Законы, закономерности обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы, закономерности обучения



Идея личностно развивающего обучения вызвала не только у прaктиков, но и у исследователей стремление как можно быстрее решить ее. При этом основными категориями, посредством которых педагоги стремятся реализовать эту идею, остаются формы, методы, приемы обучения. Однако с их помощью нельзя не только осмыслить всю сложность обучения как фактора развития личности, но и получить удовлетворительное представление о его личностно развивающей стратегии. Это, естественно, тормозит развитие теории и практики обучения.

Преодолеть этот недостаток можно лишь в том случае, если обратиться к изучению закономерностей и принципов обучения, знание которых позволяет описать данный процесс теоретически и разработать логичную по своей внутренней структуре технологию его реализации. Проблема педагогических закономерностей и принципов является одной из наиболее актуальных в науке. И хотя она многократно подвергалась обсуждению, но до настоящего времени нет четких представлений о том, что является педагогической закономерностью, а что - принципом.

 Закономерность и принцип относятся к числу философских категорий. Закон определяется как внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает «определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает определенное изменение других». Познание законов позволяет вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в его целостности.

Образование как целостное явление – одна из значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявлений внешней силы, они являются продуктом внутренней самоорганизации. Педагогический закон - это каmeгория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Анализ работ по теории обучения свидетельствует отом, что в них понятие «закон» используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием «закономерность». Однако в философии закономерность - это более широкое понятие, чем закон. Закономерность рассматривается как результат совокупного действа множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение. Поэтому изучение закономерностей обучения- это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических систем.

В отличие от закономерностей принципы являются гносеологическим феноменом. Законы существуют в природе объективно, а принципов в природе нет. В силу этого они не имеют самостоятельного значения. В этой связи есть основание утверждать, что пeдaгoгичecкий прuнцuп выражает суть закона в его нормативной форме. Он указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих условиях обучения (В.В. Краевский).

Закономерности обучения, фиксирующие инвариантные характеристики, существенные, устойчивые и необходимые его связи как педагогического процесса, являются поэтому теоретической основой конструирования принципов обучения. Сами по себе закономерности обучения не содержат непосредственных указаний для учителя. В отличие от них принципы обучения, по мнению В.И. 3агвязинского, являются инстрyментальными, данными в категориях деятельности положениями, отражающими выявленные закономерности и выполняющими роль исходных ориентиров для организации учебного процесса.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию реалuзации целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином «подход» (например, индивидуальный подход, проблемный подход). Подходв педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом, как считает В.И.3агвязинский, каждый принцип регулирует разрешение конкретныхпротиворечий, возникающих в процессе обучения, а взаимодействие принципов -    разрешение основных его противоречий.

В обучении находят свое прoявление общие законы диалектики. Прежде всего, в силу противоречивого характера процесса обучения, в нем действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия в обучении возникают и проявляются в том случае, если есть несоответствие традиционных, устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям, являющимся следствием новых социальных условии, сложившейся образовательной ситуации, изменившихся возможностей развития личности.

Так, происшедшие изменения в экономической, политической и культурной жизни не только обусловили возникновение нового социального контекста жизни и деятельности человека, но и привели к резкой смене общественных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные качества личности (предпpиимчивость, деловитость, социальная смелость). Это потребовало изменения содержания и технологий образования. Обнаружение противоречий в обучении, являющихся следствием названных социальных перемен, и определение способов их разрешения Относятся

к числу наиболее актуальных задач теории обучения, так как затяжной характер их решения сказывается на снижении эффективности обучения.

В процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности личности, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленное, последовательное и планомерное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т. e. диалектического «снятия» и сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития.

Так, личностные и психические новooбразовaния вбирают в себяранее накопленное человеком. Интегративные качества, прогрессивные устремления и нoвыe формы жизнедеятельности «отрицают» рaнее cложившиеся. Наглядное пpoявление периодических диалектических снятий имеет место при переходе oт одного способа решения.задач к другому, когда снятием обеспечивается переход к более сложным видам учебной деятeльности, в которых и разрешаются xapaктepныe для цроцесса обучения противоречия;

Действие мехaнизма отрицaния провляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык (например, устного счета, письма, выразительного чтения).

Научно обосновaнное построение процесса обучения требует обращения к диалектическим категориям, выполняющим самостоятельные познавательно-преобразовательные функции. Так, категории «часть» и «целое» ориентируют на преодоление функционализма в обучении, на учет того, что отдельные педaгoгическиe воздействия не являются достаточными для целостного развития личности. Категории «общее», «особенное» и «единичное» требуют определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержaния образовaния, его направленности на формировaние этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функциовировaния той или иной системы обучения. Большое значение для организации и осуществления процесса обучения имеет категория «меры». Она вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

Категории «сущность» и «явление» обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс, а категория«единство содержания и формы» в процессе обучения находит свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению.

Категория «необходимость» требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее значимой является и категория «случайность», которая связaна с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариатность oтветных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.,

Специфическое проявление в обучении имеет категория «время», позволяющая различать учебное, психологическое и астрономическое время. Эти различия обусловлены субъективным переживанием частоты возникновения и длитeльности протекaния учебных ситуаций.

В процессе обучения наряду с диалектическими законами и категориями диалектики проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся закономерные связи и отношения. Наиболее общая устойчивая тенденция обучения как педагогического процесса состоит в развитии личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей. Это основная закономерность процесса обучения, проявляющаяся как необходимое условие социализации, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, каждого индивида.

Названная закономерность обусловливает частные, или специфические, закономерности обучения. Прежде всего она определяет зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и от социокультурной ситуации, определяющих в своей совокупности образовательную политику.

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, социально-психологических и т. п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителей, их творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знaний и коррекции своих личностных качеств.

Объективной является зависимость результатов обучения от особеннoстей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержaния, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Для организации обучения большое значение имеет знание учителем внутренних закономерных связей между функциональными компонентами обучения. Так, содержaние конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами, методы и средства обучения обусловлены задачами и содержaнием конкретной учебной ситуации, формы оргaнизации процесса обучения определяются предметным содержaнием.

Закономерности обучения выражают существенные повторяющиеся связи между условиями организации процесса обучения и его результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.

И.П. Подласый, исходя из логической основы многочисленных закономерностей обучения, предлагает систематизировать их следующим образом:

· Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности

– результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения;

– результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения;

– результаты обучения зависят от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя;

– продуктивность усвоения заданного объема знаний и умений зависит от характера созданной педагогом учебной ситуации

· Гносеологические закономерности

– продуктивность усвоения знаний и умений прямо пропорциональна объему практического применения знаний и умений;

– умственное развитие учащихся прямо пропорционально их опыту творческой деятельности;

– результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий

· Психологические закономерности

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся;

– результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от индивидуальных склонностей обучаемых;

– продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню развития памяти, мышления учащихся, а также уровню их работоспособности

· Социологические закономерности

– продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов воспитанников;

– эффективность обучения зависит от «интеллектуальности» среды, в которой осуществляется жизнедеятельность учащихся;

– эффективность обучения зависит от стиля общения учителя с учащимися

· Организационные закономерности

– продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического и ученического труда;

– результаты обучения зависят от осознания учащимися своих учебных обязанностей;

– умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима жизнедеятельности, возраста, времени года, дня недели, времени суток.

Все названные закономерности процесса обучения являются общими. Они находят свое конкретное выражение в принципах обучения, которые в свою очередь мы рассматриваем как специфические закономерности процесса обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.031 с.)