Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.  дидактика и ее исследование в педагогике.

Поиск

1. Сущность процесса обучения.

2. Закономерности и принципы обучения.

3. Цели и содержание современного образования.

1. Сущность процесса обучения. Одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения. Процесс обучения, прежде всего, характеризуется двусторонностью. С оной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.

Однако в процессе обучения такие контакты имеют место не всегда, например, выполнение домашнего задания. Поэтому помимо взаимодействия учителя и учащихся не менее важным компонентом обучения является умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учеников, в каких бы формах она не протекала.

Таким образом, обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Из этого следует, что, если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той, или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально присутствовать на занятиях.

Это позволяет выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

– совершенствование учебных умений и навыков.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики – дидактика (с греч. didacticos – поучающий и didasco – изучающий). Впервые в научное использование термин «дидактика» ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихия) (1571–1635 гг.), назвавши свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания». Под дидактикой В. Ратке понимал научную дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика». Я.А. Коменский под дидактикой понимал «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменным со времен В. Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблемы: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Таким образом, дидактика – это часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частные дидактики. Общая дидактика изучает процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики или методики преподавания – изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Проблемы, которые разрабатывает дидактика:

– определяет педагогические основы содержания образования;

– исследует сущность, закономерности и принципы обучения, также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;

– изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

– разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

– определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приоритетного опыта у учеников возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цель; 2) содержание; 3) методы; 4) организационные формы; 5) результаты.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладение приемами применения усвоенных знании на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения, прежде всего, связана с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь(способ) достижения цели и задач обучения.

Средства – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

2. Закономерности и принципы обучения. При рассмотрении закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в широком смысле. Т.е., обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом, а именно:

– направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

– деятельностный характер обучения;

– единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

– проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

– обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

– раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

– повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

– согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

К специфическим закономерностям обучения (они же дидактические принципы) относятся:

1. Н аучность и мировоззренческая направленность обучения. Для реализации этого учителю необходимо глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений, а также показывать значение изучаемого материала.

2. Проблемность обучения, так как только при условии, если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.

3. Н аглядность обучения. Эта закономерность обусловлена рядом факторов:

– выступает как средство познания окружающего мира, основанном на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

– требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия;

– обучение основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному;

– повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более легким. Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: как источники новых знаний и как средства выработки практических умений и навыков учащихся.

4. Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Важнейшее значение в этом отношении имеет умелое использование разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Активность и сознательность учащихся достигается при следующих особенностях:

– организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и побуждении учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни;

– приучении школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения;

– выработке у учащихся самостоятельного подхода к изучаемому материалу.

5. Д оступность обучения – отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

6. Систематичность и последовательность обучения. Подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях наук, систематическое прохождение школьного обучения. При овладении только отрывочными сведениями и при отсутствии систематизированных знаний, практически невозможно стать образованным человеком. В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся.

7. Прочность обучения и его цикличность требует, прежде всего, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

8. Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

3. Цели и содержание современного образования. Содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Содержание образования имеет исторический характер и  изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Содержание образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях.

Существует несколько типов учебных планов: базовый, типовой и рабочий план школы.

Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений определяет структуру и содержание общего среднего образования через инвариантную и вариативную составные, которые устанавливают почасовое и содержательное соотношения между образовательными областями (циклами учебных предметов), допустимую учебную нагрузку учеников и годовое количество учебных часов. Инвариантная составная содержания общего среднего образования формируется на государственном уровне, является единой для всех учреждений общего среднего образования, определяется через образовательные области Базового учебного плана. Вариативная составная содержания общего среднего образования формируется общеобразовательным учебным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учеников (воспитанников). Базовый учебный план для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности утверждается Кабинетом Министров Украины.

На основе Базового учебного плана Министерство образования Украины утверждает типовые учебные планы для общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности. В типовых учебных планах образовательные области реализуются в учебные предметы и курсы инвариантной и вариативной составные содержания общего среднего образования.

Типовые учебные планы устанавливают суммарную гранично-допустимую учебную нагрузку учеников.

На основе типовых учебных планов общеобразовательным учебным заведением составляется рабочий учебный план с конкретизацией вариативной составной и определением профиля обучения.

Рабочие учебные планы государственных и коммунальных общеобразовательных учебных заведений утверждаются соответствующими органами управления образованием.

Рабочие учебные планы частных общеобразовательных учебных заведений согласуются с соответствующими органами управления образованием. 

Экспериментальные рабочие учебные планы составляются с учетом типовых учебных планов общеобразовательными учебными заведениями, которые имеют статус экспериментальных.

Внедрение экспериментальных рабочих учебных планов, новых образовательных программ, педагогических новаций и технологий возможно только по решению Министерства образования Украины.

В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия, отражающие основное содержание учебного предмета. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Украины. Учебник содержит не только изложение основ наук, но и организует самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. 

Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрасту учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов – восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучени. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Учебник вы­полняет следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отноше­ние к работе.

2. Информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

3. Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода результатов обучения, а также выполнение тренировоч­ных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

К учебным пособиям относятся: сборники задач, упражнений, хрестоматии, словари, справочники и др.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется дидактикой?

2. В чем заключается сущность проблемного обучения?

3. Какие требования предъявляются к современным учебникам?

Используемая литература:

1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Изд. 4–е. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

 

Тема 2. Методы обучения.

1. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

2. Характеристика отдельных методов обучения.

3. Критерии выбора оптимальных методов обучения.

1. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Метод обучения (метод с греч. – исследование, способ, путь к достижению цели) – это определенный способ упорядоченного взаимодействия педагога и учащихся, направленный на достижение конкретной цели обучения. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, которые называются методическими приемами. Прием – это составная часть, элемент метода, отдельный шаг в его реализации. В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная часть – это те постоянные действия, которые обязательно должны присутствовать в методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью учителя, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Классификации методов обучения – это упорядоченная по определенному принципу система. Рассмотрим некоторые из них.

1. Традиционная классификация, по источнику знаний, имеет 5 групп:

Практика Наглядность Слово Книга Электронные средства
Опыт Упражнение Учебно-производительный труд Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Чтение Изучение Реферирование Цитирование Изложение Составление плана Конспектирование Просмотр Взаимодействие Упражнения Контроль

2. Классификация по Ю. К. Бабанскому:

а. Методы организации и осуществления учебной деятельности

Словесные Наглядные Практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно-поисковые Методы самостоятельной работы
источники логика мышление управление

б. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности

в. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

3. Классификация методов обучения по степени познавательной активности учащихся (классификация по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину)

Эта характеристика тесно связана с мыслительной активностью учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

– информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный);

– репродуктивный;

– проблемное изложение;

– частично-поисковый (эвристический);

– исследовательский.

Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и информационно-рецептивного, – экономность времени. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно получить самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.108 (0.017 с.)