Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Классный руководитель в школе.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
1. Основные функции и обязанности классного руководителя. 2. Формы и методы работы классного руководителя с учащимися. 3. Работа классного руководителя с родителями учащихся. 1. Основные функции и обязанности классного руководителя. Классный руководитель – этоучитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классных руководителей имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Также была учреждена должность надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы. В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по предмету, который он преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей – женщины. Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. Функции классного руководителя (по Р. Х. Шакурову): 1. Педагогическая и социально–гуманитарная – направлена на создание условий для социального развития учащихся, ориентирована на помощь ребенку, как актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основным содержанием деятельности классного руководителя являются: воспитание учащихся, социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, интеграция всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. 2. Социально–психологическая, организаторская – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. 3. Управленческая – заключается в диагностировании, целеполагании, планировании, контроле и коррекции.
Права классного руководителя: – получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; – контролировать успеваемость каждого ученика; – контролировать посещаемость учебных занятий детьми; – координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога); – организовывать воспитательную работу с учащимися класса; – выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; – приглашать родителей (или лиц, заменяющих их) в школу; – по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию; – получать помощь от педагогического коллектива школы; – определять индивидуальный режим работы с детьми. Обязанности классного руководителя: – организовать в классе учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; – оказать помощь ученику в решении проблем; – установить контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей. Формы работы классного руководителя подразделяются: – по видам деятельности на учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; – по способу влиянии педагога – на непосредственные и опосредованные; – по времени проведения – на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель) и традиционные (регулярно повторяющиеся); – по числу участников – на индивидуальные, групповые, массовые (несколько классов). 2. Формы и методы работы классного руководителя с учащимися. Работа классного руководителя с учащимися делится на три основные формы: индивидуальная, групповая и коллективная. Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классного руководителя и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего он сопровождают друг друга.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его способности, таланы, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по–разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел. К групповым формам работы можно отнести творческие группы, ораны самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя. К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и т.п. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий классные руководители могут выполнять различные роди: ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; советчика, помощника детей в организации деятельности. 3. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Основное место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. В случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родителей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. На родительских собраниях вопросы об успеваемости и дисциплине школьников следует заранее продумывать. О положительных результатах обучения и воспитания целесообразно сообщать при всех родителях, но о негативных результатах необходимо беседовать индивидуально. Бывают случаи, когда ребенок резко перестает выполнять домашние задания, проявляет повышенную нервозность, приходит в школу в плохой физической форме, с плохим настроением. В таком случае классному руководителю целесообразно посетить школьника дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и предупредить родителей о необходимости создания для ребенка более спокойной обстановки, а в некоторых случаях и соответствующего лечения.
В обязанности классного руководителя входит осуществление педагогического просвещения родителей, в особенности учета специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватывают такие вопрос: особенности семейного воспитания; как помогать детям учиться; роль семейных традиций на развития ребенка; факторы, влияющие на развитие ребенка, санитарно–гигиенический режим школьника в семье и т.п. Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе, родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т.п. Вопросы для самоподготовки: 1. Каковы функции, права и обязанности классного руководителя? 2. Назовите основные формы работы классного руководителя с учащимися. 3. В каких случаях классному руководителю целесообразно пригласить родителей ученика в школу? Используемая литература: 1. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн. 2. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 3. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.014 с.) |