Практическая психология как методология вариативного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология как методология вариативного



образования

А.Г.Асмолов сказал, что «образование выступает как механизм социоге-

неза, поддерживающий проявления индивидуальности личности в естествен-

ноисторическом процессе. А вариативность образования выступает как спо-

соб расширения возможностей развития личности на ее жизненном пути».

С этой позиции практическая психология предстает как фактор рефор-

мирования сферы образования, его перехода от унифицированной адаптивной


42

 

парадигмы «знаний,         умений,     навыков» - к                 парадигме «вариативного     разви-

вающего образования». Изменение создавшейся ситуации в образовании

должно осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление – это переход от реформы педагогического метода к

реформе социальной организации жизни в системе образования. Происходя-

щие в Росси изменения дали шанс на создание такой системы образования, в

центре которой встала задача расширения возможностей компетентного вы-

бора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм

жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных сис-

тем передачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения

«детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный

период истории России стали объективными социальными предпосылками

появления вариативного образования. Поэтому намечен вектор движения от

социокультурных программ «Неординарные дети в неординарном мире» - к

практической психологии и вариативному развивающему образованию и бы-


ли созданы программы


«Творческая одаренность», «Социально-


психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями раз-

вития» и «Социальная служба помощи детям и молодежи».

Эти программы сформировали в обществе объективную потребность в

создании психологической службы в образовании, нацеленной на профилак-

тическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитаци-

онную работу с личностью. Заметим, что для безликой тоталитарной системы

образования, в которой ребенок подгоняется под учебную программу, а не

программа            создается          с учетов       мотивов и   способностей              ребенка, психолог –

фигура нежеланная. Психологическая служба уместна и необходима прежде

всего в системе вариативного образования, открывающего веер возможностей

для индивидуального развития личности. В культуре возникла потребность в

практической психологии, ставшей стержнем вариативного образования.

В арсенале идей практической психологии в целом были обозначены

ценностные ориентиры практической психологии образования, с учетом ко-

торых целесообразно строить стратегию реформы средней и высшей школы:

от диагностики отбора – к диагностике развития; от адаптивно- дисциплинар-

ной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; от информационной

когнитивной педагогики – к смысловой ценностной педагогике; от техноло-

гии обучения по формуле «ответы без вопросов»- к жизненным задачам и по-

знавательной мотивации ребенка; от урока как авторитарного монолога – к

уроку как содействию и сотворчеству; от языка административных «прика-

зов»- к языку «договоров и рекомендаций».

Весь этот спектр позиций, подаваемый в нарочито экспрессивной форме

и воплощаемый через курсы переподготовки учителей как практических пси-

хологов, через средства массовой информации, развивающие программы    об-

разования, способствовал конструированию опирающейся на практическую



43

 

психологию идеологии развивающего вариативного смыслового образования.

Практическая психология как методология образования – это только начало, а

не конец не пройденного пути воплощения ориентиров вариативного образо-

вания в социальную практику. Это позволило сделать шаг к изменению соци-

ального статуса психологии в обществе и раскрыть эволюционный смысл

психологии как конструктивной науки.

 

 

3.5. Психологическое образование в России

19-21 марта 1998 года в Москве прошла научно- методическая конфе-

ренция «Развивающаяся психология – основа гуманизации       общества», на ко-

торой поднимались вопросы подготовки практических психологов и роли

психолога в обществе.

Массовое психологическое образование, рост его престижности и карди-

нальные изменения в социальном статусе психолога профессионала – это

свидетельство того, что при обострении противоречий в нашей стране суще-

ствует сильная тенденция гуманизации и демократизации общественной жиз-

ни.

Заметно общее устремление к сближению научно- теоретической и прак-

тически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва, который

десятилетиями существовал как в производстве, так и в психологическом об-

разовании, между способностью изучать человека и способностью помогать

ему в его реальных жизненных ситуациях. Бесспорно признаваемым является

тот факт, что наша психология за прошедшее десятилетие не только стала

наукой, доступной массовому образованию, но и сменила парадигмы иссле-

дований и стратегию образования, обеспечив подготовку практических пси-

хологов для различных областей общественной практики. 

На секции, посвященной психологии в школе выступали психологи и ор-

ганизаторы образования со своими запросами и ожиданиями в отношении

психологии. Обсуждались два основных вопроса – преподавание психологии

школьникам и работа психолога в коллективе школ.

Преподавание психологии в школе должно быть направлено на воспита-

ние личности, но основным участком работы психологов в современной шко-

ле не должно быть преподавание. Директора школ и учителя ожидают помо-

щи от психологов в проектировании всего учебного процесса, в реорганиза-

ции деятельности учителя, в создании такой системы отношений, которая

формирует гражданственность и нравственные ценности личности и учителя,

и учеников. Поэтому рекомендация участников обсуждения заключена в

предложении специальной подготовки практических психологов для работы в

инновационных школах. Готовность психолога к конструированию ситуаций,

воспитывающих личность, порождающих нравственность поведения, высту-

пает как актуальная потребность, как социальный заказ.


44

 

ГЛАВА 4. Работа педагога-психолога в образовательном

учреждении

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.008 с.)