозная иудейская община, ведущая аскетичный образ жизни. Из среды ессеев был Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа в реке Иордан. После рассеяния евреев по разным странам внутри иудаизма возникли субэтнические общности, имеющие языковые и обрядовые отличия. Наиболее крупные общности – сефарды и ашкеназы. Сефарды – субэтническая группа евреев. сформировавшаяся в средневековой Испании в период мусульманского господства, позднее вытесненная на Балканы, в Малую Азию и Ближний Восток.Слово «сфарад» означает на иврите «Испания», понятие «сефарды» относится к евреям − выходцам из арабского мира. Ашкеназы – это потомки евреев, проживавших на территории современной Германии и Восточной Европы (в Польше, Литве, России и Украине). Ашкеназ на иврите означает «Германия». Понятие «ашкеназы» относится ко всем евреям − выходцам из Европы. Около 80 процентов всех евреев мира −ашкеназы и лишь 20 процентов −сефарды. В Израиле есть два Главных раввина, один из которых −сефард, а другой −ашкеназ. Существует и конфессиональное деление в иудаизме. Все существующие в рамках традиции иудаизма религиозные группы принято разделять на три класса: 1. ортодоксальный иудаизм; 2. реформистский иудаизм; 3. консервативный иудаизм. К ортодоксальному иудаизму относятся, например, такие течения, как литваки, хасидизм, хабад-хасидизм, ортодоксальный модернизм, религиозный сионизм. Реформистский иудаизм – движение, возникшее в первой половине 19-го в. в Германии, а во второй половине 19-го в. распространившееся в США. Реформистские общины существуют также в Великобритании, Аргентине, Бразилии, Израиле и России. Реформизм настаивал на необходимости признания принципиальными положениями религии только строгий монотеизм и моральные нормы, освободив иудаизм от множества других предписаний и правил. Консервативный иудаизм возник в 19 в. в Германии и в дальнейшем получил развитие в США, где и сегодня главным образом распространен. Консерваторы требовали изменений в религиозной жизни иудеев, но полагали неприемлемыми взгляды реформистов, они считали принципиальным исполнение пищевых ограничений, соблюдение суббот и прочих установленных ранее религией правил. Отдельным направлением иудаизма можно рассматривать этническую группу караимов, движение которых возникло в Багдаде в 8 в. и распространилось на Крымском полуострове, Западной Украине и в Литве. Караимы отрицают предписания Талмуда и признают необходимым исполнение установления Торы.
Этика и практика иудаизма Основные правовые и морально-этические нормы для иудеев содержатся в текстах Танаха и Талмуда. Иудаизм называют религией Закона. С древнейших времен существования народа его поведение определялось талионом, т.е. компенсацией, равной причиненному ущербу. Жизнь верующего еврея регламентирована 613-ю правилами, источником которых считается Танах. Часть предписаний Талмуда касается пищи. Пищевые ограничения получили название «кашрут» («дозволенный»). Верующий еврей может есть только кошерную пищу, т.е. ту, которая дозволена к употреблению и особым образом приготовлена.Такая еда продавалась в специальных лавках, а сейчас в особых магазинах. Пищевые предписания касаются, в основном, продуктов животного происхождения. Можно употреблять в пищу мясо жвачных животных с раздвоенными копытами. К таким животным не относится, например, свинья, следовательно, свинина запрещена к употреблению в пищу. Мясник режет мясо по особым правилам, таким образом, чтобы в него не попадала кровь. Некошерное, т. е. недозволенное мясо называется треф. Здесь видно влияние древних верований, когда люди полагали, что душа материализуется в крови, поэтому кровь не должна попадать в пищу. Запрет на смешение мясной и молочной пищи объясняется фразой-предписанием из Танаха «не вари козленка в молоке матери его». Между приемом мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов. Алкоголь допустим к употреблению в иудаизме, как правило, в дни праздников, для ощущения веселья, употребляют, в основном, вино; однако большим позором для иудея считается быть пьяным. Многие требования Талмуда касаются внешнего вида евреев. Мужчинам предписано всегда носить головной убор, чтобы чувствовать и демонстрировать тот предел между собой и Богом, который невозможно преодолеть. Таким головным убором является кипа – небольшая плоская шапочка, которая крепится заколкой. Верующий еврей должен всегда покрывать голову, даже во время сна. Во время праздников надевают и другие головные уборы – особые шляпы. В иудаизме также существует обычай ношения бороды и отращивания длинных волос на висках – пейсов, однако данный обычай соблюдают, в основном, ортодоксальные евреи. Для замужних женщин существует предписание не показывать окружающим своих волос – считается, что в волосах содержится сила женщины, которую следует скрывать. Поэтому многие женщины покрывают волосы платками или головными уборами. В настоящее время широко распространен обычай носить парики. Во время молитвы поверх обычной одежды нужно надевать ритуальное покрывало с кистями по краям и полосками по бокам– талит (талес). Смысл заповеди о талите Тора объясняет так:«И увидите их (кисти), и вспомните все заповеди Г-спода, и будете исполнять их». Еще одним элементом молитвенного облачения иудея является тфиллин – две маленькие черного цвета коробочки, сделанные из кожи кошерного животного, внутри которых помещены рукописные отрывки из Торы, начертанные на пергаменте. Эти коробочки закрепляются ремешками на левой руке и на голове. В Торе есть четыре отрывка, в которых содержится предписание: «Повяжи их (слова Бога) в знак на руку твою, и да будут они знамением над глазами твоими!» Тфилин повязывают с 13 лет на левую руку, так, чтобы они оказались напротив сердца – источника чувств, и на голову – вместилище разума. Часть предписаний Талмуда касаются еврейского жилища. На косяках дверей в домах и синагогах крепится мезуза – свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы «Внемли, Израиль! Господь Бог наш Господь Один. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим. И да будут речи эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоём. И повторяй их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась и поднимаясь. И повяжи их в знак на руку твою, и будут они налобным знаком меж глаз твоих. И напиши их на косяках дома твоего и на твоих воротах…» Существует также множество других требований, касающихся повседневной и ритуальной жизни верующих иудеев. Важной частью жизни являются религиозные праздники, на которые, как правило, собирается вся семья, готовятся особые кушанья, совершаются ритуальные действия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.015 с.) |