Тема 3. Система методов воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Система методов воспитания.



1. Определение методов воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

  1. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

1. Определение методов воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противоречие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (собрания, вечера, экскурсии и т.д.), а также наглядные пособия (знаковые символы, материальные средства, технические средства, игрушки, книги, произведения искусства и т.п.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Система общих методов воспитания имеет следующий вид (по Ю. К. Бабанскому):

– методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера);

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

– методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

2. Методы формирования сознания личности. К методам формирования сознания личности относятся рассказ, беседа, лекция дискуссия, диспут, положительный пример и др. Рассмотрим их подробно.

Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной форме. Широко применятся в преподавании гуманитарных предметов. Основными требованиями являются: логичность, последовательность, доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей.

Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное требование – тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Индуктивная беседа обычно перерастает в эвристическую – учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

Беседа, как правило, начинается с обоснования темы, что должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное решение обсуждаемой проблемы, начинает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. 

Индивидуальные беседы должны проходить по заранее намеченному плану, носить упреждающий характер, вносить индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий.

Лекция – развернутое и организованное в доступной форме систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Лекция в школе мо многом приближается к рассказу, но отличается большой информативно-познавательной емкостью, большей продолжительностью. Применяется в основном в старших классах.

Дискуссия – обсуждение, по меньшей мере, двух противоположных мнений. Последнее слово остается за учителем.

Диспут – обсуждение, по меньшей мере, двух противоположных мнений, вместе с тем не требует определенных и окончательных решений. Например, «Что такое счастье?». Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.

Положительный пример – использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К данной группе методов относятся: приучение, педагогическое требование, метод создания воспитывающих ситуаций и др.

Приучение (упражнение) обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Приучение (по Н. И. Болдыреву) – многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Но в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающе их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Сущность упражнений находит свое отражение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. С психологической – многократное повторение одних и тех же переживаний.

Приучения (упражнения) выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей, способствует формированию у детей привычек правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированности поведения и т.д.

Педагогические требования – способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. К педагогическим средствам данного метода относятся просьба, тактические указания и распоряжения учителя, классного руководителя, директора школы и его заместителей.

Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся.

Метод создания воспитывающих ситуаций – организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. По существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». Поиск выхода из специально созданной учителем ситуации – это упражнение в нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.

4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. К группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, сюжетно-ролевая игра, соревнование и др.

Поощрение (одобрение) – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Средствами поощрения являются: личная похвала учителя, классного руководителя, директора, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах должны быть Доски почета, что также является своеобразным средством поощрения.

Наказание (осуждение) – такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.

Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не стоит использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь можно ограничиться беседой или упреком.

Особенно внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки. В подходе к подобным учащимся нужно проявлять особую осторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правил поведения.

Средствами осуждения являются: замечания учителя, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов учащегося на педсовет, перевод в параллельный класс или другую школу и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – примыкает к ситуации переживания успеха; направлена на создание ситуаций (игровых), вызывающих яркие эмоциональные переживания; широко применяется в начальных классах.

Соревнование – метод, при котором естественная потребность школьников к здоровому соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств, вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности; поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Вместе с тем, только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.

5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая дает характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

К основным методам контроля относятся педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросники (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности, работы органов ученического самоуправления, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое.

Наблюдение необходимо вести с конкретной целью, иметь программу изучения личности, признаки и критерии оценки воспитанности, дневник или карту наблюдений (фиксирование наблюдений).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии.

Психологические опросники – выявляют характер отношений между ленами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативное отношение к тем или иным его членам. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом. При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, роль учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер его взаимодействия с учащимися.

Вопросы для самоконтроля:

1. Используя собственный опыт обучения в школе, опишите конкретную педагогическую ситуацию, в которой был использован метод воспитания (удачный или нет) и проанализируйте ее.

2. Какова роль примера в воспитании? Тождественны ли понятия «образец» и «идеал»?

3. Какова взаимосвязь между методами и приемами воспитания? Приведите примеры.  

Используемая литература:

1. «Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие»: АСТ; Москва; 2015

2. Омеляненко В.Л., Кузьмінський А.І., Вовк Л.П. Педагогіка: завдання і ситуації: Практикум. – 2-ге вид., випр.. – К.:Знання-Прес, 2006. – 423 с. – (Навчально-методичний комплекс з педагогіки)

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.019 с.)