Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп детей.



Младенчество. Ведущий вид деятельности от рождения до полугода – непосредственное эмоциональное общение, от полугода до года – общение в форме совместной деятельности (хватание и манипулирование предметами).

На данном этапе жизни ребенок находится в полной зависимости от матери. Врожденные рефлексы – оборонительные, ориентировочные, пищевые, атавистические (цеплятельный, плавательный, отталкивание от опоры). К 2-м месяцам происходит комплекс оживления (реакция на общение со взрослым).

В этом возрасте общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,

Новообразования – предметное восприятие и зарождение первых форм мышления; зрительное и слуховое сосредоточение; константность восприятия цвета, форм величины и других свойств предметов.

К концу года на основе манипуляций с предметами возникают первые проявления наглядно-действенного мышления. Основной предпосылкой, способствующей нормальному развитию личности, является эмоциональное благополучие младенца и свободное развитие ориентировочной активности.

Преддошкольный возраст. Ведущий вид деятельности – предметная игра и изобразительная игра.

Общение со взрослыми происходит в форме обучения использованию игрушек и предметов обихода. Это возраст речевого общения – развитие регулирующей функции речи взрослого сочетается с бурным формированием активной речи самого ребенка, переход от автономной речи к общепринятой. К началу 3-го года происходит отделение действия от предмета (выполнение действий с предметами для этого непредназначенными). Начинает складываться новый вид деятельности – изобразительная игра, игра с правилами, рисование, элементарное конструирование.

Основная линия развития – формирование восприятия (сопоставление предметов по их форме, цвету, величине и т.д.) и наглядно-действенного мышления (переход от использования готовых связей между предметами к установлению новых связей). Первые шаги в формировании личности (отделение себя от окружающих, осознание своих желаний, переживаний). Отношения со взрослыми основаны на сочетании противоположных тенденций к подражанию и противопоставлению. В этом возрасте происходит «кризис 3-х лет» – следствие возникающего противоречия в социальной ситуации развития (стремление к самостоятельности – «Я сам»), присущи упрямство, негативизм. Выход из такой ситуации – переход к сюжетно-ролевой игре.

Дошкольный возраст. Ведущий вид деятельности – игра (предметная, конструкторская, сюжетно-ролевая). Дошкольник пребывает в стадии интенсивного развития, темпы которого очень высоки. Важной особенностью является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственных и социальных норм и правил поведения, освоению новых видов деятельности. У большинства детей наступает готовность к овладению целями и способами систематического обучения.

Формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Способности дошкольника проявляются в точности, чувствительности, восприятии, умении вычленять наиболее характерные свойства предметов. Мышление у ребенка связано с его знаниями – чем больше знает, тем больше у него запас представлений для возникновения новых мыслей. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требуя немедленного ответа.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи, к 5-6 годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением.

Постепенно меняется взаимоотношение со взрослыми, продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например, убирать за собой, умываться и т.п. дети пронесут через всю жизнь.

Слабо развиты распределение и переключение внимания, как следствие – неусидчивость, рассеянность. Моральные нормы дети усваивают подражая. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов, неуравновешенность, высокая чувствительность, быстрое восстановление.

В 4 года дети выражают свою эмпатию, обозначить свое чувство.

5-6 лет – учим работать в команде, социально-эмоциональное развитие, озвучивание эмоций, я чувствую, учатся принимать другую точку зрения, другое мнение.

7-8 лет – время активной коммуникации, смена игровой деятельности на учебную, развивается осознание эмоций, управление эмоциями, демонстрируют интерес, выражают точку зрения к интересу, системность мышления.

9-10 лет – дети

Младший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учение.   Готовность к школе выражается не в том, что ваш ребенок умный, а в том, что у него сформирована учебная мотивация. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, настойчивостью, реакциями на неудачу и установками ученика. В школе на первом плане стоит получение знаний. Поэтому если у ребенка не сформирована учебная мотивация, ему приходится довольно сложно.

Существуют две составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Одна из них – интеллектуальная развитость. Это такие знания и навыки ребенка, как его умение читать, считать, воспринимать новые знания. Вторая составляющая – психологическая готовность ребенка к школе. Интеллект ребенка и его психологическая готовность – совершенно разные вещи. Когда ребенок идет в первый класс, важны в равной мере обе составляющие.

Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность включает в себя не только наличие учебной мотивации и определенный уровень интеллектуального развития ребенка, но и наличие произвольного поведения, позволяющего ученику выполнять требования учителя. Хорошее развитие фонематического слуха также необходимо для первоклассника.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

– не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

– не умеет работать по правилам;

– не может работать по образцу;

– нарушает дисциплину.

Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными. Важная особенность – физическое развитие: заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. Поэтому очень важно избегать физических перегрузок, длительного письма, неправильной посадки за партой. Развитие головного мозга проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами. Усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью; малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому (абстракция от лат. – мысленная отвлеченность) и развивается во взаимосвязи с речью. Приобретаются умения устно и письменно излагать свои мысли. Активный словарный запас современных третьеклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Память по преимуществу имеет наглядно-образный характер. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Так, если из 15 предложений дошкольник запомнит 3-5, то младший школьник – уже 6-8 предложений

На основе включения в учение и трудовую деятельность, формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни. На воспитание и развитие большое влияние оказывает личность родителей и особенно велика роль учителя.

Средний школьный, или подростковый возраст переход от детства к юности. Ведущий вид деятельности общение со сверстниками (освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.

Физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Происходит усиление активности гипофиза и щитовидной железы, что стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако конечности растут непропорционально, неравномерность в процессе самого роста (скачками). Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Но и мышцы и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение. В тоже время недостаточная подвижность (гиподинамия) может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает частое чередование повышения и понижения жизненного тонуса, хорошего настроения и ухода во внутренние переживания. Может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры и конфликты. Все это осложняет воспитание. Важно щадить нервную систему подростков.

Характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие причинно-следственные связи. Развивается абстрактное мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому так важен проблемный характер обучения, учить самим находить правильное решение, что также способствует развитию навыков самостоятельной работы. Важным является положение в коллективе сверстников, отношение с учителями и взрослыми, а также к самому себе. Подростки отличаются коллективизмом, стремлением к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей.

Старший школьный возраст наступление физической и психической зрелости. Ведущий вид деятельности – жизненное самоопределение (определенная степень психологической зрелости) и диадное общение (человеческая близость, ценность любви и дружбы, интимной близости).

 Исчезает непропорциональность, выравнивается соотношение между массой тела объемом сердца, повышается мышечная масса; в основном заканчивается половое созревание. Старшеклассники отличаются высокой работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы (афоризмы, выдержки из литературных произведений). В этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Для многих учащихся годы юности характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью.

Старшие школьники становятся более требовательны к себе и к своей работе. Существенной особенностью является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии.

На развитие и поведение большое влияние оказывает повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве, музыке, моде. На этом фоне нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций, что создает определенные проблемы в воспитании. Главное в таком случае не борьба со стремлением к новому, а своевременное и умелое приобщение к современным веяниям в искусстве, литературе – преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

3. Индивидуальные особенности развития учащихся. Возрастные особенности развития учащихся по разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. К индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Среди специалистов существуют серьезные разногласия в вопросе: следует ли в воспитании и обучении учитывать индивидуальные особенности детей? Одни придерживаются мнению, что массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Не должно быть никаких различий в воспитании. Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них.

Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, также дети с ярко выраженной задержкой развития и вместе с тем и одаренные дети, и вундеркинды.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Необходимо знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения, слуха и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их индивидуальные способности; более слабым ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, что поможет при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что составляет основу возрастной периодизации?

2. Почемунеобходимо учитывать возрастные особенности?

3.Какие вопросы должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

Используемая литература:

 

1. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история / Григорий Борисович Корнетов. – 2-е изд., перераб., доп. – АСОУ, 2008. – 272 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 6–е изд., стер. – М.: Academia, 2000. – 452 с.

3. Немов В.С. Психология: В 3 кн.: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Роберт Семенович Немов. – М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. – 2001.

5. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

6. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.031 с.)