Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методологические основы педагогики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Методологические основы педагогических исследований. 2. Связь педагогики с другими науками. 3. Методы педагогических исследований. 1. Методологические основы педагогических исследований. Фундаментом педагогики является философия, или точнее – философия воспитания, которая специально занимается проблемами воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идею различных философских систем. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики. Долгое время, будучи частью философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философский концепций. Одни из этих концепций исторически связаны с именами древнегреческих философов – Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль. Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни. В педагогике до сих пор существуют противоречивые и во многом не обоснованные теоретические идеи по вопросам развития человека. Современный подход в разработке теории воспитания определяют следующие методологические посылки: 1. Воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-определяющий характер. Иными словами воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные и религиозные особенности народа и т.п. 2. Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания. 3. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании. 4. Вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек.
2. Связь педагогики с другими науками. Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Педагогика взаимосвязана с такими науками, как: – философия и получает от нее мировоззренческий и методологический фундамент; – психология – знания о свойствах человеческой природы, ее естественных потребностях, законах психической деятельности и развития личности; – социология – знания о социальной среде формирования личности, о социальных группах, социальных отношениях; – этика – представления о нравственном формировании человека, знания о природе и нормах морали; – эстетика – знания о природе прекрасного и безобразного как основа эстетического воспитания; – экономика – знания об экономических, производственных процессах, влияющих на образование; – биология – знания о соотношении природных и социальных факторов в развитии человека, о закономерностях жизни и развития человеческого организма; – физиология – идеи об условнорефлекторной деятельности, что помогает раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения; – антропология – интеграционные знания о феномене человека, рассматривая природу человека в его многомерности и многоликости; – теория управления – знания о законах и правилах управления группами, системами и сообществами; – логика – разработка закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующими. 3. Методы педагогических исследований. Методы педагогических исследований – это путь, способ и средства, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о своем предмете: процессах, результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности. Методы педагогических исследований подразделяют на традиционные и новые.
Традиционные – это методы, доставшиеся современной педагогике по наследию от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Этими методами пользовались еще Платон, Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. К ним относятся: наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников, изучение продуктов ученического творчества, анализ школьной документации, беседа. Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Особенности наблюдения: – определяются задачи, выделяется объект, разрабатывается схема наблюдения; – результаты обязательно фиксируются; – полученные данные обрабатываются; – результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов. Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Недостатки – не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Изучение опыта (исторический) – издавна применяемый метод педагогического исследования. Он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах; тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным. Анализ школьной документации – отражает учебно-воспитательный процесс: классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные поурочные планы учителей, конспекты уроков и т.п. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами. Изучение продуктов ученического творчества – знакомство с читательскими формулярами учеников, просмотр тетрадей для домашних работ и т.п. Беседа (дополнительный метод) – выясняются чувства и намерения, оценки и позиции учеников. Беседа очень сложный и не всегда надежный метод. Особенности: – составление четкого, продуманного с учетом личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; – обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; – варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме; – умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. К новым педагогическим методам относятся: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др. Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент носит созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Эксперимент может быть длительным или краткосрочным в зависимости от темы и цели. В зависимости от цели различают: 1. Констатирующий эксперимент. Проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике той или иной изучаемой проблемы (метод срезов).
2. Если проблема все же существует, то следующий этап – созидательно-преобразующий, формирующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. 3. Проверка полученных выводов – контрольный, уточняющий эксперимент, когда проверяется новое предположение. Применение апробированной методики в ряде других школ и учителей. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогические эксперименты. Естественный – научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения хода учебно-воспитательного процесса. Если нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением сложной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. Как для научных, так и для практических целей в современной педагогике широко применяется тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса. От других методов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Анкетирование – метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных опросников – анкет. Анкеты подразделяют на: открытые (требуют самостоятельного конструирования ответа), закрытые (нужно выбирать один из готовых ответов), именные и анонимные. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать отношения в классе. Таким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные. Выводы включают в систему научных знаний. Но, ни один метод, взятый отдельно не гарантирует надежности выводов. Поэтому методы всегда применяются в сочетании. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие методологические посылки лежат в основе развития научной педагогики? 2. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке?
3. Как влияет совершенствование методов исследования на развитие педагогики? Используемая литература: 1. Педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / В. И. Загвязинский [и др.]; Ред. П. И. Пидкасистый. – 5–е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2008.–563 с. 2. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн. 3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.011 с.) |