Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие научно-педагогического исследования (НПИ).

Поиск

Классификация НПИ.

Методологические принципы НПИ.

Методологические характеристики НПИ.

Методы НПИ, их классификация и выбор.

Логика НПИ.

Литература для подготовки

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов.

2. Педагогика: учебник /под ред. В.А. Сластёнина.

3. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.

4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. - Книга 1.

 

Задания для выполнения дома при подготовке к семинару

(каждым студентом выполняются все задания)

 

Задание 1. Выпишите определение понятия «научно-педагогическое исследование», предложенное Володаром Викторовичем Краевским.

НПИ – это__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Прочитайте еще одно определение термина «НПИ»:

НПИ – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологии.

На основе этих двух определений ответьте на следующие вопросы:

1. Что является основной целью, а, следовательно, и результатом всех научно-педагогических исследований?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Можно ли назвать кандидатскую диссертацию и монографию научно-педагогическими исследованиями? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Можно ли сказать, что учитель, который изучает личность какого-либо учащегося, проводит научно-педагогическое исследование? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 3. НПИ можно классифицировать по различным признакам. По направленности они подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Охарактеризуйте эти виды НПИ, заполнив следующую таблицу:

  Цель/результат Направленность Решаемые задачи (теоретические или практические)
Фундаментальные      
Прикладные      
Разработки      

 

 

Задание 4. Традиционно выделяют следующие принципы НПИ. Попробуйте пояснить своими словами, что обозначает каждый из них.

Принцип НПИ Пояснение
1) исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей  
2) обеспечивать целостный подход в изучении педагогических процессов и явлений    
3) изучать явление в его развитии      
4) изучать явление в его связях и взаимодействиях с другими явлениями    
5) рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития  

 

Задание 5. Каждое НПИ имеет ряд методологических характеристик, которые обычно описываются во введении. Раскройте сущность этих характеристик, заполнив таблицу:

Методологическая характеристика Сущность методологической характеристики
1. Проблема исследования    
2. Тема исследования    
3. Актуальность исследования    
4. Объект исследования    
5. Предмет исследования    
6. Цель исследования    
7. Задачи исследования    
8. Гипотеза исследования    
9. Защищаемые положения/положения на защиту    
10. Научная новизна/новизна результатов    
11. Теоретическая значимость/значимость для науки    
12. Практическая значимость/значение для практики  
13. Методологическая база  
14. Методы исследования  

 

 

Задание 6. Выпишите определение понятия «метод исследования».

Метод исследования – это____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Охарактеризуйте основные методы НПИ, заполнив таблицу:

 

Группа методов Частные методы Характеристика

Общетеоретические методы

Анализ  
Синтез  
Сравнение  
Обобщение  
Моделирование  
Индукция  
Дедукция  

Эмпирические методы

Наблюдение  
Беседа  
Педагогический эксперимент    
Анкетирование  
Тестирование  
Изучение документов и продуктов деятельности  
Изучение и обобщение педагогического опыта  

Математические методы

Шкалирование  
Ранжирование  
Корреляция  

 

 

Задание 8. Составьте алгоритм проведения НПИ, отражающий его логику и состоящий из 7 шагов (этапов).

 


Семинар 2. Закономерности и принципы воспитания.

План

1. Сущность процесса воспитания.

2. Понятия «закон», «закономерность», «принцип», «правило» в педагогике.

3. Закономерности воспитания.

4. Принципы воспитания.

Литература для подготовки

1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.

 

Задания для выполнения дома при подготовке к семинару

(каждым студентом выполняются все задания)

Задание 1. Прочитайте информацию о трактовке термина «воспитание» в трех смыслах и определите, в каком из этих смыслов дано приведенное ниже определение. Ответ запишите здесь:_____________________________________

ВОСПИТАНИЕ трактуют обычно в нескольких смыслах:

1) в социальном смысле воспитание — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих пе­редачу из поколения в поколение накопленного социально-куль­турного опыта, нравственных норм и ценностей.

2) в широком педагогическом значении воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспи­тателей и воспитуемых;

3)в узком педагогическом значении воспитание — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека (эту деятельность называют воспитательной работой).

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимо­действие воспитателей и воспитуемых, с целью формирования у последних положительных личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации к самовоспитанию.

Задание 2. Выделите особенности процесса воспитания и запишите их:

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________

7.______________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________

9.______________________________________________________________________

Задание 3. Выпишите определения терминов «закон», «закономерность», «принцип», «правило». Обратите внимание на то, что в разных науках толкование этих терминов может отличаться. Вам необходимо выяснить, как они понимаются в педагогике.

Закон - это_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Закономерность - это____________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Принцип - это___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Правило - это____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

Задание 4. На основе определений терминов «закон» и «закономерность» определите, являются ли все выделенные Л.П. Крившенко законы воспитания действительно законами, или среди них скрываются закономерности? Поясните свое мнение.

Законы воспитания (по Л.П. Крившенко):

1. Закон соответствия воспитания и требований общества.

2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания.

3. Закон единства воспитания, обучения и развития.

4. Закон воспитания в деятельности.

5. Закон активности воспитанника.

6. Закон единства воспитания и общения.

7. Закон воспитания в коллективе.

8. Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Выпишите закономерности процесса воспитания, выделенные М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.01 с.)