Критерии оценки педагогического мастерства преподавателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки педагогического мастерства преподавателя



5.1. При контроле всех видов занятий следует обратить внимание на:

- соответствие содержания занятия (темы и раскрывающих ее вопросов) рабочей программе дисциплины;

- наличие у преподавателя рабочей программы дисциплины, плана занятия;

- разнообразие видов учебной деятельности студентов;

- формы работы со студентами (фронтальная / групповая / индивидуальная работа);

- правильность подбора преподавателем материала для занятия, научность его изложения;

- связь теории с практикой (раскрытие практической значимости знаний, обучение применению знаний на практике);

- использование преподавателем собственных разработок по курсу;

- внутрипредметные и межпредметные связи;

- обращение к различным источникам информации (из списка основной и дополнительной литературы), в том числе к периодическим и электронным изданиям, имеющимся в библиотеке университета;

- применение технических средств обучения и информационных технологий в ходе занятия;

- использование наглядных пособий, дидактического материала;

- соответствие методов содержанию занятия, уровню подготовки студентов, эффективность применяемых методов и приемов;

- использование инновационных методов обучения;

- активизацию студентов на занятии, диффенцированный подход в работе с ними;

- организацию самостоятельной работы студентов;

- контроль качества знаний студентов;

- подведение итогов занятия;

- достижение поставленных целей;

- дисциплину и внимание аудитории в ходе занятия (концентрация и переключение внимания, характер вопросов, задаваемых преподавателю и т.п.).

5.2. Кроме общих вопросов, характерных для всех видов занятий, при оценке занятий необходимо учитывать специальные критерии оценки лекционных, практических (семинарских, лабораторных) ипрактических (тренировочных) занятий.

5.3. Критерии оценки качества открытой лекции

Содержание лекции: научность, доказательность и аргументированность, информативность (соответствие современному уровню развития науки), освещение истории вопроса, показ различных концепций, использование примеров, ярких фактов из практики.

Методика чтения лекций: соблюдение внешнего и внутреннего регламента занятий (начало, конец, разделы лекции), четкая структура лекции и логика изложения, доступность и разъяснение новых терминов и понятий, доказательность и аргументированность, выделение главных мыслей и выводов, использование приемов закрепления: повторение, подведение итогов в конце вопроса, всей лекции.

Руководство работой студентов: акцентированное изложение материала лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации), предоставление пауз для записи и конспектирования, организация зрительного восприятия материала (записи на доске, демонстрация иллюстративного материала, использование информационных технологий), использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, ораторские приемы), разрешение задавать вопросы, просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях, контроль усвоения содержания материала, активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции, поддержание дисциплины на лекции.

Лекторские данные: культура речи (соблюдение норм ударения, произношения, избегание жаргонизмов и пр., стиль изложения, адекватный материалу), дикторское мастерство: внятность, четкость артикуляции, слышимость на последних партах, экспрессивность речи (эмоциональность, интонационное богатство, увлеченность предметом), ораторское искусство (главный индикатор - формирование интереса у аудитории), педагогический такт (уважительное отношение к студенту, отсутствие оскорблений, признание своих возможных ошибок), умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

5.4. Критерии оценки практического (семинарского) занятия

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, безразличные и др.

Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

5.5. Критерии оценки лабораторного занятия

Наличие лабораторного практикума (методических указаний или другой литературы по проведению лабораторной работы).

Наличие и подготовка техники, приборов, оборудования, посуды, реактивов и т.п., необходимых для проведения лабораторной работы.

Наличие инструкции по технике безопасности при проведении работы и проведение непосредственно инструктажа.

Умение контролировать правильность проведения экспериментов в течение работы (методика проведения, соблюдение правил техники безопасности, правильность описания протекания наблюдаемого процесса, соответствия реакций наблюдаемому процессу).

Умение обработки и представления результатов эксперимента, использования методов статистической обработки результатов, графического анализа и, при необходимости, других методов обработки результатов.

Умение подведения итогов занятия.

Формирование навыков оформления и представления результатов в табличном и текстовом формате.

5.6. Обязательным условием оценки качества проведения открытого занятия является анкетирование студентов «Оценка удовлетворенности студентов качеством преподавания дисциплины» (Приложение 3), которое проводится с целью:

– изучения мнения студентов о качестве работы профессорско-преподавательского состава, непосредственно взаимодействующего со студентами;

– разработки мероприятий по совершенствованию деятельности и повышению мотивации профессорско-преподавательского состава;

– изучения мнения студентов о состоянии других аспектов деятельности университета.

Анкетирование студентов проводится отделом качества образования. Результаты анкетирования доводятся до сведения руководства вуза, заведующего кафедрой, преподавателя, проводящего открытое занятие, с целью обсуждения и принятия корректирующих мероприятий по улучшению качества преподаваемой дисциплины.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

6.1. Сотрудник отдела качества образования оформляет бланк оценки качества занятия (Приложение 1) и заключение о качестве проведения открытого занятия (Приложение 2).

6.2. Наряду с качественными характеристиками оценочных показателей предлагается следующая их сводная количественная оценка в баллах от 5 до 0:

 

Варианты оценок качества показателей Характеристика уровня оценок Балл
Высокий уровень Недостатков не отмечено или отмечены единичные несущественные недостатки 5  
Достаточно хороший уровень Отдельные несущественные недостатки или имеются отдельные недостатки 4  
Удовлетворительный уровень Имеются отдельные существенные недостатки 3  
Неудовлетворительный уровень Имеется много существенных недостатков 2
Очень низкий уровень Недостатки многочисленны 1
Нулевой уровень Отсутствие оцениваемого критерия 0

 

    В целом уровень проведения лекции устанавливается исходя из общей суммы баллов: высокий уровень: 200– 160 баллов; средний уровень: 160 – 120 баллов; низкий уровень: 120 - 80 баллов; практического (семинарского, лабораторного, тренировочного) занятия: высокий уровень: 150-120 баллов; средний уровень: 120- 90 баллов; низкий уровень: 90-60 баллов.

Заключение о качестве проведения открытого занятия может содержать вывод о возможности рекомендовать/не рекомендовать преподавателя на ту или иную вакантную должность профессорско-преподавательского состава. В случае если по итогам проведения предыдущего открытого занятия преподавателю были сделаны замечания, необходимо отметить, были ли устранены недостатки. 

 

БЛАНК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ПРОЧИТАННОЙ ЛЕКЦИИ

Лекцию читал (а)______________________________________________________________                                                                              

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, кафедра

Дисциплина__________________________________________________________________

Соответствие базового образования читаемому предмету ____________________________

_____________________________________________________________________________

Тема лекции__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Факультет __________________________________________________________________

Курс ________ Группа ____________ Направление подготовки _______________________

_____________________________________________________________________________

Профиль подготовки ___________________________________________________________

Дата ______________Посещаемость _________%

Удовлетворенность студентов качеством ведения дисциплины __________%

 

Критерии оценки качества открытого занятия Показатели качества открытого занятия Баллы (от 0 до 5)

1.Организация

занятия

1. Регламент (начало, окончание, учёт посещаемости)  
2. Соответствующий внешний вид, умение держаться перед аудиторией, контакт со слушателями  
3. Лекторские данные (владение голосом, хорошая дикция, ясность, правильность, эмоциональность речи, культура речи, дикторское мастерство, ораторское искусство)  
4. Целевые установки  
5. Соответствие содержания занятия требованиям ФГОС ВО и рабочей программе дисциплины  
6. Структура лекции (план, последовательность частей, заключение, дозировка)  
7. Организация зрительного восприятия материала  
8. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации  

2.Научность

лекции

9. Ссылки на известных авторов, ученых, результаты научной работы кафедры  
10.  Проблемность  
11. Степень новизны  
12.  Информационная ценность  
13.  Использование собственных разработок по курсу  
14.  Использование различных источников информации  

3.Доступность

изложения материала

15. Новые понятия и термины разъясняются и повторяются  
16. Понятия подкрепляются фактами близкими к реальной жизни и профессиональной деятельности  
17. Соблюдаются дидактические принципы  
18. Удержание интереса аудитории  

4.Систематичность и убедительность

изложения

19. Все части излагаемого материала взаимосвязаны  
20. Стройность изложения материала без отклонения от плана  
21. Межпредметные связи  
22. Связь теории с практикой  
23. Связь ранее изученного материала с новым  
24. Убеждённость в излагаемом материале (аргументация, ассоциации)  
25. Акцентированное изложение материала (темпом, голосом, повторением)  

5.Ответственность

26. Степень знания лектором «своего» предмета  
27. Педагогический такт (уважительно отношение к студенту, отсутствие оскорблений, признание своих возможных ошибок)  
28. Контроль усвоения материала  
29. Установка на усвоение материала  
30. Личная заинтересованность в качестве подготовки каждого студента  
31. Выделение спорных взглядов на рассматриваемую проблему  

6.Воспитательная

составляющая

занятия

32. Лекция содержит не только обучающий, информационный, но и нравственный компонент.  
33. Проводится линия важности формирования не только профессиональных компетенций, но и общекультурных и общепрофессиональных  
34. Оказание помощи студентам в ведении записи  
35. Поддержание дисциплины  
36. Использование приемов поддержания внимания  
37. Умение лектора задавать вопросы и побуждать студентов к дискуссии  
38. Умение снять усталость с аудитории  
39. Организация СРС  

40. Степень четкости, лаконичности и конкретности самоанализа занятия

 

Общая сумма баллов

 

 

 

Сотрудники отдела качества

образования:                       ____________________________________________________

                                                               Ф.И.О., степень, звание, должность

________________________________________________

                                                                  Ф.И.О., степень, звание, должность

Присутствовали:_______________________________________________________________

              ______________________________________________________________

 

 

БЛАНК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.041 с.)