Тема 3. Формы организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Формы организации обучения.



История организации форм обучения.

  1. Общая характеристика классно-урочной системы.
  2. Альтернативные формы организации учебного процесса.

История организации форм обучения. Формы организации обучения (форма с лат. – наружный вид, внешнее очертание) – это дидактическая категория, обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В настоящее время в отечественной школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы).

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации.

Индивидуальное, позже индивидуально-групповое обучение. Применялось в античное время, в период средневековья, в некоторых странах вплоть до XVIII в. При индивидуальном обучении учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом – учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различного уровня подготовки.

Развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового (группового) обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы. Сущность ее заключалась в том, что учащиеся распределялись в зависимости от возраста в особые группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки; занятия проводились одновременно со всей группой учащихся по одному и тому же материалу.

В XVII веке, в связи с увеличением количества обучающихся, появилась необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Таковой стала классно-урочная система, разработанная Я. А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками, уроки чередовались с переменами.

В 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Свое название она получила от имени английского священника А. Белля и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Суть ее заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволило при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей.

В конце XIX в. появилась новая форма обучения – избирательная: батавская в США и мангеймская в Европе. Батавская система обучения заключалась в том, что время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, вторая на индивидуальные занятия и оказание помощи как сильным, так и слабым ученикам в более успешном овладении изучаемым материалом. Суть мангеймской системы заключалась в том, что учащиеся в зависимости от способностей и успеваемости распределялись по классам на сильных, средних и слабых.

В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтоне (Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст при поддержке Джона и Эвелины Дьюи и получившая название Дальтон-плана. Сущность заключается в том, что вместо традиционных классов в школе были созданы предметные мастерские, в которых каждый ученик занимался индивидуально, получал задание от учителя и в случае необходимости пользовался его помощью. Общего плана (расписания) занятий при такой форме обучения не было.

В 20-е годы ХХ столетия в отечественной системе образования развитие получила бригадно-лабораторная форма, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Такая система обучения предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. Отметки выставлялись всем членам бригады одинаковые.

В 60-е годы прошлого века большую известность получил план Трампа, названный по имени разработчика Ллойда Трампа, при котором 40% времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20% – в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

На сегодняшний день наибольшей популярностью во всем мире пользуется классно-урочная система обучения.

2. Общая характеристика классно-урочной системы. Наиболее широкое распространение в мировой школьной практике получила классно-урочная система, суть которой состоит в том, чтоучащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Научное обоснование классно-урочная система обучения получила в трудах Я. А. Коменского, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других педагогов.

Классно-урочную форму обучения отличают следующие особенности:

– постоянный состав учеников, примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– работа в каждом классе проводится в соответствии с годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Преимущества классно-урочной системы обучения следующие:

– при массовости охвата учащихся обеспечивается организационная четкость и непрерывность учебной работы;

– экономическая выгода;

– знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы;

– возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса; является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки, заранее составленное расписание.

Типы и структура уроков

Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация уроков, предложенная Б. П. Есиповым, в основание которой положены ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:

1. Смешанные или комбинированные уроки. Имеют две или несколько целей. Например, усвоение новых знаний и текущий контроль. Структура:

– проверка выполнения домашнего задания;

– мотивация и сообщение темы и цели урока;

– организация восприятия и осознания учащимися нового материала;

– осмысление, обобщение и систематизация знаний;

– подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

2. Урок усвоения нового материала. Цель – получение новых знаний. Структура:

– актуализация знаний учащихся по теме (зона актуального развития);

– мотивация учебной деятельности;

– сообщение темы, цели и задач урока (зона ближайшего развития);

– организация восприятия и первичного осознания нового материала;

– осмысление связей и отношений в новом материале, раскрытие сущности явлений;

– обобщение и систематизация знаний;

– подведение итогов;

– сообщение домашнего задания.

3. Урок закрепления знаний, их систематизации, формирования умений и навыков. К ним же относятся уроки-обобщения, уроки-тренировки, уроки-практикумы. Цель – выработка или совершенствование умений и навыков. Структура:

– проверка выполнения домашнего задания;

– актуализация знаний и умений, мотивация учебной деятельности;

– сообщение цели и задач урока;

– организация работы учащихся;

– подведение итогов;

– сообщение домашнего задания.

4. Урок контроля и оценки знаний. Проводится, как правило, по окончании изучения темы. Цель – контроль и оценка результатов обучения. Структура:

– актуализация знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности;

– сообщение цели и задач урока;

– выполнение контрольных заданий;

– подведение итогов;

– сообщение домашнего задания.

Требования к современному уроку

1. Организационные:

– своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности;

– максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты;

– оптимальный темп обучения;

– сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока;

– рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

2. Воспитательные:

– целенаправленная, организованная, слаженная учебная работа;

– убеждение в значимости данного урока;

– интерес к теме и предмету в целом;

– четкость и ясность изложения материала, постановки задач;

– открытость критериев и методов контроля;

– четкость и разумность дисциплинарных требований;

– соответствие индивидуальным особенностям учащихся и класса в целом;

– связь с жизнью.

3. Дидактические:

– четко поставленные цели урока в соответствии с его местом в учебной программе и типом;

– осознанность учебной деятельности;

– наличие плана урока с указанием времени на реализацию его отдельных пунктов;

– оптимальный отбор материала и методов организации учебной деятельности;

– руководство учителя;

– соответствие уровню развития учащихся;

– четкость дидактических требований;

– точность в изложении фактического материала;

– ясность определения понятий, выработка и закрепление умений и навыков;

– системность и современность знаний;

– инициатива и активность учащихся в познавательной деятельности;

– современная культура интеллектуального труда и общения.

4. Психологические:

– учет познавательных и характерологических качеств ученика (темперамент, тип мышления, память, воля, эмоции, качества характера, интересы, склонности);

– учет фактора усталости, возбуждения-торможения;

– деловая, спокойная и доброжелательная атмосфера;

– эмоциональность (избегать монотонности);

– оптимальное соотношение сложных и простых заданий.

5. Гигиенические:

– температурный режим;

– освещение;

– свежий воздух.

 

Что важно знать про требования к расписанию учебного процесса

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.В учрежденияхс углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

 

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более
1 - 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34

 

Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности, обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный языки, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4 классов – 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов – на 2-4 уроках.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

3. Альтернативные формы организации учебного процесса. Наряду с классно-урочной существуют и другие формы организации учебно-воспитательной работы с учащимися. Прежде всего, это экскурсии (с лат. – вылазка, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения).

Экскурсия – такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников и др.) и непосредственного ознакомления с ними.

Функции экскурсии:

– реализуется принцип наглядности;

– повышается уровень научности обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

– способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;

– способствуют профессиональной ориентации учащихся.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой целью экскурсии условно разделяются на несколько видов:

1. Производственные – планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек и т.д.

2. Естественно-научные – проводятся с целью углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география и др.

3. Историко-культурные – проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, архивов и др.

4. Краеведческие – проводятся с целью изучения природы истории родно края.

5. Комплексные – это те экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно.

Факультативные занятия – еще одна форма организации обучения. В переводе с латинского facultatis означает возможные, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи:

– удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся;

– развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся.

Факультативные занятия могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д.

Помимо экскурсий и факультативных занятий, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные и творческие запросы. Они называются внеклассными или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. К ним относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.063 с.)