Тема 1. Учитель как центральная фигура в школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Учитель как центральная фигура в школе.



1. Требования к личности современного учителя.

2. Функции учителя.

3. Ступени профессионального роста учителя.

 

Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей. И позволю себе выделить здесь несколько направлений.

Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны….

Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту….

Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества…. Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких-то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам.

Роль учителя в развитии общества трудно переоценить. Именно от учителя зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление развития общества. Поэтому к учителю всегда выдвигались высокие требования; чем ближе к нашему времени, тем выше требования об­щества к учителю.

Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Первое требование, предъявляемое к современному учителю – это наличие педагогических способностей. Педагогические способности – это качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними.

Группы способностей:

1. Организаторские проявляются в умении сплотить учеников, занять их, разделить обязанности, спланировать работу и т.д.

2. Дидактические подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.п.

3. Рецептивные выражаются в умении проникать в духовный мир воспитанников, оценить их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные эмоционально-волевое влияние на учеников.

6. Исследовательские воплощаются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные сводятся к способности усвоения учителем новых научных знаний в области педагогики, психологии, методики.

Педагогические способности – важные предпосылки успешного овладения педагогической профессией, но не решающие.

Особую важность имеют человеческие качества педагога – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность общения, интерес к жизни воспитанников и т.п. Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как к наивысшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Педагогическое руководство таким сложным коллективом, как класс, детский коллектив, обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, готовым к самостоятельному решению любых ситуаций.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, свя­занные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлеченность –обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного зна­чения, но без него невозможен процесс нравственного воспи­тания. Научный интерес помогает учителю формировать ува­жение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процес­сами человеческого развития.

Любовь к своему профессиональному труду –качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достиже­нии воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, дол­жен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой личной культуры. Учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, об­разец этот должен быть своеобразным эталоном того, как при­мято и как следует себя вести.

Важным компонентом в педагогической деятельности учителя является стиль его общения. Термин «стиль» впервые появился в античной риторике для характеристики выразительных средств языка и, как свидетельствуют историки, широко использовался в литературе, лингвистике, искусстве. При всем разнообразии понятий стиля существует общее смысловое поле его определений. Это сходство в том, что в этих определениях понятие стиля включает в себя «способ организации» и «способ функционирования системы». Это дает возможность дать следующее определение стиля педагогического общения – это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.

В стилях педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный (попустительский).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

При авторитарном стиле общения учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина и т.п.) чаще всего позитивны, но социально–психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно–положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Психологический климат у таких педагогов всегда более благополучен, чем при авторитарном стиле общения. Межличностные отношения между учителем и учащимися отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим.

Либеральный или попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Они чаще всего равнодушны, незаинтересованные проблемами школы и учащихся. Результатом такого стиля является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.007 с.)