Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая психология как методология вариативного
образования А.Г.Асмолов сказал, что «образование выступает как механизм социоге- неза, поддерживающий проявления индивидуальности личности в естествен- ноисторическом процессе. А вариативность образования выступает как спо- соб расширения возможностей развития личности на ее жизненном пути». С этой позиции практическая психология предстает как фактор рефор- мирования сферы образования, его перехода от унифицированной адаптивной 42
парадигмы «знаний, умений, навыков» - к парадигме «вариативного разви- вающего образования». Изменение создавшейся ситуации в образовании должно осуществляться по нескольким направлениям. Первое направление – это переход от реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в системе образования. Происходя- щие в Росси изменения дали шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного вы- бора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных сис- тем передачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный период истории России стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Поэтому намечен вектор движения от социокультурных программ «Неординарные дети в неординарном мире» - к практической психологии и вариативному развивающему образованию и бы- ли созданы программы «Творческая одаренность», «Социально- психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями раз- вития» и «Социальная служба помощи детям и молодежи». Эти программы сформировали в обществе объективную потребность в создании психологической службы в образовании, нацеленной на профилак- тическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитаци- онную работу с личностью. Заметим, что для безликой тоталитарной системы образования, в которой ребенок подгоняется под учебную программу, а не программа создается с учетов мотивов и способностей ребенка, психолог –
фигура нежеланная. Психологическая служба уместна и необходима прежде всего в системе вариативного образования, открывающего веер возможностей для индивидуального развития личности. В культуре возникла потребность в практической психологии, ставшей стержнем вариативного образования. В арсенале идей практической психологии в целом были обозначены ценностные ориентиры практической психологии образования, с учетом ко- торых целесообразно строить стратегию реформы средней и высшей школы: от диагностики отбора – к диагностике развития; от адаптивно- дисциплинар- ной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; от информационной когнитивной педагогики – к смысловой ценностной педагогике; от техноло- гии обучения по формуле «ответы без вопросов»- к жизненным задачам и по- знавательной мотивации ребенка; от урока как авторитарного монолога – к уроку как содействию и сотворчеству; от языка административных «прика- зов»- к языку «договоров и рекомендаций». Весь этот спектр позиций, подаваемый в нарочито экспрессивной форме и воплощаемый через курсы переподготовки учителей как практических пси- хологов, через средства массовой информации, развивающие программы об- разования, способствовал конструированию опирающейся на практическую 43
психологию идеологии развивающего вариативного смыслового образования. Практическая психология как методология образования – это только начало, а не конец не пройденного пути воплощения ориентиров вариативного образо- вания в социальную практику. Это позволило сделать шаг к изменению соци- ального статуса психологии в обществе и раскрыть эволюционный смысл психологии как конструктивной науки.
3.5. Психологическое образование в России 19-21 марта 1998 года в Москве прошла научно- методическая конфе- ренция «Развивающаяся психология – основа гуманизации общества», на ко- торой поднимались вопросы подготовки практических психологов и роли психолога в обществе.
Массовое психологическое образование, рост его престижности и карди- нальные изменения в социальном статусе психолога профессионала – это свидетельство того, что при обострении противоречий в нашей стране суще- ствует сильная тенденция гуманизации и демократизации общественной жиз- ни. Заметно общее устремление к сближению научно- теоретической и прак- тически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва, который десятилетиями существовал как в производстве, так и в психологическом об- разовании, между способностью изучать человека и способностью помогать ему в его реальных жизненных ситуациях. Бесспорно признаваемым является тот факт, что наша психология за прошедшее десятилетие не только стала наукой, доступной массовому образованию, но и сменила парадигмы иссле- дований и стратегию образования, обеспечив подготовку практических пси- хологов для различных областей общественной практики. На секции, посвященной психологии в школе выступали психологи и ор- ганизаторы образования со своими запросами и ожиданиями в отношении психологии. Обсуждались два основных вопроса – преподавание психологии школьникам и работа психолога в коллективе школ. Преподавание психологии в школе должно быть направлено на воспита- ние личности, но основным участком работы психологов в современной шко- ле не должно быть преподавание. Директора школ и учителя ожидают помо- щи от психологов в проектировании всего учебного процесса, в реорганиза- ции деятельности учителя, в создании такой системы отношений, которая формирует гражданственность и нравственные ценности личности и учителя, и учеников. Поэтому рекомендация участников обсуждения заключена в предложении специальной подготовки практических психологов для работы в инновационных школах. Готовность психолога к конструированию ситуаций, воспитывающих личность, порождающих нравственность поведения, высту- пает как актуальная потребность, как социальный заказ. 44
ГЛАВА 4. Работа педагога-психолога в образовательном учреждении
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.008 с.) |