Дельные вещи: двери, трапы, иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков, горловины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дельные вещи: двери, трапы, иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков, горловины



Дельные вещи (от deel «часть») — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
К дельным вещам относятся скобы, утки, рымы, талрепы, храпцы, клюзы, кнехты, кипы, битенги, люверсы, горловины, крышки сходных люков, трапы, двери, иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков, леерные и тентовые стойки.

Иллюминаторы служат для естественного освещения и вентиляции помещений. Иллюминаторы расположенные вблизи ватерлинии – круглые глухие (не открывающиеся) с прочными стальными штормовыми крышками. Выше, расположенные иллюминаторы (створчатые) могут быть открывающиеся со штормовыми крышками или без них. Непроницаемость иллюминаторов и штормовых крышек обеспечивается резиновыми прокладками. Квадратные иллюминаторы устанавливаются на стенках рубок.

 


 

Рисунок 1.7-Иллюминаторы: а - створчатый, б - глухой.

1-затемнитель, 2-корпус, 3-стопор, 4-стекло, 5-штормовая крышка, 6-откидной болт с барашковой задрайкой, 7-ручка стопора, 8-рамка, 9-герметик

 

По месту установки иллюминаторы делятся на бортовые, палубные и рубочные, а по форме на круглые, диаметром в свету 200-400 мм, и прямоугольные, размером в свету 600-400 мм и других размеров, в зависимости от архитектуры. Различают иллюминаторы и по конструкции: тяжелые, нормальные, створчатые и глухие. И по материалу изготовления - стальные и из легких сплавов.
      Для предотвращения случайного затопления какого-либо отсека все иллюминаторы, расположенные у ватерлинии, вместо одной гайки барашковой имеют специальную фасонную гайку, для отвинчивания которой есть специальный ключ. Глухие же иллюминаторы вообще не открываются. В некоторых случаях рубочные прямоугольные иллюминаторы могут быть запасными выходами.

Окна - глухие, створчатые и опускные - устанавливают на верхних ярусах в пассажирских каютах, на закрытых прогулочных верандах, в парадных общественных помещениях, в рулевой рубке. Их размеры не регламентированы (рис.1.8).

 

 

 

Рисунок 1.8-Световые окна

 

                                       Рисунок 1.9-Световые люки

 

Крышки люков применяются на судах, кораблях и плавсредствах. Служат для предотвращения попадания воды в проёмы сходных люков, а также обеспечивают удобный проход к объектам. Для того, чтобы судовые крышки смогли предотвратить затопление помещений, они изготавливаются в герметичном исполнении. Для изготовления крышек используют сталь обычную, нержавеющую сталь, алюминиевый сплав. В зависимости от места сходного люка и назначения помещений, в которых он расположен, применяют проницаемые и водогазонепроницаемые крышки (рис.1.10). Водогазонепроницаемость крышек обеспечивается резиновыми прокладками и задрайками (барашковыми, индивидуально-клиновыми и центрально-клиновыми).

                                      Рисунок 1.10-Крышка люка:

1-полотно; 2-коминос; 3-уплотнитель; 4-петля; 5-задрайка; 6-стопор; 7-обушок для замка

Горловины - конструкции, служащие для доступа в междудонное пространство, а также в цистерны и другие закрытые отсеки. Они имеют овальную форму с размерами от 450X420 до 600x450 мм (рис.1.11).

                      а - с комингсом                        б – с обделкой

 

                                     Рисунок 1.11-Горловины:

а- с комингсом: 1- комингс, 2-крышка, 3прокладка, 4-болт, 5-гайка, 6-болт отжимной,

7-наварыш; б- с обделкой: 1-обделка, 2-крышка, 3прокладка, 4-шпилька, 5-гайка, 6-блт отжимной, 7-наварыш

 

Водонепроницаемые двери устанавливают на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахте МО и т.д. выше палубы переборок. Они имеют уплотнение, непроницаемость обеспечивается поворотными ручками задраек и клиньями (рис.1.12).

 

Рисунок 1.12-Водонепроницаемая дверь:

1-рамка, 2-клин, 3-петля, 4-дверное полотно, 5- ручка задрайка, 6- разъёмная прокладка

 

Клинкетные двери устанавливаются для прохода через водонепроницаемые переборки ниже палубы переборок (например, между МО и туннелем гребного вала). Стальное литое полотно двери перемещается в специальных направляющих с помощью гидропривода или валикового привода с управлением выше палубы переборок (с целью обеспечения управления в случае затопления помещений). Уплотнение достигается точной пригонкой рамы двери к направляющим и их плотным прижатием благодаря клиновой форме (рис.1.13).

   Рисунок 1.13-Клинкетная дверь: а- вертикально спускная, б- горизонтально спускная. 1-полотно двери, 2-ходовой винт, 3-гайка, 4-рамка вертикальной двери, 5-ручной клинкетный привод, 6-редуктор, 7-электродвигатель, 8-подшипник, 9пускатель, 10-полотно горизонтальной двери, 11-рамка горизонтальной двери, 12-зубчатая рейка, 13- зубчатая шестерня, 14-масленный насос, 15-гидроцилиндр, 16-шток поршня

 

Трап - судовая лестница для сообщения между помещениями или открытыми участками на палубах корпуса, надстроек и рубок.
                                                   

                                        Трапы различаются:

 

- по местоположению на судне на: внутренние и наружные трапы,
     - по ширине рабочего проёма — однопоточные и двухпоточные трапы,
     - по способу крепления — стационарные, съёмные и переносные трапы,
     - по ориентации относительно палубы судна -наклонные и вертикальные.

 

Внутренние трапы на пассажирских судах художественно оформлены, имеют большую ширину и малый наклон.

Вертикальные скоб — трапы, не имеющие поручней и тетивин, устанавливают в редко посещаемых людьми местах (снаружи и внутри дымовых труб, в шахтах, трюмах, башнях, а также на мачтах). Скоб — трапы состоят из стальных прутьев (скоб), привариваемых одна над другой с некоторым интервалом.
     Забортный трап, устанавливаемый на судах при стоянке на рейде или у причала, служит для входа или схода с судна на шлюпку или непосредственно на причал. Забортные трапы поднимаются и опускаются при помощи трап балок, грузоподъёмных механизмов, оснащённых талями и предназначенных для спуска, подъёма и удержания на заданном уровне нижних площадок забортных трапов.
      Гибкий шторм - трап из растительного или синтетического троса с круглыми или плоскими деревянными балясинами (ступеньками) подвешивается к выстрелу или опускается вдоль борта судна. Шторм — трап служит для сообщения между судами разных размеров при интенсивном волнении, когда использовании забортного трапа затруднительно.

 

 

Рис.1.14-Трап неклонный:

1-тетева трапа; 2-фланцованная ступенька; 3-поручень трубный; 4,11,16-гайка; 5,9,15-болт; 6-обух верхний; 7-соединение прутков; 8-винт стопорный;10-планка; 12-кница; 13- прокладка

 

Рис.1.15-Трапы:

а- вертикальный однопрутковый; б- вертикальный двух прутковый; в- скоб- трап.

1,6- тетива из полосы; 2,7- ступенька; 3,8- обух; 4,9- болт; 5,10-гайка; 11-скоба скоб-трапа

Вопросы для самоконтроля:

     1  Какие отсеки основного корпуса судна относятся к числу наиболее важных?

2  Какие названия палуб и межпалубных помещений приняты для ориентации местоположения того или иного помещения на судне?

3  Классификация судовых помещений в зависимости от назначения?

4 Назначение и оборудование судовых помещений?

5 Что относится к дельным вещам на судне?

      6 Типы иллюминаторов, дверей, трапов?

Рекомендуемая литература [ 1, 3, 5, 7 ]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.65 (0.012 с.)