Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды остойчивости. Начальная остойчивость. Значение остойчивости.

Поиск

ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА

 

Курс лекций для курсантов специальности

26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

профиль: технический

 форма обучения: очная, заочная

(1 часть)

 

Керчь, 2018 г.


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4

Тематический план и содержание лекционных занятий................................. 4

Раздел 1 Общее устройство судна....................................................................... 8

Тема 1.1 Введение. Понятие о судне...................................................................... 8

Тема 1.2 Общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений. Дельные вещи 13

Тема 1.3 Форма корпуса судна, главные размерения........................................ 26

Тема 1.4 Прочность судового корпуса................................................................ 36

Тема 1.5 Конструкция корпуса судна.................................................................. 40

Тема 1.6 Судовые устройства.............................................................................. 69

Список литературы. ….……………………………………………………..104

 

 


  ВВЕДЕНИЕ

 

Программа учебной дисциплины  «Теория и устройство судна» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Дисциплина относиться к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного курса.

Программой дисциплины «Теория и устройство судна» предусматривается изучение основних конструктивных элементов судна, судовых систем и устройств, изучение национальных и международных требований к остойчивости судна, мореходных качеств судна и теорию устройства судна для необходимых расчётов (остойчивости, крена, дифферента, осадки), манёвренных, инерционных и эксплуатационных качеств, ходкости судна, судовых движителей, характеристик гребных винтов, пропульсивного комплекса и ходовых испытаний.

 

 Тематический план и содержание лекционных занятий

 

Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала

Объём

Часов

Раздел 1

              Общее устройство судна

Тема 1.1

Цели и задачи дисциплины.                                               Понятие о судне, как о плавучем инженерном сооружении.

 

Введение. Понятие о судне

2

Тема 1.2

Классификация и расположение судовых помещений.

Дельные вещи: двери, трапы, иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков, горловины.

 

Общее расположение, назначение и оборудование судовых помещений.  Дельные вещи.

2

         Тема 1.3 Форма корпуса судна. Главные размерения.

Форма корпуса судна. Основные сечения судна.  Понятие о погибе и седловатости палубы, килеватости днища, цилиндрической вставке, «развале» бортов.

Главные размерения судна, их соотношения.

Влияние формы корпуса и соотношение главных размерений на скорость, грузовместимость и других эксплуатационно-экономических качеств судна.

2

Тема 1.4 Прочность судового корпуса.

Внешние силы, вызывающие изгиб судна.

Напряжения, возникающие в связях корпуса, при общем продольном изгибе судна.

Требования к общей продольной прочности судна.

2

Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала

Объём

Часов

Тема 1.5

Конструкция корпуса судна.

 

Система набора перекрытий корпуса судна.

Понятие о шпации, балках главного направления и перекрёстных связях.

Выбор системы набора перекрытия.

Сравнительная оценка применения различных систем набора.

 

2

 

Основные конструктивные элементы корпуса: наружная обшивка днища и борта, настилы палуб и второго дна, продольные и поперечные переборки, форштевень, ахтерштевень, пиллерсы, фундаменты, фальшборт, надстройки, рубки, выгородки, шахты.

 

2

Конструкция бортового перекрытия.

Конструкция днищевого перекрытия.

Конструкция палубного перекрытия.

Конструкция переборок

2

Тема 1.6

Судовые устройства

 

Назначение общесудовых и специальных судовых устройств.

Рулевое устройство: назначение, расположение, основные элементы, типы и конструкция рулей, рулевые машины.

Якорное устройство: назначение, расположение, основные элементы, предъявляемые требования. Тиры судовых якорей. Якорные цепи, клюзы, канаты, стопоры, якорные механизмы.

2

 

Швартовное устройство: расположение, основные элементы: швартовы, кнехты, клюзы, механизмы. Буксирное устройство: назначение, расположение, основные элементы, предъявляемые требования.

2

 

Грузовые устройства: расположение, основные виды

Устройств. Грузовые стрелы и краны. Типы закрытия грузовых люков. Рангоут и такелаж. Особенности грузовых устройств на судах с горизонтальным способом погрузки.

Спасательные устройства: шлюпочное устройство, спасательные плоты, жилеты, круги, плавучие приборы, их расположение на судне.

2

Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала

Объём

Часов

Тема 1.7

Общесудовые системы

 

Классификация, назначение и общие требования к общесудовым системам.

Конструктивные элементы систем: трубы, путевые соединения, фасонные части, переборочные и палубные стаканы, компенсаторы.

Крепление труб к корпусным конструкциям.

Арматура и её назначение.

 Краны, клапаны, задвижки, захлопки.

Приводы управления арматурой.

Гидравлические механизмы общесудовых систем. Насосы, вентиляторы, воздуходувки, компрессоры.

 

2

 

Системы трюмные: осушительная, водоотливная и система перепускных труб.

Система балластные: балластная, дифферентная, креновая, система замещения.

Общие требования противопожарной безопасности на судах.

Системы: водотушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, затопления, паротушения, пенотушения, объёмного химического тушения, углекислотного тушения, инертных газов. 

 

2

 

Системы естественной и искусственной вентиляции, принцип действия.

Система кондиционирования воздуха, принцип действия.

Система отопления: паровая, водяная, воздушная, электрическая.

Система охлаждения.

2

 

Система бытового водоснабжения.

Системы питьевой воды.

Системы забортной воды.

Система сточная и фоновая.

Устройство шпигатов.

Требования Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов сточными водами.

Специальные системы танкеров: грузовая, зачистная,

газоотводная, подогрева грузов, пропаривания и мойки танков, дистанционного замера уровня груза.

2

Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала

Объём

Часов

Тема 1.8 Мореходные и эксплуатационные качества судов.

 

Мореходные качества: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, качка, управляемость. Общие понятия и определения. Эксплуатационные качества: грузоподъёмность, дедвейт, грузовместимость, скорость хода, дальность плавания, обитаемость.

2

Раздел 2

              Основы теории корабля

Тема 2.1

Международный кодекс остойчивости судов.

Требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море.

 

Международные требования к остойчивости судов.

2

 

Условие равновесия судна.

Водоизмещение.

2

Тема 2.2

Плавучесть судна.

Уравнение плавучести.

 Грузовой размер. Грузовая марка.

Запас плавучести.

2

 Дифферент судна. Масштаб Бонжана.

2

Тема 2.3

Остойчивость судна.

Тема 2.4

Ходкость судна и движение.

Ходовые испытания судов.

2

ВСЕГО:

50
         

                   РАЗДЕЛ 1 ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СУДНА

Главные размерения судна

Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (рис.1.22).

Рисунок 1.22-Главные размерения судна

Диаметральная плоскость (ДП) - вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна.

Плоскость мидель-шпангоута - вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой строится теоретический чертеж.

Под шпангоутом (Шп) понимают на теоретическом чертеже теоретическую линию, а на конструктивных чертежах- практический шпангоут.

Конструктивная ватерлиния (КВЛ) - ватерлиния, соответствующая расчетному полному водоизмещению судов.

Ватерлиния (ВЛ) - линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Кормовой перпендикуляр (КП) - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии; КП на теоретическом чертеже совпадает с 20-м теоретическим шпангоутом.

Носовой перпендикуляр (НП) - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.

Основная плоскость - горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей. На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.
Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.

Длина наибольшая Lнб - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса без выступающих частей.

Длина по конструктивной ватерлинии Lквл - расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.

Длина между перпендикулярами LПП - расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между носовым и кормовым перпендикулярами.

Длина по любой ватерлинии Lвл измеряется, как Lквл

Длина цилиндрической вставки Lц - длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.

Длина носового заострения Lн - измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).

Длина кормового заострения Lк - измеряется от конца цилиндрической вставки или шпангоута наибольшего сечения - конца кормовой части ватерлинии или другой обозначенной точки, например кормового перпендикуляра. Размеры по ширине судов измеряются параллельно основной и перпендикулярно диаметральной плоскостям.

Ширина наибольшая Внб - расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.

Ширина на мидель-шпангоуте В - расстояние, измеренное на мидель-

шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.

Ширина по КВЛ Вквл - наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.

Ширина по ВЛ Ввл измеряется как Вквл.

     Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.   

Высота борта Н - вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута, до бортовой линии верхней палубы.

Высота борта до главной палубы Н Г. П - высота борта до самой верхней сплошной палубы.

Высота борта до твиндека Н ТВ - высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.

Осадка (Т) - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.  

Осадка носом и осадка кормой Тн и Тк - измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.

Средняя осадка Тср - измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.

Носовая и кормовая седловатость hн и hк - плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.

Погибь бимса hб - разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.

Надводный борт F - расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.

В случае необходимости указываются и другие размеры, как, например, самая большая (габаритная) высота судна (высота фиксированной точки) от грузовой ватерлинии при порожнем рейсе для прохода под мостами. Обычно же ограничиваются указанием длины - наибольшей и между перпендикулярами, ширины на мидель-шпангоуте, высоты борта и осадки. В случаях применения международных Конвенций - об охране человеческой жизни на море, о грузовой марке, обмере, классификации и постройке судов - руководствуются определениями и размерами, установленными в этих Конвенциях или Правилах.

 

Требования к общей продольной прочности судна

Требования Правил Регистра к общей продольной прочности распространяются на суда длиной L большей либо равной 60 метров. Для таких судов требуется выполнение следующих условий:

                                      [1.5]   ,            [1.6]

                                [1.7],                [1.8]

 

где   и - фактические моменты сопротивления корпуса судна для точек палубы и днища соответственно (определяется путём анализа эквивалентного бруса);

   W и - требуемые моменты сопротивления при критерии прочности при перегибе и прогибе соответственно.

Кроме того, фактические моменты сопротивления корпуса не должны превышать величины:

                               [1.9]

 

Для судов ограниченного района плавания величину   следует откорректировать в соответствии с требованием Правил Регистра.

Момент инерции поперечного сечения  , должен быть не менее:

 

                                     [1.10]

Для судов ограниченного района плавания величину  следует откорректировать в соответствии с требованием Правил Регистра.

        

Вопросы для самоконтроля:

     1  Дать понятие прочности корпуса?

2 Какие внешние силы действуют на корпус судна?

3  Что возникает  в различных поперечных сечениях корпуса от воздействия на него внешних сил?

4 Какие характерные положения судна на волнении, при которых возникают опасные изгибающие и скручивающие моменты?

5 Какие напряжения, возникающие в связях корпуса, при общем продольном  изгибе судна?

  6 Кем и какие требования предъявляются к общей продольной прочности судна?

 

Рекомендуемая литература [ 1, 3, 5, 7 ]

 

Различных систем набора

Конструкция всякого корпуса состоит из тонкой оболочки и подкрепляющих ее ребер - балок, образующих так называемый набор корпуса судна. Набор конструктивно расположен внутри корпуса, к нему своей внутренней стороной прилегает наружная обшивка и настилы палуб, скрепленные с ним сварными соединениями.

В соответствии с расположением элементов набора его разделяют на подпалубный, бортовой, днищевый и набор переборок. Конструкции, образованные набором с оболочкой, представляют собою основные связи судового корпуса, которые по их расположению разделяют на продольные и поперечные связи.

К продольным связям относятся: обшивка корпуса, настил палуб и платформ, продольные переборки и все продольные балки набора.

К поперечным связям по аналогии следует отнести ту же обшивку, настил палуб и платформ, поперечные переборки и все поперечные балки набора.

Каждый из элементов этих связей выполняет определенную работу в общей конструкции корпуса.

Наружная обшивка воспринимает непосредственно давление забортной воды, обшивка переборок - давление воды на одну сторону в случае затопления отсека или давление жидкости из граничащей с ней цистерны, а детали набора (продольные и поперечные балки) являются опорами для обшивки и переборок, они воспринимают действующие на них усилия и передают их на другие прочные части корпуса.

Система продольных и поперечных балок набора, перекрытых общей обшивкой или настилом, ограниченная жестким опорным контуром, образует так называемое корпусное перекрытие.

В зависимости от преобладающего направления балок набора образуется определенная система набора корпуса судна.

В судостроении приняты разнообразные конструкции корпуса, обусловленные типом судна, условиями его эксплуатации и перевозимыми грузами, но все они в зависимости от главного направления балок набора могут быть отнесены к одной из четырех основных систем набора: продольной, поперечной, смешанной и комбинированной (рис.1.24).

 

 

Рисунок 1.24-Системы расположения основного набора корпуса судна:

а - продольная; б - поперечная; в - смешанная; г - комбинированная.

1- стрингеры; 2 - рамные шпангоуты; 3 - шпангоуты; 4 - поперечные переборки; 5 - холостые шпангоуты (ледовое подкрепление); 6 - вертикальный киль; 7 -  радиальные (поворотные) шпангоуты

Поперечная система - основная система набора для постройки малых и средних судов длиной примерно до 140 м. Все небольшие суда длиной примерно до 60 м, такие как грузовые и пассажирские суда, танкеры, рыболовные суда, буксиры, ледоколы и т. д., строятся по поперечной системе набора (рис.1.25).

Рисунок 1.25-Поперечная система набора грузового судна:

  1 - рубка, 2 - ребра жесткости шахты машинного отделения, 3 - двойное дно,

4 - таранная переборка

 

При поперечной системе набора корпуса днищевые, бортовые и палубное перекрытия имеют поперечную систему набора (рис.1.26). Балки поперечного набора устанавливают на определенном расстоянии одну от другой, называемом шпангоутным расстоянием. Промежуток между этими балками называют шпацией.

В поперечных плоскостях располагаются рамные и холостые шпангоутные рамы. Вдоль судна располагаются только рамные балки (кильсоны, стрингеры, карлингсы). При такой конструкции обеспечивается местная прочность корпуса: хорошее восприятие поперечного сжатия, возникающего от давления ледяного поля

и ударные нагрузки при швартовке и навалах. Недостатком поперечной системы набора является малая прочность при общем продольном изгибе. Поперечная система набора более технологична, особенно при криволинейных обводах корпуса. Поэтому она используется в оконечностях большинства судов.

Рисунок 1.26-Конструкция корпуса с поперечной системой набора:

1- стрингер палубный; 2- настил палубы; 3- бимс; 4- карлингс; 5- бимс рамный; 6 -кница бимсовая; 7- угольник подсланевый; 8- шпангоут; 9 - шпангоут рамный; 10 - флор; 11- киль горизонтальный; 12 - киль вертикальный; 13 - стрингер днищевой; 14 - пояс скуловой; 15- кница скуловая; 16 - стрингер бортовой; 17- ширстрек

 

При продольной системе набора - основные связи корпуса установлены вдоль судна. Связи в районе днища и бортов состоят из днищевых и бортовых стрингеров, а под палубой - из продольных подпалубных балок (рис.1.27).

Рисунок 1.27-Конструкция корпуса с продольной системой набора:

1- бортовой стрингер; 2 - карлингсы; 3- палубные ребра жесткости; 4 - рамный бимс; 5 - бортовые ребра жесткости; 6 - бортовой рамный шпангоут; 7- днищевые ребра жесткости; 8 - флор;

9 - кильсоны, 10 - скуловой пояс.

Эти конструктивные элементы подкреплены в днищевом перекрытии поперечными балками (флорами), а в бортовом и палубном - рамными шпангоутами и бимсами. Флоры, рамные шпангоуты и бимсы образуют вертикальные жесткие на изгиб рамы, стоящие на расстоянии двух - четырех шпаций друг от друга (от 1,5 до 3,6 м). Преимущество продольной системы набора по сравнению с поперечной состоит в том, что при равной продольной прочности судна в перекрытиях (при условии одинаковых размеров судна) требуются меньшие затраты материала. Продольная система применяется обычно при постройке больших танкеров, длиной более 180 м, контейнерных судов, иногда угле- и рудовозов (рис.1.28).

Рисунок 1.28-Система продольного набора:

1 - коробчатая балка (поперечная связь); 2 - коробчатая продольная балка; 3 - водонепроницаемая поперечная переборка; 4 - опорная переборка; 5 - бортовая продольная переборка; 6 - туннель для трубопроводов; 7 - бортовая цистерна; 8 - вторая палуба; 9 -главная палуба

При комбинированной продольно-поперечной системе набора - корпусаприменяются различные сочетания систем набора отдельных перекрытий.   

Наибольшее распространение получила смешанная система академика

Шиманского Ю.А.. При этой системе в средней части корпуса днищевые и палубные перекрытия набираются по продольной системе, а бортовые – по поперечной (рис.1.29). Вследствие этого обеспечиваются общая продольная прочность корпуса и местная прочность бортов при воздействии внешних нагрузок. Система применяется на большинстве судов при длине корпуса более 60 м.

 

Рисунок 1.29-Конструкция корпуса со смешанной системой набора:

1 - бортовые холостые шпангоуты; 2 - бортовой рамный шпангоут; 3 - днищевые ребра жесткости; 4 - кильсон; 5 - флор (днищевой рамный шпангоут); 6 - бортовой стрингер; 7 -ширстрек;

8 - палубный стрингер; 9 - палубные ребра жесткости; 10 - карлингс; 11 - рамный бимс

 

В оконечностях корпуса и в машинном отделении всегда используется поперечная система набора независимо от системы набора в средней части корпуса. Это связано с повышенными гидродинамическими нагрузками в условиях волнения и от работы винтов, с динамическими нагрузками от работающих двигателей, а также с технологией изготовления корпуса.

     Комбинированную систему набора применяют обычно на грузовых и пассажирских судах длиной более 130 м, а также на грузовых судах для массовых грузов (рис.1.30 а, б); на танкерах она применяется как система Миллара (рис.1.30 в) для судов длиной от 80 примерно до 180 м.

 

Рисунок 1.30-Комбинированная продольно-поперечная система набора: а - грузовое судно; b- судно для массовых грузов; с- танкер (система Миллара)

1 - коробчатая поперечная балка; 2 - туннель затопления; 3 - днищевая бортовая цистерна;

4 - подпалубная цистерна

 

 

Основные конструктивные элементы корпуса: наружная обшивка днища и борта; настилы палуб и второго дна; продольные и поперечные переборки, форштевень, ахтерштевень, пиллерсы, фундаменты, фальшборт, надстройки, рубки, выгородки, шахты

Корпус всякого судна состоит из наружной обшивки и настила верхней палубы, изнутри подкрепленных продольными и поперечными переборками, палубами и платформами с их набором. Совместно со штевнями эти перекрытия образуют основной корпус.

Наружная обшивка и днища и борта образуют оболочку, препятствующую попаданию воды внутрь судна. Совместно с настилом прочих палуб и второго дна они одновременно являются основными связями, обеспечивающими общую продольную прочность судна, и опорными контурами перекрытий прочных переборок.

Наружную обшивку корпуса (рис.1.33) выполняют из листового материала, внутренней плоскостью крепящегося к кромкам набора. Листы обшивки своими длинными сторонами обычно располагаются вдоль судна, образуя по ширине и высоте корпуса поясья. Соединения поясьев между собой длинными горизонтальными кромками, идущими вдоль корпуса, называются пазами. Соединения листов поясьев короткими кромками, идущими поперек судна, называются стыками.

 

Рисунок 1.33-Наружная обшивка:

1 - ширстрек, 2 - фальшборт, 3 - листовой форштевень, 4 - шов, 5 - пояс листьев, 6 - стыки листьев, 7 - скуловой пояс, 8 - бортовой пояс, 9 - днищевые поясья, 10 - горизонтальный киль,

11 - район подкреплений, 12 - бортовая обшивка надстройки

Поясья, составляющие наружную обшивку днища и бортов, соответственно называются днищевыми и бортовыми. Верхний пояс бортовой обшивки, притыкающийся к настилу верхней палубы, называется ширстреком, пояс, идущий по скуле корпуса, - скуловым, а пояс обшивки днища, расположенный на диаметральной плоскости - горизонтальным килем (рис.1.34).

Рисунок 1.34-Расположение деталей наружной обшивки:

1- горизонтальный киль; 2 - обшивка днища; 3- скуловой пояс; 4 - обшивка борта;

5 - бортовой ширстрек; 6 - палубный стрингер; 7 - настил палуб

 

Горизонтальный киль и ширстрек испытывают при продольном изгибе корпуса наибольшие напряжения как наиболее удаленные от нейтральной оси поперечного сечения корпуса. Обычно их усиливают, утолщая по сравнению с остальными поясьями обшивки или выполняя из материала более высокой прочности. На судах, предназначенных для плавания во льдах, поясья бортовой обшивки в районе ватерлинии (ледовый пояс), а также в оконечностях делают более усиленными.

 Крайние поясья настила второго дна, идущие вдоль скулы и замыкающие по бортам отсеки двойного дна, называются междудонными листами или скуловыми стрингерами.

Палубы - это перекрытия в корпусе судна, проходящие почти горизонтально. Самая верхняя непрерывная палуба - главная палуба - закрывает корпус судна сверху и образует, одна или с палубой длинной надстройки, верхнюю оболочку корпуса. Палубы ниже главной имеют задачу увеличивать полезную площадь судна для размещения пассажиров и грузов. Палубы выше главной называют палубами надстроек. Толщина настила главной палубы зависит от длины судна, от высоты борта до главной палубы, высоты твиндека, от осадки, системы набора (продольная или поперечная) и расстояния между бимсами, а также от ширины непрерывной палубы между грузовыми люками и наружной обшивкой. Палубный настил, подобно наружной обшивке, изготовляется из отдельных поясьев листов, причем поясья, лежащие у ширстрека, называются палубными стрингерами, а поясья, проходящие вдоль люков, люковыми стрингерами (рис.1.35).

Рисунок 1.35-Палубы: а- названия палуб; b - палуба при поперечной системе набора; с - палуба при продольной системе набора.

1- палуба юта; 2- главная палуба (палуба переборок и палуба надводного борта); 3- вторая палуба; 4- туннель гребного вала; 5- навигационный мостин; 6- командный мостик;

7-  шлюпочная палуба; 8- палуба средней надстройки; 9- днищевая обшивка; 10- палуба бака;

11- третья палуба; 12- настил второго дна; 13- швы; 14- грузовые люки; 15- стык;

16- подкрепления люка; 17- машинная шахта; 18- палубный стрингер; 19- бимсы;

20 - арлингс; 21- ромбовидный лист; 22- рамные бимсы; 23- люковые стрингеры; 2 - настил палубы (рядом с бортом и люками палубные и люковые стрингеры); 25- настил между люками;

26- продольные подпалубные балки; 27- рамный бимс; 28- гофрированная переборка

 

Пиллерс - отдельно стоящая стойка для поддержания палуб или других конструкций судна (рис.1.36).

Пиллерсы проходят от флоров или настила второго дна до самой верхней палубы; на отдельных палубах они стоят точно друг над другом, так как в противном случае бимсы получили бы дополнительную изгибающую нагрузку. Пиллерсы изготовляют из стальных труб (реже из угольников) или другого сортового проката. На концах они имеют пяточные плиты и верхние накладки, а по обеим сторонам стенки продольной балки - вертикальные бракеты, которые служат для надежной передачи давления палубы и бимсов на пиллерсы и предотвращают боковое смещение продольной балки. Поперечные сечения пиллерсов определяются нагрузкой и длиной. Установка пиллерсов способствует уменьшению массы палубных перекрытий.

Рисунок 1.36-Пиллерс:

1-наружная обшивка днища; 2-настил второго дна; 3-накладной лист; 4-пиллерс; 5-поперечный комингс люка; 6-утолщенный поясок карлингса

 

Главные продольные и поперечные переборки относятся к основным корпусным конструкциям. Продольные переборки участвуют в обеспечении общей продольной прочности, а поперечные - в обеспечении поперечной и местной прочности корпуса (рис.1.37).

Переборки могут быть плоскими и гофрированными. Последние изготовляют из коробчатых или волнистых гофров из листовой стали. Гофрированные переборки имеют ряд значительных преимуществ перед плоскими: они легче (на 20—25% для больших судов), трудоемкость их изготовления на 10—15% меньше, упрощается использование трюмов с такими переборками.

Набор переборок выполняется из вертикально (стоек) или горизонтально расположенных балок, последние называются шельфами.

Форштевень является передней конструктивной деталью корпуса в виде балки, первой принимающей на себя удары при возможных столкновениях со льдами, плавучими предметами и т. п. Конструктивно форштевень выполняется так, чтобы воспринимаемые им усилия передавались на детали внутри судового корпуса. Форштевни, в зависимости от типа судна, изготовляют литыми, коваными и комбинированными: из литой стали и из обычного проката (рис.1.38).

Ахтерштевень - мощная конструкция, которой заканчивается корпус судна (рис.1.38). Кроме обеспечения прочности кормовой части корпуса, ахтерштевень поддерживает руль, защищая его при касании грунта кормой. На одновинтовых судах ахтерштевень удерживает дейдвудную трубу, которая проходит через него в специальной втулке, называемой яблоком.

Конструкция и форма ахтерштевней зависят от количества и расположения гребных винтов и от формы кормового образования корпуса. Ахтерштевни изготовляются литосварными, чаще всего из нескольких частей, и литыми. Прочное соединение ахтерштевней с основными корпусными конструкциями осуществляется при помощи приливов, называемых хвостовиками, брештуков и ребер жесткости.

Рисунок 1.37-Водонепроницаемые поперечные переборки:

А - расположение переборок у грузового судна (полнонаборное судно);b -поперечная  переборка; с- гофрированная  переборка; d - таранная  переборка. 1- ют;2- ахтерпик; 3-ахтерпиковая переборка; 4-трюмы; 5- средняя надстройка; 6 - палуба переборок; 7- машинное отделение; 8 - нижняя палуба; 9 - бак; 10 - цепной ящик; 11 - форпик;  12 - таранная переборка;   13- двойное дно; 14- туннель гребного вала; 15 - кницы;  16 - поясья обшивки переборок

        Рисунок 1.38- Форштевни и ахтерштевни:

А - брусковый форштевень; b - литой форштевень (ледокол); с- листовой (сварной) форштевень; d - ахтерштевень двухвинтового судна; е - ахтерштевень одновинтового судна. 1- хвостовик; 2 - башмак форштевня; 3-  продольное вертикальное ребро; 4 - поперечные ребра; 5 -носовые брештуки; 6 - рудерпост; 7 - старн-пост; 8 - яблоко  ахтерштевня; 9 - подошва ахтерштевня; 10 - окно ахтерштевня; 11-  баллер руля

Фундаменты и подкрепления корпуса под различные установки, машины, механизмы и т. п. представляют собой прочные и жесткие опоры, передающие развиваемые усилия, большой вес и инерционные усилия, возникающие при качке судна, на прочные связи корпуса без вибрации (рис.1.39).

                        

                      Рисунок 1.39 Фундаменты:

А - фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b - фундамент главного двигателя на одинарном дне; с- фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d - фундамент для водотрубного котла; е - фундамент для компрессора

Кницы (с полками); 2 -флор; 3 -днищевой стрингер; 4-вертикальный киль; 5-поперечные бракеты; 6 - продольные балки; 7 - опорные горизонтальные полосы; 8 - фундамент вспомогательного двигателя; 9- анкерная связь; 10 - стопор котла; 11 - седельная опора

Фальшборт и леерное ограждение. На всех незащищенных, т. е. открытых палубах, таких как палубы надводного борта, надстроек и рубок, устанавливают фальшборт или леера (поручни), чтобы предотвратить выпад



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.014 с.)