Средства обучения: сущность понятия, классификация. Материальные и идеальные средства обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения: сущность понятия, классификация. Материальные и идеальные средства обучения



В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы имеют в виду средства-инструменты, которые служат достижению целей воспитания. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и средства-инструменты обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения учащимся языка. П. И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащuмися для усвоения знаний. По-видимому, такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.

Можно выделить две большие группы средств обучения: средство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятыe системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.), учебные компьютерные программы, организующее-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевидно, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал в начальных классах, лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.

Классификация средств обучения. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В.Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Онпытается наиболее полно изложить то содержание образования,которое входит в тему данного урока и объем которого более илименее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемомунабору упражнений.

Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделенных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного материала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зависит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовленности обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать учащимся значительно больше того, что заложено в стандартах.

Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватывающий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обучения, состав учебных предметов разрабатывают ученые. Педагоги не принимают участие в разработках.

К средствам обучения первого уровня относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить преподавание предмета.

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения

На уровне урока

Языковые системы знаков Произведения искусства Средства наглядности Учебные компьютерные программы Организующее-координирующая деятельность учителя Уровень квалификации учителя Формы организации учебной деятельности на уроке. Тексты из учебника, книг Задания, упражнения, задачи Тестовый материал Технические средства обучения Лабораторное оборудование

На уровне предмета

Система условных обозначений дисциплин Искусственная среда (бассейн) Учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения Учебники и учебные пособия Дидактические материалы Книги-первоисточники

На уровне процесса обучения

Система обучения Методы обучения Система общешкольных требований Кабинет для обучения Библиотеки Столовые, буфеты Медицинский кабинет Раздевалки Рекреации

2. Дидактические возможности средств обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. Однако нужно иметь в виду, что слова средства обучения имеют и более широкое значение. Это вce то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении.

Дидактическими средствами являются предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Немецкие ученые Р. Фуш и К.Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции,. как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана деятельность как учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры.

В качестве основания для классификации дидактических cpeдтВ чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на в и з у а л ь н ы е (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты, а у д и а л ь ные {слуховые) - радио, магнитофоны, музыкальные инструменты, а у д и о в и з у а л ь н ы е (зрительно-слуховые) – звуковой фильм, телевидение, а также частично автоматизирующие процесс обучения - программированные учебники, дидактические машины, компьютеры.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.

Например, использование дидактических средств при ознакомлении учеников с новым материалом будет отличаться от использования их при закреплении уже проработанного материала или в ходе контроля и оценки приобретенных знании и умений. Использование лекций как основного метода на данном уроке обусловливает применение дидактических средств, отличающихся от тех, которые будут иметь место на уроке, предполагающем использование лабораторного метода. Наконец, возраст учащихся и характерные особенности предметов также определяют вид средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.008 с.)