Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 1. Научное исследование в педагогике.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Педагогика
Семинар 1. Научное исследование в педагогике.
План Понятие научно-педагогического исследования (НПИ). Классификация НПИ. Методологические принципы НПИ. Методологические характеристики НПИ. Методы НПИ, их классификация и выбор. Логика НПИ. Литература для подготовки 1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов. 2. Педагогика: учебник /под ред. В.А. Сластёнина. 3. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. 4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. - Книга 1.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Выпишите определение понятия «научно-педагогическое исследование», предложенное Володаром Викторовичем Краевским. НПИ – это__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте еще одно определение термина «НПИ»: НПИ – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологии. На основе этих двух определений ответьте на следующие вопросы: 1. Что является основной целью, а, следовательно, и результатом всех научно-педагогических исследований? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Можно ли назвать кандидатскую диссертацию и монографию научно-педагогическими исследованиями? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Можно ли сказать, что учитель, который изучает личность какого-либо учащегося, проводит научно-педагогическое исследование? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. НПИ можно классифицировать по различным признакам. По направленности они подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Охарактеризуйте эти виды НПИ, заполнив следующую таблицу:
Задание 4. Традиционно выделяют следующие принципы НПИ. Попробуйте пояснить своими словами, что обозначает каждый из них.
Задание 5. Каждое НПИ имеет ряд методологических характеристик, которые обычно описываются во введении. Раскройте сущность этих характеристик, заполнив таблицу:
Задание 6. Выпишите определение понятия «метод исследования». Метод исследования – это____________________________________________________
Задание 7. Охарактеризуйте основные методы НПИ, заполнив таблицу:
Задание 8. Составьте алгоритм проведения НПИ, отражающий его логику и состоящий из 7 шагов (этапов).
План 1. Сущность процесса воспитания. 2. Понятия «закон», «закономерность», «принцип», «правило» в педагогике. 3. Закономерности воспитания. 4. Принципы воспитания. Литература для подготовки 1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. 2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2. 3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания) Задание 1. Прочитайте информацию о трактовке термина «воспитание» в трех смыслах и определите, в каком из этих смыслов дано приведенное ниже определение. Ответ запишите здесь:_____________________________________ ВОСПИТАНИЕ трактуют обычно в нескольких смыслах: 1) в социальном смысле воспитание — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. 2) в широком педагогическом значении воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; 3)в узком педагогическом значении воспитание — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека (эту деятельность называют воспитательной работой). Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых, с целью формирования у последних положительных личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации к самовоспитанию. Задание 2. Выделите особенности процесса воспитания и запишите их: 1.______________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ 4._____________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________________ 7.______________________________________________________________________ 8._______________________________________________________________________ 9.______________________________________________________________________ Задание 3. Выпишите определения терминов «закон», «закономерность», «принцип», «правило». Обратите внимание на то, что в разных науках толкование этих терминов может отличаться. Вам необходимо выяснить, как они понимаются в педагогике. Закон - это_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Закономерность - это____________________________________________________ ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Принцип - это___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Правило - это____________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Задание 4. На основе определений терминов «закон» и «закономерность» определите, являются ли все выделенные Л.П. Крившенко законы воспитания действительно законами, или среди них скрываются закономерности? Поясните свое мнение. Законы воспитания (по Л.П. Крившенко): 1. Закон соответствия воспитания и требований общества. 2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания. 3. Закон единства воспитания, обучения и развития. 4. Закон воспитания в деятельности. 5. Закон активности воспитанника. 6. Закон единства воспитания и общения. 7. Закон воспитания в коллективе. 8. Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Выпишите закономерности процесса воспитания, выделенные М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой. 1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ План 1. Содержание воспитания и способы его формирования. 2. Нравственное воспитание. 3. Гражданское воспитание. 4. Трудовое воспитание. 5. Физическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. 7. Умственное воспитание. 8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Литература для подготовки
1. Педагогика: учебник /под ред. В.А. Сластёнина. 2. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.. 3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2. 4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания) Задание 1. Прочитайте определения термина «содержание воспитания» и на их основе кратко поясните своими словами, что подразумевает этот термин. Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами (Иван Павлович Подласый). Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности (Лина Поликарповна Крившенко). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполните таблицу «Подходы к структуризации содержания воспитания»:
Задание 3. Подготовьте презентацию одного из направлений воспитания (нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое, умственное) в микрогруппах по следующему плану: 1. Цель и задачи. 2. Содержание. 3. Формы, методы и средства. 4. Примеры из воспитательной практики. Считаете ли Вы список базовых национальных ценностей, указанных в Концепции, необходимым и достаточным? Может быть, какие-то ценности необходимо исключить из списка, а какие-то, наоборот, добавить? Поясните свое мнение. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Что подразумевают под собой основные принципы организации духовно‑нравственного развития и воспитания?
План 1. Понятие о методе воспитания. 2. Взаимосвязь приемов и методов воспитания. 3. Классификация методов воспитания. 4. Характеристика отдельных методов воспитания. 5. Выбор методов воспитания. Литература для подготовки 1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. 2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2. 3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания) Задание 1. Прочитайте определения термина «метод»: Метод – способ действия; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Определите, на какой вопрос отвечает педагогический метод: Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Выбранный вопрос обведите «кружком». Поясните свой выбор. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Прочитайте определения термина «метод воспитания» и выберите то, которое Вы считаете самым лучшим. Поясните свой выбор. 1. Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия. 2.Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания. 3.Метод воспитания – это путь достижения заданной цели. 4.Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. 5.Метод воспитания – это способ воздействия на воспитанников, с целью достижения воспитательных целей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. На основе прочтения рекомендованной литературы поясните, 1) что такое прием воспитания, 2) как приемы связаны с методами воспитания. 1.Прием воспитания - это_________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Как известно, классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. Задание 5. Рассмотрите некоторые классификации методов воспитания и заполните таблицу.
Задание 6. Охарактеризуйте основные методы воспитания и укажите трудности, которые, на Ваш взгляд, могут возникнуть при их использовании:
Задание 7. Перечислите факторы, от которых зависит выбор методов воспитания: 1._______________________________________________________________________ 2.________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________ 4.________________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________________ 6.______________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________________ 8.______________________________________________________________________ 9.________________________________________________________________________ 10.______________________________________________________________________
Задание 8. Вставьте пропущенные слова в приведенные ниже правила выбора методов воспитания. 1. Гуманизм отношений ___________ к воспитанникам. 2. Педагог имеет дело с цельной ______________ методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой. 3. Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях _______________. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. 4. Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых ___________. 5. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. 6. Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ___________, которая и порождает потребность в определенном воздействии. 7. Выбор метода зависит от __________ педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия. 8. Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. 9. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть _________________ состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться.
План 1. Понятие о педагогическом взаимодействии и педагогическом воздействии. 2. Основные характеристики взаимодействия. 3. Эффективность взаимодействия. 4. Типы взаимодействия. 5. Стратегии педагогического взаимодействия. Литература для подготовки 1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А. Смирнова. 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Прочитайте данные ниже определения терминов «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» и определите, как они соотносятся между собой. Ответ запишите и поясните. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях. Педагогическое воздействие – это влияние педагога на волю, эмоции воспитанников, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Как Вам известно, воздействие бывает двух видов: прямое и косвенное (опосредованное). Дайте характеристику этим видам воздействия и приведите примеры каждого из школьной жизни.
Задание 3. Воздействуя на ребенка, педагог инициирует его активность, оснащает его способами взаимодействия с миром, содействует осмыслению «Я» ребенка в связях с окружающим миром. В этом состоит назначение педагогического воздействия, по мнению Надежды Егоровны Щурковой. Приведите примеры фраз учителя, отражающих это назначение.
Задание 4. Эффективность взаимодействия определяется на основе развития его основных характеристик, к которым относят взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Заполните пропуски в таблице на основе материала из учебного пособия М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, указанного в списке литературы.
Кроме того, об эффективности взаимодействия можно судить также по обогащению содержания совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Задание 5. Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость – феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Совместимость характеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости – процесс общения. Задание 6. Прочитайте материал параграфа «Типы взаимодействия» из учебного пособия М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой, указанного в списке литературы, и научитесь пояснять данную ниже таблицу.
Задание 7. Охарактеризуйте стратегии педагогического взаимодействия, заполнив таблицу (см.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А. Смирнова):
План 1. Понятие о классном руководстве. 2. История классного руководства в России (доклад, 1 студент, 5-6 минут). 3. Вариативность классного руководства. 4. Функции классного руководителя. 5. Направления деятельности классного руководителя. 6. Взаимодействие классного руководителя и семьи учащегося. 7. Технологический цикл воспитательной работы классного руководителя. Литература для подготовки 1. Классному руководителю/ под ред. М.И. Рожкова. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /под ред. С.А. Смирнова. 3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Задания для выполнения дома при подготовке к семинару (каждым студентом выполняются все задания) Задание 1. Дайте определение термина «классный руководитель». Классный руководитель – это_______________________________________________ ___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Поясните, в чем состоит вариативность классного руководства в организационном, содержательном и психолого-педагогическом аспектах (см. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания).
Задание 3. Вариантами должностного статуса классного руководителя в школе являются классный воспитатель, классный руководитель, куратор. Выявите сходства и отличия этих статусов. Общее |
Особенное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классный воспитатель | Классный руководитель | Куратор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. Различные авторы выделяют разные функции классного руководителя. Составьте свой обобщенный список функций классного руководителя, который, по Вашему мнению, демонстрирует весь спектр деятельности классного руководителя. Кратко поясните каждую функцию.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Традиционно выделяют несколько направлений деятельности классного руководителя, укажите назначение каждого из них.
Направление деятельности | Назначение |
1.Изучение отдельных учащихся и коллектива класса | |
2.Сплочение и развитие коллектива класса | |
3.Индивидуальная работа с учащимися | |
4.Взаимодействие с семьей | |
5.Взаимодействие с педагогами школы | |
6.Взаимодействие с общественностью |
Задание 6. Назовите формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
Коллективные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Групповые:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Назовите трудности, с которыми, по Вашему мнению, может столкнуться классный руководитель, осуществляя взаимодействие с семьями учащихся.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Кратко охарактеризуйте 4 этапа технологического цикла воспитательной работы классного руководителя (см. Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко).
Технологический этап | Характеристика этапа |
1.Диагностика | |
2.Планирование | |
3.Реализация плана | |
4.Анализ результатов |
План
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.145 с.)