Тема 2.  Классный руководитель в школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.  Классный руководитель в школе.



1. Основные функции и обязанности классного руководителя.

2. Формы и методы работы классного руководителя с учащимися.

3. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

1. Основные функции и обязанности классного руководителя. Классный руководитель – этоучитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классных руководителей имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Также была учреждена должность надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы. В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по предмету, который он преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей – женщины.

Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности.

Функции классного руководителя (по Р. Х. Шакурову):

1. Педагогическая и социально–гуманитарная – направлена на создание условий для социального развития учащихся, ориентирована на помощь ребенку, как актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основным содержанием деятельности классного руководителя являются: воспитание учащихся, социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, интеграция всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.

2. Социально–психологическая, организаторская – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

3. Управленческая – заключается в диагностировании, целеполагании, планировании, контроле и коррекции.

Права классного руководителя:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать родителей (или лиц, заменяющих их) в школу;

– по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми.

Обязанности классного руководителя:

– организовать в классе учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказать помощь ученику в решении проблем;

– установить контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

Формы работы классного руководителя подразделяются:

– по видам деятельности на учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

– по способу влиянии педагога на непосредственные и опосредованные;

– по времени проведения на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярно повторяющиеся);

– по числу участников на индивидуальные, групповые, массовые (несколько классов).

2. Формы и методы работы классного руководителя с учащимися. Работа классного руководителя с учащимися  делится на три основные формы: индивидуальная, групповая и коллективная.

Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего он сопровождают друг друга.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его способности, таланы, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по–разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести творческие группы, ораны самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя.

К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и т.п. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий классные руководители могут выполнять различные роди: ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; советчика, помощника детей в организации деятельности.

3. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Основное место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. В случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. На родительских собраниях вопросы об успеваемости и дисциплине школьников следует заранее продумывать. О положительных результатах обучения и воспитания целесообразно сообщать при всех родителях, но о негативных результатах необходимо беседовать индивидуально.

Бывают случаи, когда ребенок резко перестает выполнять домашние задания, проявляет повышенную нервозность, приходит в школу в плохой физической форме, с плохим настроением. В таком случае классному руководителю целесообразно посетить школьника дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и предупредить родителей о необходимости создания для ребенка более спокойной обстановки, а в некоторых случаях и соответствующего лечения.

В обязанности классного руководителя входит осуществление педагогического просвещения родителей, в особенности учета специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопрос: особенности семейного воспитания; как помогать детям учиться; роль семейных традиций на развития ребенка; факторы, влияющие на развитие ребенка, санитарно–гигиенический режим школьника в семье и т.п.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе, родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.п.

Вопросы для самоподготовки:

1. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя?

2. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися.

3. В каких случаях классному руководителю целесообразно пригласить родителей ученика в школу?

Используемая литература:

1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

2. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.014 с.)