Тема 5. Коллектив как объект и субъект воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Коллектив как объект и субъект воспитания.



1. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.

2. Этапы и основные условия развития детского коллектива.

3. Основные условия развития детского коллектива.

 

1. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива. На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определял, что детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем сильнее его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Признаки коллектива (возникаютне сразу и не автоматически):

– наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

– систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

– соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива);

– систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

– наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

– атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

– развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Функции коллектива:

– организационная – детский коллектив становится объектом управлений своей общественно полезной деятельностью;

– воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

– стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

2. Этапы и основные условия развития детского коллектива. Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии.            А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Для руководителя очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает.

В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.

Первый этапстановление и первоначальное сплочение. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята сидят за одной партой, живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в школе. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.

Организуя внеклассную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Педагог организует работу на основе ближней перспективы (непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели). Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, создает эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.

Педагог должен внимательно наблюдать за процессом организации малых групп, которые на этом этапе стремятся к самоопределению. Идет дифференциация групп – нередко между ними возникают противоречия, являющиеся следствием несогласованных притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные (те, кто создают в группе настроение), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (те, кто знают больше всех, хорошо учатся) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.

 Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:

– выявить уровень воспитанности и интеллектуального развития детей;

– выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;

– изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характер членов детского коллектива;

– изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.

Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты.

Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизации неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

Учителю необходимо узнать, что интересует этих ребят больше всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего класса и создать такие условия, чтобы они смогли достигнуть успеха и были оценены одноклассниками. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг ученика, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником.

Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы (проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени).

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

– создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;

– способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;

– воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;

– научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,

– привить подросткам умение объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения,

– научить ребят осмысливать свою деятельность,

– развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.

Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда собственно складывается коллектив.

На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной (такой, на которую ориентируется ученик в системе своих моральных ценностей) для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности.

В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел. В это время коллектив вполне может строить работу на основе дальних перспектив (долгосрочные жизненные планы, личные и общественные).

Большое значение имеют внешние связи, когда коллектив связан дружескими отношениями с другими классами. Педагогическая позиция учителя на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта. Ребята при этом знают, что педагог всегда готов принять участие в делах класса, помочь советом, поделиться своим опытом.

На этом этапе учитель решает следующие основные педагогические задачи:

– создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности;

– предоставление каждому подростку возможности осознать себя частью творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества;

– помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта;

– осмысление сформированных социальных ориентаций, увлечение подростков перспективой самосовершенствования.

3.  Основные условия развития детского коллектива. В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Именно этим объясняется необходимость вовлечения всех учащихся в коллективную деятельность, а также необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовные взаимоотношения и придает им общественную направленность.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание.

Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря общественному мнению на более высоком уровне реализуется методика параллельного действия (когда каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил: воспитателя, актива и всего коллектива; воздействие осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив). При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение – это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. При наличии социально ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, – оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим этапам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица.

Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее, что позволяет варьировать отношения руководства – подчинения.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные признаки детского коллектива?

2. В чем заключается педагогическое руководство ученическим коллективом на разных этапах его развития?

3. Тождественны ли понятия «актив», «органы самоуправления», «лидер»?

Используемая литература:

1. Немов В.С. Психология: В 3 кн.: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Роберт Семенович Немов. – М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. – 2001.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Изд. 4–е. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

3. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

4. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

6.  Этапы развития детского коллектива [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vozhatiki.ru/load/ehtapy_razvitija_detskogo_kollektiva/4-1-0-509



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.021 с.)