Тема 6. Взаимодействие школьного и семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Взаимодействие школьного и семейного воспитания



  1. Сущность семейного воспитания.
  2. Работа школы с родителями учащихся.
  3. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.

1. Сущность семейного воспитания. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семья – это ближайшая среда развития ребенка, играющая в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Ребенок практически всегда является зеркальным отражением своей семьи; по ребенку судят о его родителях. Именно родители – первые воспитатели, имеют самое сильное влияние на детей. Они первыми ответят ребенку на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо…».

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателям, учителям, друзьям. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения ребенок усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Поэтому обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Основной целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

В Законе Украины «Об образовании» указывается, что родители или лица, которые их заменяют, обязаны:

– обеспечивать условия для получения ребенком полного общего среднего образования на любой форме обучения;

– постоянно следить за физическим здоровьем, психическим состоянием детей, создавать соответствующие условия для развития их природных способностей;

– уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительного отношения к семье, старшим по возрасту, государственного, регионального языков или языков меньшинств и родного языка, народных традиций и обычаев, воспитывать уважение к национальным, историческим, культурным ценностям Украинского народа, заботливое отношение к историко-культурному наследию и окружающей природной среды, любовь к Украине.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

– гуманность и милосердие к растущему человеку;

– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

– открытость и доверительность отношений с детьми;

– оптимистичность взаимоотношений в семье;

– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Все принципы сводятся к одному: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (+ дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей, семья называется неполной.

У педагогов-практиков чаще всего наблюдается деление семей на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети часто болеют, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Безусловная любовь к родителям формируется в детстве. Если взрослые сделали что-то неправильно или общение с ними было тяжелым, то, возможно, в дальнейшем дети не будут любить их. Многим кажется, что ребенок не прав: «Если я его родитель, он должен меня любить». Это не так. Дети не ответят любовью только потому, что вы дали им жизнь.

Важен еще такой момент: обида по жизни не проходит, она перетекает в разные формы, но остается. Человек уже взрослый, сформированный, но обида по-прежнему с ним. Можно сказать, она действует на него в течение всей жизни и он умирает с этой обидой. Человек заводит семью, общается с собственными малышами. Но детская обида на родителей влияет на его отношения в собственной семье. Вполне возможно повторение той ситуации, которую человек пережил в детстве. Многие родители, которые приходят на консультацию к психологу, говорят: «Мне не нравилось, как меня воспитывали мои родители, у меня было на них столько обид. Я всегда считал, что, когда вырасту, в моей семье, с моими детьми у меня никогда не будет таких взаимоотношений. А теперь, когда у меня появился ребенок, я с ним общаюсь точно так же, как со мной общались мои родители. Не хочу этого делать, но делаю. Скажите, почему так получается?»

Человеку сложно искоренить в себе ту модель семьи, в которой его воспитали. Своих детей он будет воспитывать так же.

Часто дети копируют поведение отца и матери, потому что нравятся или не нравятся человеку какие-то поступки родителей, но он воспитывается ими, и роли, женские и мужские, он срисовывает с них. И модели поведения тоже берет оттуда. У нас нет других вариантов обучения коммуникации, взаимодействию, кроме как в семье. Роль семейного окружения чрезвычайно важна при формировании характера ребенка. Это основа того, как ваш ребенок будет вести себя в своей семье, как он станет относиться к своим детям и на какой основе будет общаться с ними.

Бывает, что матери не могут сказать своему ребенку ласковых слов. Почему? Потому что их мамы не говорили им ничего подобного. Когда ребенок из такой семьи сам становится родителем, он не умеет быть нежным и ласковым. Он не научен этому.

Родители расходятся, затем вступают в новые браки. И часто бывает, что один из родителей разрешает ребенку общаться с папой или с мамой, но только с ними, без их новых супругов и новых детей (лучшие методики).

 

2. Работа школы с родителями учащихся.  Родитель – профессия педагогическая. Поэтому для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у родителей педагогическую грамотность. В решении этого вопроса школа может и должна осуществлять педагогическую работу с родителями, организовывать педагогическое просвещение и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.

Этому может способствовать формирование родительского актива, проведение родительских собраний, лекториев и конференций, организация совместных дел родителей и детей и т.п. Все это позволит более активно включать родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполнить содержанием семейное воспитание.

Объединяя свои педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они будут работать совместно. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан своей страны, формировать у них принципиальность, прогрессивные убеждения.

Важно, чтобы родители четко осознавали целевые установки воспитания, необходимость гражданского формирования личности и обращали внимание не только на результаты учебной работы детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

Наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности.

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению школьных обязанностей.

Задача родителей – развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности с уважением и гуманным отношением к детям. С помощью требований необходимо установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, каким должен быть их режим дня, в каком порядке они должны содержать свои вещи, как относиться к родителям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допустимые недостатки, одобрения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения.

Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к неврозам. Задача школы – ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, просмотром телепередач, а также с их участием художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополучия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достатком. Неумение некоторых родителей расширять сферу применения сил детей в практических делах приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.

Много вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Далеко не все родители с пониманием относятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей их работу. Не все родители бережно относятся к интересам и склонностям учащихся. Вместе с тем, правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

3. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся. Одной из эффективных форм сотрудничества школы с родителями является индивидуальная работа. В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора или компьютера. Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить их на учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя в домашних условиях, на улице и т.п., все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Вместе с тем, решение большинства проблем по улучшению воспитания учащихся требует принятия соответствующих совместных мер со стороны семьи и школы.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.

Важна индивидуальная работа с родителям тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов, или одаренность в области искусства, спорта и т.п. Контакты школы с родителям таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей, также обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, в особенности в общественно полезную работу.

Оказывая индивидуальную помощь родителям и воздействуя на них в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят прямой вред.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?

2. Что необходимо знать и чему научиться, чтобы овладеть педагогической профессией – родитель?

3. Разработайте варианты тем педагогических лекториев по семейному воспитанию.

Используемая литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

2. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

3. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – Изд. 4-е. – М.: Школьная пресса, 2004. – 512 с.

Модуль III. Дидактика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.017 с.)