Спасательные устройства: шлюпочное устройство, спасательные плоты, жилеты, круги, плавучие приборы их расположение на судне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спасательные устройства: шлюпочное устройство, спасательные плоты, жилеты, круги, плавучие приборы их расположение на судне



Спасательное оборудование - это комплекс средств для спасания людей с тонущего судна или в случае их падения за борт. Оно включает в себя спасательные средства и приспособления для их установки, крепления на судне и спуска на воду.

Оно бывает коллективного (шлюпки, плоты, спасательные столы) и индивидуального (спасательные круги, нагрудники, жилеты) пользования.

Спасательное устройство морских судов должно удовлетворять требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (COJ1AC-74).

Шлюпбалка - это устройство для спуска шлюпки с борта судна на воду и подъёма её на борт. Каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки. Совокупность шлюпки, кильблока, а также палубных подъёмных механизмов подъема и спуска шлюпки на воду составляет шлюпочное устройство. Шлюпочное устройство размещается возможно выше над ватерлинией, как правило, на одной из верхних палуб надстройки (шлюпочной палубе), на хорошо освещенной площадке, к ним должны быть обеспечены удобные подходы. Шлюпки нельзя размещать ближе чем на одну треть длины судна от форштевня, где они могут быть смыты или повреждены при аварии. В кормовой части судна шлюпки должны быть расположены так, чтобы при спуске они не попали бы в струю, создаваемую работающими винтами. Устройство должно обеспечить спуск шлюпки с полным комплектом людей и снабжением при крене судна на любой борт до 15° и дифференте до 10°.

Гравитационные шлюпбалки (рис.1.98) имеют несколько разновидноетей, но во всех случаях вываливание шлюпбалки за борт и спуск шлюпки на воду производятся под действием силы тяжести.

Одношарнирная гравитационная шлюпбалка   нижним концом закреплена к палубе с помощью шарнира, который обеспечивает поворот шлюпбалки вокруг горизонтальной оси. Шарнир расположен на некотором расстоянии от борта, в результате чего сила тяжести шлюпки стремится повернуть шлюпбалку. Поворот будет происходить до тех пор, пока нижний прямой участок шлюпбалки не достигнет упоров на палубе. При повороте шлюпбалок шлюпка вываливается за борт.

Двухшарнирная гравитационная шлюпбалка состоит из двух шарнирно соединенных рычагов. Нижний прямой рычаг шарнирно закреплен на палубе. В начальный момент вываливания оба рычага вращаются вокруг неподвижного шарнира. При этом специальный упор ограничивает поворот верхней части шлюпбалки в обратном направлении. После того как нижний рычаг коснется упоров на палубе, дальнейшее вываливание достигается поворотом верхнего рычага вокруг неподвижного шарнира. Предельное положение верхней части шлюпбалки ограничивается телескопической тягой, которая закреплена на оси неподвижного шарнира. Конструкция двухшарнирной шлюпбалки несколько сложнее, но она обеспечивает большой вылет.

Склоняющаяся шлюпбалка имеет два катка, которые могут перемещаться по специальным направляющим, неподвижно закрепленным на палубе судна. При вываливании шлюпбалки верхний каток по наклонной направляющей перемещается вниз и к борту. Нижний каток по другой направляющей сначала перемещается к борту, а затем вверх. При таком перемещении катков шлюпбалка совершает вращательно-поступательное движение, в результате чего вываливается за
борт. Перемещение катков к борту обеспечивает достаточный вылет за борт при небольшой высоте шлюпбалки.

Скатывающаяся шлюпбалка  также имеет катки, которые перемещаются по изогнутым направляющим. В результате этого при движении шлюпбалки она не только приближается к борту, но и поворачивается, выводя шлюпку за борт.

 

  

 Рисунок 1.98-Гравитационные шлюпбалки:

а - одношарнирная; б – двухшарнирная; в - склоняющаяся; г – скатывающаяся.

1- подвижный блок, 2 - рог, 3 - ноковый блок, 4 - стрела шлюпбалки, 5 - лопарь шлюп-талей,

6 - направляющий блок, 7- станина, 8 - стопор, 9 - отводной блок, 10 - неподвижный шарнир,

11- подвижный шарнир, 12- ограничительная телескопическая тяга, 13- катка, 14- направляющие

В последние годы появился принципиально новый вид спускового устройства: наклонные направляющие, расположенные, как правило, вдоль судна в корме. В этом случае закрытая шлюпка вместе с находящимися в ней людьми свободно сбрасывается носом в воду.

Спасательные плоты. Они применяются в качестве спасательных средств коллективного пользования, бывают жесткие и надувные. Металлический или пластмассовый жесткий плот (рис.1.99) состоит из кольца плавучести, которое для

обеспечения непотопляемости разделено на отсеки или заполнено легким пенопластом. В середине кольца плавучести имеется одинарное или двойное днище. Для защиты от непогоды плот оборудован тентом, уложенным по внешнему периметру так, что он может быть поднят на обе стороны независимо от того, какой стороной плавает плот.

                          Рисунок 1.99-Жесткий спасательный плот:

1- петля для подъема и буксировки, 2- тент (свернут), 3-сезни, 4-трап, 5-внутренний леер,  6- контейнер со снабжением

К наиболее совершенным спасательным средствам в настоящее время относятся надувные плоты (рис.1.100), которые изготовляют из многослойной прорезиненной ткани оранжевого цвета. Основой надувного плота является камера плавучести, которая вместе с надувными дугами образует каркас плота. Камера разделена на два отсека, каждый из которых при повреждении другого обеспечивает непотопляемость плота с полной нагрузкой. Плот имеет двойное надувное днище и двухслойный тент, который поддерживается надувными дугами. В тенте сделаны два входных отверстия, закрывающиеся двойными шторками.

 

 

Рисунок 1.100-Надувной спасательный плот:

1- надувное днище, 2- шторки входа (свернуты), 3- сигнальный огонь, 4- двойной тент,

 5- водосборник, 6- газовый баллон, 7- пусковой линь, 8- водобалластный карман, 9-леер,

 10- входной трап, 11- плавучий якорь

Спуск надувных плотов осуществляется путем их сбрасывания за борт вручную или автоматического всплытия при погружении судна.

Однако для крупных плотов, жестких или надувных, которые заполняются людьми еще на палубе судна, удобно применять при спуске плотбалки (рис.1.101).

 

Рисунок 1.101-Плотбалка:

1- стандерс, 2- лебёдка, 3- стрела, 4- вьюшка,5- канат вытяжной, 6 - блок, 7- лопарь, 8- топенант,

9-блок двухшкивный,10- конец вытяжной, 11- автоматический захват,

12 – дистанционное управление лебёдкой

 

Стрела плотбалки шарнирно закреплена на стандерсе, установленном на палубе. Такое крепление обеспечивает поворот стрелы в горизонтальной плоскости. Плотбалка имеет ручную лебедку с тормозом, который служит для удержания плота при его спуске, а лебедкой выбирают пустой шкентель после спуска плота. Разворот стрелы и управление спуском плота возможны для некоторых современных типов плотбалок на расстоянии с помощью дистанционного управления лебедкой.
Одной плотбалкой можно спустить несколько плотов, что особенно важно и ценно

для пассажирских судов.

Жесткие спасательные плоты часто устанавливают таким образом, чтобы их можно было сбросить на воду без специальных приспособлений. Для этого плоты крепят на наклонных площадках. Крепление плота имеет приспособление для быстрой отдачи. Освобожденный плот соскальзывает за борт.

Надувные плоты хранят на судне вместе с предметами снабжения, свернутыми и упакованными в пластмассовые контейнеры, которые устанавливают на специальные подставки или стеллажи-сбрасыватели. Контейнеры крепят к подставке ленточными найтовами, которые присоединены к гидростатическому разобщающему устройству, которое автоматически отдает крепление плота. Для принудительного разобщения гидростатическое устройство имеет рукоятку или педаль.

Спасательные жилеты предусматриваются для каждого члена персонала судна и пассажиров. Жилеты снабжены свистком и электрической лампочкой с водоналивной батарейкой, дающей свет в течение 16ч и дальностью видимости не менее 2миль. На судне они хранятся в специально обозначенных легкодоступных местах в количестве не менее 20 штук в каждом месте. Спасательные жилеты бывают надувные и с твердым наполнителем. Спасательный жилет имеет не менее двух отдельных камер, которые надуваются автоматически при погружении в воду, устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением. Его можно надувать и ртом. В случае повреждения одной камеры плавучесть и остойчивость жилета сохраняются.

Спасательный круг имеет наружный диаметр 750мм, толщина круга 100мм. По всей окружности круга закреплен леер. Круги изготавливают из пробки или синтетических материалов и обшивают прокрашенной парусиной или тканью из синтетического полотна. Используют также круги, представляющие собой надувные воздушные камеры. Круг окрашен в оранжевый цвет, на круг наносят название судна и порт приписки.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м. Пятьдесят процентов спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Плавучий прибор - спасательное средство, обладающее доста­точной плавучестью для поддержания на поверхности воды людей, держащихся за него. Примером плавучего прибора может быть палубная деревянная скамья со спинкой и сиденьями с обоих сторон, рассчитанная на 10—20 чел. Имеет внутри воздушные ящики, используется как спасательное средство в случае гибели судна.

 

Вопросы для самоконтроля:

     1  Грузовые устройства: назначение, расположение, основные виды устройств, грузовые устройства на судах с горизонтальным способом погрузки?

2 Грузовые стрелы и краны. Рангоут и такелаж. Типы закрытия грузовых люков?

3  Спасательные устройства: шлюпочное устройство, спасательные плоты, жилеты, круги, плавучие приборы, их расположение на судне?

 

Рекомендуемая литература [ 1, 3, 5, 7 ]

СПИСОК литературы

Основная литература

1 Горячев А.М «Устройство и основы теории морских судов». Издательство /  Книга по требованию / Горячев А.М. 2013 – 224 с.

2 Донцов С.В. «Основа теории судна». Одесса / 2013 – 265 с

Дополнительная литература

3 Окунев М.М. «Теория и практика кораблестроения». Издательство –Книга по требованию / М.М. Окунев, 2013. – 300 с.

4 Крылов А.Н. «Теория корабля». Издательство. Книга по требованию / А.Н. Крылов, 2013. – 350 с.

Электронные ресурсы

 

5 Кеслер, А.А. Теория и устройство судна.Ч.2. Основы остойчивости [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Нижний Новгород: ВГУВТ, 2014. — 80 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/51561

 

6 Борисов, Н.Н. Эксплуатация судовых вспомогательных механизмов, устройств и систем [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.Н. Борисов, Н.А. Пономарев, С.Г. Яковлев. — Электрон. дан. — Нижний Новгород: ВГУВТ, 2014. — 64 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60799

 

7 Кеслер, А.А. Теория и устройство судна.Часть 1 [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Нижний Новгород: ВГУВТ, 2012. — 68 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/44871

 

8 Сень, Л.И. Судовые котельные и паропроизводящие установки: Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского), 2011. — 239 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20158

 

9 Соболенко, А.Н. Судовые двигатели внутреннего сгорания: Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского), 2009. — 117 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20160

 

10 Геец В.М. Специальные системы наливных судов. Курс лекций: учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — Владивосток: МГУ им. адм. Г.И. Невельского (Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского), 2012. — 185 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20054

 

Е. А. Крупенко

 

 

ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА

 

Курс лекций для студентов (курсантов) специальности

26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»

профиля технического

очной и заочной формы обучения

(1 часть)

 

Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 123.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.034 с.)