Принципы обучения как система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обучения как система



Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в его принципах. исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономернoстей процесса обучения, определяют его направленность на развитие личности, - это и есть принципы обучения. В них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им, они определяют позиции и установки; с которыми учителя подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить его цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем эти принципы позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

Принципы обучения являются исторически преходящими. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые.

Я.А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны,, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни - детстве, утренние часы наиболее удачны длязанятий, так как утро cooтвeтствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно их способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности являетсяосновой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.        

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающейся в том, что при обyчении должна приниматься во внимание вся современная культур.

Наиболее полно принципы обучения сформулированы К.Д. Ушинским:

обучение должно начинатъся своевременно и быть постепенны (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

 порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

·обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

 обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

 преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем,. чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, M~H. Скаткин и др.). Эта работа продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методuческuх принципов. Такое деление условно, так как значение каждого принципа не ограничивается рамками своей группы, но методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: ч ем у и к а к учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителями, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.

Принципы обучения – это требования к организации процесса обучения.

Принципы обучения имеют исторический характер. Их выдвигали, формулировали и обосновывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.

Метапринципы (едины как для процесса воспитания, так и для процесса обучения):

1. природосообразности;

2. культуросообразности;

3. гуманизма.

Система современных принципов обучения:

· принцип научности и мировоззренческой направленности обучения, связи обучения с жизнью

 (глубокое и доказательное раскрытие учителем научных положений и фактов изучаемого материала, исключение ошибок и неточностей, демонстрация научных явлений в их историческом аспекте и развитии, обоснование роли и места научных знаний в жизни человека);

· принцип проблемности обучения

(постановка учителем перед учащимися познавательных проблем и задач, создание проблемных ситуаций, побуждающих школьников к активной мыслительной деятельности);

· принцип наглядности обучения

(изложение учителем материала на основе непосредственного наблюдения школьниками изучаемых предметов, явлений и т.д., включения различных каналов восприятия учащимися – зрение, слух, осязание и т.д., развития мышления детей от конкретного к абстрактному, повышения интереса учащихся к изучаемому материалу);

· принцип активности и сознательности учащихся в процессе обучения

(сознательность предполагает осмысление изучаемых фактов и явлений учащимися, активность – стремление учеников овладению системой знаний и умений, включение ведущих мотивов, стимулирующих их познавательную деятельность – мотивация, авторитет учителя и его доброжелательность, интерес к предмету и т.д.);

· принцип доступности обучения

(определение объема знаний и умений учащихся, подлежащих усвоению, на основе учета возрастных познавательных возможностей школьников и уровня их подготовленности; правильное распределение количества учебных часов, совершенствование учебных программ и учебников в соответствии с правилом следования от простого к сложному и от известного к неизвестному);

· принцип систематичности и последовательности обучения

(систематичность – изучение нового материала на основе ранее усвоенного, установление связей между темами, разделами и смежными предметами; последовательность – усвоение материала на основе взаимосвязанных понятий, где одно вытекает из другого в соответствии с логикой предмета); 

· принцип прочности и цикличности обучения;

(исключение схоластической зубрежки и механического заучивания материала; обстоятельное осмысление научных фактов и явлений учащимися, зависящее от профессионального уровня учителя и сознательности школьников; длительное сохранение знаний в памяти путем систематического повторения);

· принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения

(овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков; развитие мышления, творческих способностей и памяти школьников; формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения).

Принципы обучения.

Содеpжaтельные принцыпы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования. К ним относятся принципы гражданственности, научности, воспитывающего обучения, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории -- с практикой).

Принцып гpажданственности отражает социальные аспекты обучения и выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости. Он предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которая позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности,. и связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе страны, о психологических особенностях этноса, его ментальных структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

    Согласно принципу гражданственности содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией, требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближая к раскрытию современных достижений и перспектив развития.

Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников, при построении учебного процесса - использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях.

Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с учебной и научной литературой.

При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое, с одной стороны, знания нужно доводить до научных понятий, а с другой, они должны быть доступны. Второе противоречие обусловлено тем, что в процессе обучения дается «готовый» материал, не

являющийся дискуссионным, а в науке в отношении тех или иных вопросов существуют различные трактовки.

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педaгoгическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и прежде всего с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от содержания образования, его разносторонности, гуманитарной направленности и научности: Усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к ceбе и другим, дисциплинированность.

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является референтной для учащегося. Последнее обусловлено отношением к ним и к педагогической деятельности, эрудицией и уровнем профессионализма.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности. А.С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с теми как можно больше уважения. Воспитательный потенциал требовательности возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями процесса обучения, задачами развития личности. Но какой бы оправданной и справедливой ни была требовательность, она не принесет пользы, если нереалистична, невыполнима, не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика.

Реализация принципа воспитывающего обучения предполагает опору на сильные стороны обучаемых. Это обусловлено тем, что обучаемые не являются одинаковыми по уровню воспитанности. В этой связи многократное подчеркивание их недостатков может снизить самооценку, уровень притязаний. Появление детей аутсайдеров и детей с деликвентным поведением имеет в качестве одной из причин недоверие yчитeля к ученику,

излишний критицизм.

Воспитывающий потенциал обучении возрастает, когда наблюдается согласованность в стратегии и тактиках учителей-предметников, воспитателей, администрации образовательного учреждения и родителей. Если воспитательные воздействии в процессе обучения будут несбалансированными, негармонизированными, а разнонаправленными, иногда и противоположными, то учащийся приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком произвольно.

Принцип фундаментальности и пpикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории - с практикой.

Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена современным научно-техническим прогрессом, требующим от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышлении, желания и умения постоянно пополнить свои знания. Фундаментальные знания обладают способностью устаревать медленнее, чем конкретные, и апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Фундаментальность обучении требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.

    Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразовании в экономике, политике, культуре, т. е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость их систематического ознaкомления с основными событиями страны, региона, края, места проживании.

Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения, не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применении, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Фундаментальность обучения имеет в качестве основного результата развитие сознании и самосознании. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений; сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим законом в обучении требуется своевременное подкрепление знаний, в том числе и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т. е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, об организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями, навыками социально ценного поведения.

Организации и методика обучения; как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет cформулировать органuзационно-методuческuе nрuнцunы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне его трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапaми познания, взаимосвязью чувственного и логического; рационального и иррационального, сознaтельного и бессознательного.

Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные парциальные и частные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

В каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи. Связь и преемственность этих задач создают условия для перехода учащихся от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая их последовательное решение.

Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала; его сопоставимость и ценность. К.Д. Ушинский считал, что «только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленение в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.

Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т. е. выcтpaивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последоватeльно, с соблюдением правила идти «от незнания к знанию, от неумения к умению». Об этом образно писал Я.А. Коменский: «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так

и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе».

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:

· в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения,

· в психологически и педагогически распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине,

· в прохождении тем учебного материала в определенном порядке,

· в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

Существуют зависимые и не зависимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно, при линейном их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение. Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т. е. только одновременно и взаимосвязанно, со строгой синхронностью.

В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.

Принцип единства гpуппового и индивидуальногo обучения предполагает их оптимальное сочетание и обусловлен тем, что индивид становится личностью блaгoдаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, с другой - своему стремлению и обособлению. Oтpажая специфически человеческую потребность в «другом», общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Наилучшие условия дляэтого создаёт учебный коллектив как специфическая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. В коллективе личность развивается и проявляет себя благодаря действию механизмов персонализации, референтности, отраженной субъектности, каждый из которых оказывается задействованным в процессе группового обучения.

Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе, и на их основе формирует содержание индивидуального сознания. В этой связи в учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Коллектив дает возможность каждому учащемуся репрезентировать себя в значимых длянего отношениях, изменять свой статус в среде сверстников, проявлять эмоциональную идентификацию и ценностно-ориентационное единство. Индивидуальность имеет тенденцию усиливать себя за счет взаимодействия с другими людьми.

Традиционное обучение в своей основе является групповым, оно организуется для учебных групп (30-40 человек). Проведение лекций для «потоков, курса, факультета (100-300 человек) обусловлено экономией средств, затрачиваемых на образование, но дидактически это не оправданно.

Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость. Групповая форма обучения, побуждая, и формируя коллективизм, является приоритетной в образовательных учреждениях.

Задача учителя (преподавателя) состоит в использовании психологических механизмов, функционирующих в условиях коллективной учебной деятельности. Дляэтого поощряются те учащиеся, которые проявляют стремление учиться, даже если их достижения на данном этапе обучения намного ниже показателей успешности обучения более способных учеников. Это помогает, им завоевать авторитет у сверстников, освободитьcя от статуса неуспевающих, отстающих а главное - поверить в себя, в свои возможности, стать, как все.

Кроме того, в коллективной учебной деятельности создаются условия для персонализации учеников, статус которых, несмотря на успехи, бывает не очень высоким по другим причинам (физические недостатки, кoтopыe являются особенно аффектирующими для подростков и старших школьников; заниженная самооценка, вызванная неприятием себя, своей внешности, своих психических или личностных параметров).

Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения опыт оценки и взаимооценки, необходимый дляструктурирования и обобщения личного опыта, складывающегося в значительной мере из ситуаций успешной и неуспешной учебной деятельности. Впоследствии личный опыт становится главным фактором развития рефлексии, или рефлексирующего самосознания, лежащего в основе личностных новообразований на всех этапах онтогенетического развития.

Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала., Это означает, что наряду с групповыми формами обучения следует применять индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным осoбeнностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требовании и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или опережают их.

Принцип соответствия обучения возрастным, индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставление самостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствии с этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых. Современное образование по-прежнему ориентируется на обучаемого без учета особенностей его пола. Между тем, являясьсложным интегрированным психическим образованием, пол обучаемого своеобразно трансформирует образовательные задачи, влияет на деятельностные и личностные ориентации и интересы, предпочтения, оценки. Знание специфики становления мускулинности и фемининности сделало бы процесс обучения более адекватным психофизиологической природе обучаемых, избавило бы от усредненных способов воздействия; позволило бы сформировать эталоны женственности и мужественности уже в школьном возрасте.

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интeгрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учитeля (преподавателя), на выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам.

Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментальнo доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогoв, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач.

Реализация принципа сознательности и творческой активности обучаемых предполагает развитие их инициативы и самодеятельности. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, должен стремиться к тому чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия субъективную позицию. Этому способствует применение в учебном процессе различных форм самоуправления. Однако сначала обучаемые должны освоить опыт самоуправлении учебной деятельностью, т. е. умение принимать самостоятельные решения, делать целесообразный' выбор и прогнозировать свое продвижение в обучении.

Для этого педагог должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демографические формы в связи с развитием у них самостоятельности кaк личностного качества. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки и лишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.

Принцип доступности обучения при достаточном уровне eгo трудности требует учета peальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегpузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых.

Однако обучение не должно быть легким, в нем должна быть соблюдена мера психической напряженности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуaльного и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

Рассматриваемый принцип предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появилось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач.

Возникающие субъективные трудности обучения не должны быть результатом недостаточного профессионализма педагога или его неорганизованности. Опытный педагог заботится о подборе и постепенном усложнении учебных задач, понимая, что обучаемый может легко разувериться в своих способностях и возможностях и отказаться от кажущихся ему невыполнимыми заданий. Это требует не приблизительного, а точного знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, имеющегося у них опыта решения задач определенного типа.

Приходится считаться и с тем, что возможности обучаемых могут не только возрастать в процессе обучения, но и временно снижаться из-за усталости, развивающейся обычно к концу полугодия. Порой это усугубляют ошибки в планировании yчебного процесса. Практика показывает, что бывают недели, когда происходит суммирование учебных трудностей, каждая из которых в отдельности преодолима, а вместе взятые они вызывают стрессовую ситуацию.

Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. Tpудность определяется степенью предсказуемости или непредсказуемости пocледyющегo элемента, а объем – количеством относительно самостоятельных элементов. Вот почему реализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и категорий с целью их последующего углубления и категоризации мышления. В то же время нельзя согласиться с утверждением известного американского педагога и психолога Дж. Брунера, что нет трудного материала, а есть трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в доступной форме (например, элементы высшей математики в начальной школе).

При предъявлении недоступного дляусвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает производительность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материалa тоже снижает интерес к учению, не способствует формировaнию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение, оставаясь доступным, должно сопровождаться интеллектуальными, нравственными и физическими усилиями.

Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебногo материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям. Однако этот же принцип в другой дидактической системе реализуется иначе: начинают не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со структуры, не с частей, а с целого (В.В. Давыдов).

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности (Я.А. Коменский называл его золотым правилом дидактики), согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что если мы намерены насаждать в учащихсяистинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности... все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи -- обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пyсть они сразу охватываются несколькими чувствами.

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Наглядность в обучении обеспечивается применением иллюстраций, демонстраций. Наглядность применяется на всех этапах обучения. По мере возрастания абстрактности в обучении используют разные виды наглядности: естественная, экспериментальная (опыты, эксперименты), объёмная (макеты, фигуры), изобразительная (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительная (кинофильмы, телепрограммы), звуковая, символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы), словесная.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.063 с.)