Тема 2. Методологические основы педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методологические основы педагогики.



1. Методологические основы педагогических исследований.

2. Связь педагогики с другими науками.

3. Методы педагогических исследований.

1. Методологические основы педагогических исследований. Фундаментом педагогики является философия, или точнее – философия воспитания, которая специально занимается проблемами воспитания. Философия воспитания – это область знаний, которая использует в воспитательной практике идею различных философских систем. Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической основой педагогики.

Долгое время, будучи частью философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философский концепций. Одни из этих концепций исторически связаны с именами древнегреческих философов – Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни.

В педагогике до сих пор существуют противоречивые и во многом не обоснованные теоретические идеи по вопросам развития человека.

Современный подход в разработке теории воспитания определяют следующие методологические посылки:

1. Воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-определяющий характер. Иными словами воспитание обусловлено потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные и религиозные особенности народа и т.п.

2. Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.

3. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании.

4. Вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек.

2. Связь педагогики с другими науками. Педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Педагогика взаимосвязана с такими науками, как:

– философия и получает от нее мировоззренческий и методологический фундамент;

– психология – знания о свойствах человеческой природы, ее естественных потребностях, законах психической деятельности и развития личности;

– социология – знания о социальной среде формирования личности, о социальных группах, социальных отношениях;

– этика – представления о нравственном формировании человека, знания о природе и нормах морали;

– эстетика – знания о природе прекрасного и безобразного как основа эстетического воспитания;

– экономика – знания об экономических, производственных процессах, влияющих на образование;

– биология – знания о соотношении природных и социальных факторов в развитии человека, о закономерностях жизни и развития человеческого организма;

– физиология – идеи об условнорефлекторной деятельности, что помогает раскрыть научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения;

– антропология – интеграционные знания о феномене человека, рассматривая природу человека в его многомерности и многоликости;

– теория управления – знания о законах и правилах управления группами, системами и сообществами;

– логика – разработка закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующими.

3. Методы педагогических исследований. Методы педагогических исследований – это путь, способ и средства, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о своем предмете: процессах, результатах воспитания, обучения, образования, развития, формирования личности.

Методы педагогических исследований подразделяют на традиционные и новые.

Традиционные – это методы, доставшиеся современной педагогике по наследию от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Этими методами пользовались еще Платон, Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. К ним относятся: наблюдение, изучение опыта, изучение первоисточников, изучение продуктов ученического творчества, анализ школьной документации, беседа.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Особенности наблюдения:

– определяются задачи, выделяется объект, разрабатывается схема наблюдения;

– результаты обязательно фиксируются;

– полученные данные обрабатываются;

– результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Недостатки – не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта (исторический) – издавна применяемый метод педагогического исследования. Он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах; тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным.

Анализ школьной документации – отражает учебно-воспитательный процесс: классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные поурочные планы учителей, конспекты уроков и т.п. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества знакомство с читательскими формулярами учеников, просмотр тетрадей для домашних работ и т.п.

Беседа (дополнительный метод) – выясняются чувства и намерения, оценки и позиции учеников. Беседа очень сложный и не всегда надежный метод. Особенности:

составление четкого, продуманного с учетом личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

К новым педагогическим методам относятся: педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение групповой дифференциации и др.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент носит созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Эксперимент может быть длительным или краткосрочным в зависимости от темы и цели.

В зависимости от цели различают:

1. Констатирующий эксперимент. Проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике той или иной изучаемой проблемы (метод срезов).

2. Если проблема все же существует, то следующий этап созидательно-преобразующий, формирующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы.

3. Проверка полученных выводов контрольный, уточняющий эксперимент, когда проверяется новое предположение. Применение апробированной методики в ряде других школ и учителей.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогические эксперименты. Естественный – научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения хода учебно-воспитательного процесса. Если нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением сложной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным.

Как для научных, так и для практических целей в современной педагогике широко применяется тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса. От других методов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Анкетирование – метод массового сбора информации, с помощью специально разработанных опросников – анкет. Анкеты подразделяют на: открытые (требуют самостоятельного конструирования ответа), закрытые (нужно выбирать один из готовых ответов), именные и анонимные.

Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать отношения в классе.

Таким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные. Выводы включают в систему научных знаний. Но, ни один метод, взятый отдельно не гарантирует надежности выводов. Поэтому методы всегда применяются в сочетании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методологические посылки лежат в основе развития научной педагогики?

2. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке?

3. Как влияет совершенствование методов исследования на развитие педагогики?

Используемая литература:

1. Педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / В. И. Загвязинский [и др.]; Ред. П. И. Пидкасистый. – 5–е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2008.–563 с.

2. Подласый И. П. Педагогика / Подласый И. П. – М., 2000. – в 2 кн.

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Харламов И. Ф. Педагогика / Иван Федорович Харламов. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.013 с.)