Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп детей.
Младенчество. Ведущий вид деятельности от рождения до полугода – непосредственное эмоциональное общение, от полугода до года – общение в форме совместной деятельности (хватание и манипулирование предметами). На данном этапе жизни ребенок находится в полной зависимости от матери. Врожденные рефлексы – оборонительные, ориентировочные, пищевые, атавистические (цеплятельный, плавательный, отталкивание от опоры). К 2-м месяцам происходит комплекс оживления (реакция на общение со взрослым). В этом возрасте общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого, Новообразования – предметное восприятие и зарождение первых форм мышления; зрительное и слуховое сосредоточение; константность восприятия цвета, форм величины и других свойств предметов. К концу года на основе манипуляций с предметами возникают первые проявления наглядно-действенного мышления. Основной предпосылкой, способствующей нормальному развитию личности, является эмоциональное благополучие младенца и свободное развитие ориентировочной активности. Преддошкольный возраст. Ведущий вид деятельности – предметная игра и изобразительная игра. Общение со взрослыми происходит в форме обучения использованию игрушек и предметов обихода. Это возраст речевого общения – развитие регулирующей функции речи взрослого сочетается с бурным формированием активной речи самого ребенка, переход от автономной речи к общепринятой. К началу 3-го года происходит отделение действия от предмета (выполнение действий с предметами для этого непредназначенными). Начинает складываться новый вид деятельности – изобразительная игра, игра с правилами, рисование, элементарное конструирование.
Основная линия развития – формирование восприятия (сопоставление предметов по их форме, цвету, величине и т.д.) и наглядно-действенного мышления (переход от использования готовых связей между предметами к установлению новых связей). Первые шаги в формировании личности (отделение себя от окружающих, осознание своих желаний, переживаний). Отношения со взрослыми основаны на сочетании противоположных тенденций к подражанию и противопоставлению. В этом возрасте происходит «кризис 3-х лет» – следствие возникающего противоречия в социальной ситуации развития (стремление к самостоятельности – «Я сам»), присущи упрямство, негативизм. Выход из такой ситуации – переход к сюжетно-ролевой игре. Дошкольный возраст. Ведущий вид деятельности – игра (предметная, конструкторская, сюжетно-ролевая). Дошкольник пребывает в стадии интенсивного развития, темпы которого очень высоки. Важной особенностью является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственных и социальных норм и правил поведения, освоению новых видов деятельности. У большинства детей наступает готовность к овладению целями и способами систематического обучения. Формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Способности дошкольника проявляются в точности, чувствительности, восприятии, умении вычленять наиболее характерные свойства предметов. Мышление у ребенка связано с его знаниями – чем больше знает, тем больше у него запас представлений для возникновения новых мыслей. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи, к 5-6 годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Постепенно меняется взаимоотношение со взрослыми, продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например, убирать за собой, умываться и т.п. дети пронесут через всю жизнь.
Слабо развиты распределение и переключение внимания, как следствие – неусидчивость, рассеянность. Моральные нормы дети усваивают подражая. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов, неуравновешенность, высокая чувствительность, быстрое восстановление. В 4 года дети выражают свою эмпатию, обозначить свое чувство. 5-6 лет – учим работать в команде, социально-эмоциональное развитие, озвучивание эмоций, я чувствую, учатся принимать другую точку зрения, другое мнение. 7-8 лет – время активной коммуникации, смена игровой деятельности на учебную, развивается осознание эмоций, управление эмоциями, демонстрируют интерес, выражают точку зрения к интересу, системность мышления. 9-10 лет – дети Младший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учение. Готовность к школе выражается не в том, что ваш ребенок умный, а в том, что у него сформирована учебная мотивация. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, настойчивостью, реакциями на неудачу и установками ученика. В школе на первом плане стоит получение знаний. Поэтому если у ребенка не сформирована учебная мотивация, ему приходится довольно сложно. Существуют две составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Одна из них – интеллектуальная развитость. Это такие знания и навыки ребенка, как его умение читать, считать, воспринимать новые знания. Вторая составляющая – психологическая готовность ребенка к школе. Интеллект ребенка и его психологическая готовность – совершенно разные вещи. Когда ребенок идет в первый класс, важны в равной мере обе составляющие. Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность включает в себя не только наличие учебной мотивации и определенный уровень интеллектуального развития ребенка, но и наличие произвольного поведения, позволяющего ученику выполнять требования учителя. Хорошее развитие фонематического слуха также необходимо для первоклассника. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: – не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; – не умеет работать по правилам; – не может работать по образцу; – нарушает дисциплину. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными. Важная особенность – физическое развитие: заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. Поэтому очень важно избегать физических перегрузок, длительного письма, неправильной посадки за партой. Развитие головного мозга проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами. Усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью; малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому (абстракция от лат. – мысленная отвлеченность) и развивается во взаимосвязи с речью. Приобретаются умения устно и письменно излагать свои мысли. Активный словарный запас современных третьеклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов.
Память по преимуществу имеет наглядно-образный характер. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Так, если из 15 предложений дошкольник запомнит 3-5, то младший школьник – уже 6-8 предложений На основе включения в учение и трудовую деятельность, формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни. На воспитание и развитие большое влияние оказывает личность родителей и особенно велика роль учителя. Средний школьный, или подростковый возраст – переход от детства к юности. Ведущий вид деятельности – общение со сверстниками (освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе. Физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Происходит усиление активности гипофиза и щитовидной железы, что стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако конечности растут непропорционально, неравномерность в процессе самого роста (скачками). Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Но и мышцы и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение. В тоже время недостаточная подвижность (гиподинамия) может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.
Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает частое чередование повышения и понижения жизненного тонуса, хорошего настроения и ухода во внутренние переживания. Может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры и конфликты. Все это осложняет воспитание. Важно щадить нервную систему подростков. Характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие причинно-следственные связи. Развивается абстрактное мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому так важен проблемный характер обучения, учить самим находить правильное решение, что также способствует развитию навыков самостоятельной работы. Важным является положение в коллективе сверстников, отношение с учителями и взрослыми, а также к самому себе. Подростки отличаются коллективизмом, стремлением к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Старший школьный возраст – наступление физической и психической зрелости. Ведущий вид деятельности – жизненное самоопределение (определенная степень психологической зрелости) и диадное общение (человеческая близость, ценность любви и дружбы, интимной близости). Исчезает непропорциональность, выравнивается соотношение между массой тела объемом сердца, повышается мышечная масса; в основном заканчивается половое созревание. Старшеклассники отличаются высокой работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы (афоризмы, выдержки из литературных произведений). В этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Для многих учащихся годы юности характеризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью. Старшие школьники становятся более требовательны к себе и к своей работе. Существенной особенностью является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии.
На развитие и поведение большое влияние оказывает повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве, музыке, моде. На этом фоне нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций, что создает определенные проблемы в воспитании. Главное в таком случае не борьба со стремлением к новому, а своевременное и умелое приобщение к современным веяниям в искусстве, литературе – преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде. 3. Индивидуальные особенности развития учащихся. Возрастные особенности развития учащихся по разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. К индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств. Среди специалистов существуют серьезные разногласия в вопросе: следует ли в воспитании и обучении учитывать индивидуальные особенности детей? Одни придерживаются мнению, что массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Не должно быть никаких различий в воспитании. Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, также дети с ярко выраженной задержкой развития и вместе с тем и одаренные дети, и вундеркинды. Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае? При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Необходимо знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения, слуха и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. Важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их индивидуальные способности; более слабым ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, что поможет при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что составляет основу возрастной периодизации? 2. Почемунеобходимо учитывать возрастные особенности? 3.Какие вопросы должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Используемая литература:
1. Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история / Григорий Борисович Корнетов. – 2-е изд., перераб., доп. – АСОУ, 2008. – 272 с. 2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 6–е изд., стер. – М.: Academia, 2000. – 452 с. 3. Немов В.С. Психология: В 3 кн.: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Роберт Семенович Немов. – М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. – 2001. 5. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн. 6. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.031 с.) |