Сократическое, догматическое обучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократическое, догматическое обучение



Исторически первым известным видом систематического обучения является широко применившийся древнегреческим философом Сократом и его учениками метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он получил название меmoда сокрamuческой 6еседы. Учитель(как правило, философ) постановкой вопроса возбуждал любопытство, познавательный интерес ученика и сам, устно рассуждая, в поисках ответа на него вел мысль ученика по пути познания. Для поддержания интереса обучающегося рассуждения учителя перемежались постановкой чaще всего риторических вопросов. Сократические беседы проводились с одним или несколькими учениками.

Первый вид коллeктивной организации познавательной деятельности - догматuческое обученue, широко распростpaнившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание.

На смену догматическому обучению пришло объяснuтельно­uллюстратuвное - вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Его методологической основой стала теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я.А. Коменский. Основная цель такого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т. е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но не воспроизводящего мышления. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится здесь к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, а не творца.

В начале 20-х гг. прошлого столетия в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения – самостоятельное добыванuе знанuй под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно- лабораторный метод, метод проектов и др.). Общим в разных методах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задании. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т. п. По завершении этaпов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверил выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде такое обучение имело много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

Программированное обучение

Особым видом самостоятельного добывания знаний является и nрограммированное обученuе. Егометодологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концецции. Механически перенеся ее на человека, Б. Скинер сформулировал следующие принципы программированнoгo обучения:

·подача информации небольшими порциями,

·установка проверочногo задания для контроля усвоения каждой порции информации,

·предъявление ответа для самоконтроля,

·дача указаний в зависимости от правильности ответа. Дача указаний может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным или разветвленным. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации (кадрами, битами, дозами, шагами), которые подлежат усвоению, по единой схеме, в одном направлении: А1--- А2-А3-- А4-- и т. д. Рaзветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути продвижения по пути познания в зависимости от уровня подготовленности:

Основанием программированного обучения может быть и кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая на основе прямой (посылка команд) и обратной связи с управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик). Различаются внутренняя и внешняя обратная связь. Внутренняя – получение информации самим учеником, правильно ли ответил, а внешняя - получение информации учителем о ходе научения учащихся.

При программировaнном обучении прямая и обратная связь осуществляется с использованием программированных пособий разного вида и технических средств. К пособиям относятся программированные учебники, программированные сборники упражнений и задач, контрольные задания тестовогo типа, программированные дополнения к обычному учебнику. К техническим средствaм тaкoгo обучения относятся обучающие машины для подачи учебной информации, машины-репетиторы, машины-контролеры.

Положитeльная сторона программированногo обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самогo хода научения, не стимулирует творчества, ограничено в применении, в том числе из-за сложностей материальногo обеспечения.

С программированным обучением тесно связана алгорuтмuзация процесса обучения, имеющая своей основой, как и программирование, кибернетический подход (Л.Н. Ланда). Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгoритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм – это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения, как найти НОД, НОК в математике). Научно обоснованный алгоритм характеризуют следующие черты: детерминированность (решение по алгоритму строго направлено, полностью управляемо, не допускает произвольных действий), массовость (в качестве исходных данных берется большое количество заданий), результативность(данные направлены на получение фиксированного результата).

Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т. е. разделению ее на ряд взаимосвязанных элементов, состоит из следующих операций:

· выделить условия для осуществления обучающих действий,

· выделить обучающие действия,

· определить способ связи обучающих и учебных действий.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учaщихся и способствует совершенстованию управления учебным процессом, вооружает учащихся средствами упаравления своими мыслительными и практическими действиями.

Современные тенденции развития образования, в том числе связанные с расширением сети частных школ, обусловливают становление как самостоятельных видов дифференцированного и индивидуального обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)