Классификация методов обучения по уровню включения обучающихся в продуктивную деятельность (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов обучения по уровню включения обучающихся в продуктивную деятельность (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)



Более рациональной и обоснованной является классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют иx как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделили две основные группы: реnродуктивные (информационн о-рецептивные и cooтвeственнo репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя(преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Метод обучения, как видно из таблицы, может играть определяющую или вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и различные средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть ocущecтвлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявлением алгоритмов; репродуктивный метод предполагает повторение учащимися предварительно показанных учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

 

Рассмотрим более подробно классификацию методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.

Методы обучения Уровни умственной деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) 1 – узнавание Сообщение информации учителем Восприятие и осознание знаний. Запоминание (произвольное)
Репродуктивный 2 – воспроизведение Составление и предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным учителем. Произвольное и непроизвольное запоминание
Проблемного изложения 3 – применение Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие и осознание проблемы Мысленное прогнозирование логики решения проблемы. Запоминание (непроизвольное)
Частично-поисковый (эвристический) 3 – применение 4 – творчество Постановка проблемы. Планирование шагов решения проблемы. Руководство деятельностью учащихся (корректировка) Восприятие и осмысление задания. Актуализация знаний о способах решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль. Непроизвольное запоминание и самостоятельная мотивировка
Исследовательский 4 – творчество Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Самостоятельное рассмотрение проблемы, планирование этапов и способов исследования. Самоконтроль. Непроизвольное запоминание. Мотивировка результатов работы

 

4. Выбор оптимальных методов обучения

Ю.К.Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе оптимальных сочетаний методов.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям' образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно рyководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педaгoгической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

Метод обучения сам по себе не может быть ни хорош, ни плох, необходима их система. «Никакое средство педaгoгическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим». Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)