Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская деятельность среди населения

Поиск

Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.

    Просветительство - передача знаний, распространение знаний и культуры.

    Просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля  за успешностью освоения сообщаемых сведений.

    Просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.

Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

· использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;  

· своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;    

· содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;    

· способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;  

· содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;    

· формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

· признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека; 

· ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

· недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости; 

· широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;  

· автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций    

· плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;   

· недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;    

· государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций; 

· достоверность сообщаемых сведений;

· партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;    

· учет региональных и местных особенностей территории;    

· учет общегосударственных интересов.

Кроме того, просветительская деятельность строится на основе следующих принципов:

· профессионализма. Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Педагоги, специалисты-консультанты, социальные работники, пропагандирующие и распространяющие научные знания и иные социально значимые сведения, должны быть профессионалами;

· оперативности. Оперативность - качество работника, характеризующее его способность быстро включаться в деятельность, легко переходить в работе от выполнения одного задания к другому, доводить начатое дело до конца, не затягивать его, принимать решение и умело действовать в меняющихся условиях;

· соблюдения этических норм. Специалисты, занимающиеся просветительской деятельностью, обязаны соблюдать этические нормы, установленные правила профессиональной деятельности.

Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях.

Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

· общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское и прочее просвещение);

· специализированное: просветительские программы, адресованные людям какой-либо профессии или категории.

Просветительская деятельность среди населения направлена на формирование потребности в дальнейшем обучении в различных образовательных учреждениях, а также потребности в самообразовании и самовоспитании.

Формы просветительской деятельности подразделяются на индивидуальные (беседы), групповые (тематический урок), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция).

Средства просветительской деятельности подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидении), наглядные (буклет, памятка, плакат), интерактивные.

Для организации просветительской деятельности в стране создается система просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

· исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;  

· просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;    

· учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;   

· государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.

В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:  

· образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;   

· информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;    

· разъяснительную: обеспечивает   адекватность понимания сообщаемых сведений;  

· идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

· агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;    

· консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.

Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия. Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.

В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:

· партнерство субъектов управленческой деятельности;

· целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;

· децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;

· представленность различных категорий и групп населения;

· демократичность разработки и принятия решений;

· учет плюрализма потребностей и интересов;

· гибкость управленческих структур;

· участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.

Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.

В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:

· государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;

· муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;

· неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;

· общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.

В ходе просветительской деятельности реализуются просветительские программы. Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание  и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;

· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

· достоверность предлагаемых для освоения сведений;

· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;

· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;

· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

· учет региональных и местных особенностей территории.

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:

· профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;

· экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;

· политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

· правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

· гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;

· научное просвещение: популяризация достижений современной науки;

· художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;

· национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;

· медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.

Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим.

Специальные  программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение. К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой, т.е. как совокупность просветительских мероприятий.

Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения. Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;

· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.

В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:

· монопрофильные - одна определенная программа или несколько программ одного профиля;

· многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.

С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.

Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения. Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.

К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:

· преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;

· организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;

· организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;

· исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.

Просветительская деятельность является одной из составляющих работы педагога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и клубов для родителей, организация конференций и выставок литературы и др.). Приоритет отдается активным формам в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей - ролевым играм, групповым занятиям, тренингам, семинарам-практикумам и т.п. На базе образовательного учреждения педагог чаще всего осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 2493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.012 с.)