Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Система методов воспитания.
1. Определение методов воспитания. 2. Методы формирования сознания личности. 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
1. Определение методов воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противоречие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (собрания, вечера, экскурсии и т.д.), а также наглядные пособия (знаковые символы, материальные средства, технические средства, игрушки, книги, произведения искусства и т.п.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Система общих методов воспитания имеет следующий вид (по Ю. К. Бабанскому): – методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспуты, метод примера); – методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); – методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. 2. Методы формирования сознания личности. К методам формирования сознания личности относятся рассказ, беседа, лекция дискуссия, диспут, положительный пример и др. Рассмотрим их подробно.
Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной форме. Широко применятся в преподавании гуманитарных предметов. Основными требованиями являются: логичность, последовательность, доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей. Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное требование – тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Индуктивная беседа обычно перерастает в эвристическую – учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование. Беседа, как правило, начинается с обоснования темы, что должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное решение обсуждаемой проблемы, начинает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. Индивидуальные беседы должны проходить по заранее намеченному плану, носить упреждающий характер, вносить индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий. Лекция – развернутое и организованное в доступной форме систематическое изложение сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Лекция в школе мо многом приближается к рассказу, но отличается большой информативно-познавательной емкостью, большей продолжительностью. Применяется в основном в старших классах. Дискуссия – обсуждение, по меньшей мере, двух противоположных мнений. Последнее слово остается за учителем.
Диспут – обсуждение, по меньшей мере, двух противоположных мнений, вместе с тем не требует определенных и окончательных решений. Например, «Что такое счастье?». Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Положительный пример – использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. К данной группе методов относятся: приучение, педагогическое требование, метод создания воспитывающих ситуаций и др. Приучение (упражнение) обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Приучение (по Н. И. Болдыреву) – многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Но в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающе их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности. Сущность упражнений находит свое отражение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. С психологической – многократное повторение одних и тех же переживаний. Приучения (упражнения) выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей, способствует формированию у детей привычек правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированности поведения и т.д. Педагогические требования – способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. К педагогическим средствам данного метода относятся просьба, тактические указания и распоряжения учителя, классного руководителя, директора школы и его заместителей. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. Метод создания воспитывающих ситуаций – организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. По существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». Поиск выхода из специально созданной учителем ситуации – это упражнение в нравственном поведении, работа не только ума, но и сердца.
4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. К группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, сюжетно-ролевая игра, соревнование и др. Поощрение (одобрение) – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Средствами поощрения являются: личная похвала учителя, классного руководителя, директора, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями и ценными подарками. Кроме того, в школах должны быть Доски почета, что также является своеобразным средством поощрения. Наказание (осуждение) – такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не стоит использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь можно ограничиться беседой или упреком. Особенно внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. В таких случаях меры осуждения могут спровоцировать этих учеников на необдуманные и рискованные поступки. В подходе к подобным учащимся нужно проявлять особую осторожность и очень тактично анализировать допускаемые ими нарушения правил поведения. Средствами осуждения являются: замечания учителя, устный выговор, выговор в приказе по школе, вызов учащегося на педсовет, перевод в параллельный класс или другую школу и т.д. Сюжетно-ролевая игра – примыкает к ситуации переживания успеха; направлена на создание ситуаций (игровых), вызывающих яркие эмоциональные переживания; широко применяется в начальных классах. Соревнование – метод, при котором естественная потребность школьников к здоровому соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств, вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности; поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Вместе с тем, только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности. 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая дает характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. К основным методам контроля относятся педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросники (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности, работы органов ученического самоуправления, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение необходимо вести с конкретной целью, иметь программу изучения личности, признаки и критерии оценки воспитанности, дневник или карту наблюдений (фиксирование наблюдений). Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии. Психологические опросники – выявляют характер отношений между ленами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативное отношение к тем или иным его членам. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом. При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, роль учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер его взаимодействия с учащимися.
Вопросы для самоконтроля: 1. Используя собственный опыт обучения в школе, опишите конкретную педагогическую ситуацию, в которой был использован метод воспитания (удачный или нет) и проанализируйте ее. 2. Какова роль примера в воспитании? Тождественны ли понятия «образец» и «идеал»? 3. Какова взаимосвязь между методами и приемами воспитания? Приведите примеры. Используемая литература: 1. «Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие»: АСТ; Москва; 2015 2. Омеляненко В.Л., Кузьмінський А.І., Вовк Л.П. Педагогіка: завдання і ситуації: Практикум. – 2-ге вид., випр.. – К.:Знання-Прес, 2006. – 423 с. – (Навчально-методичний комплекс з педагогіки) 3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.019 с.) |