![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическая психология как методология вариативногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
образования А.Г.Асмолов сказал, что «образование выступает как механизм социоге- неза, поддерживающий проявления индивидуальности личности в естествен- ноисторическом процессе. А вариативность образования выступает как спо- соб расширения возможностей развития личности на ее жизненном пути». С этой позиции практическая психология предстает как фактор рефор- мирования сферы образования, его перехода от унифицированной адаптивной 42
парадигмы «знаний, умений, навыков» - к парадигме «вариативного разви- вающего образования». Изменение создавшейся ситуации в образовании должно осуществляться по нескольким направлениям. Первое направление – это переход от реформы педагогического метода к реформе социальной организации жизни в системе образования. Происходя- щие в Росси изменения дали шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного вы- бора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных сис- тем передачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный период истории России стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Поэтому намечен вектор движения от социокультурных программ «Неординарные дети в неординарном мире» - к практической психологии и вариативному развивающему образованию и бы- ли созданы программы «Творческая одаренность», «Социально- психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями раз- вития» и «Социальная служба помощи детям и молодежи». Эти программы сформировали в обществе объективную потребность в создании психологической службы в образовании, нацеленной на профилак- тическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитаци- онную работу с личностью. Заметим, что для безликой тоталитарной системы образования, в которой ребенок подгоняется под учебную программу, а не программа создается с учетов мотивов и способностей ребенка, психолог –
фигура нежеланная. Психологическая служба уместна и необходима прежде всего в системе вариативного образования, открывающего веер возможностей для индивидуального развития личности. В культуре возникла потребность в практической психологии, ставшей стержнем вариативного образования. В арсенале идей практической психологии в целом были обозначены ценностные ориентиры практической психологии образования, с учетом ко- торых целесообразно строить стратегию реформы средней и высшей школы: от диагностики отбора – к диагностике развития; от адаптивно- дисциплинар- ной модели усвоения суммы знаний и навыков – к рождению образа мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; от информационной когнитивной педагогики – к смысловой ценностной педагогике; от техноло- гии обучения по формуле «ответы без вопросов»- к жизненным задачам и по- знавательной мотивации ребенка; от урока как авторитарного монолога – к уроку как содействию и сотворчеству; от языка административных «прика- зов»- к языку «договоров и рекомендаций». Весь этот спектр позиций, подаваемый в нарочито экспрессивной форме и воплощаемый через курсы переподготовки учителей как практических пси- хологов, через средства массовой информации, развивающие программы об- разования, способствовал конструированию опирающейся на практическую 43
психологию идеологии развивающего вариативного смыслового образования. Практическая психология как методология образования – это только начало, а не конец не пройденного пути воплощения ориентиров вариативного образо- вания в социальную практику. Это позволило сделать шаг к изменению соци- ального статуса психологии в обществе и раскрыть эволюционный смысл психологии как конструктивной науки.
3.5. Психологическое образование в России 19-21 марта 1998 года в Москве прошла научно- методическая конфе- ренция «Развивающаяся психология – основа гуманизации общества», на ко- торой поднимались вопросы подготовки практических психологов и роли психолога в обществе. Массовое психологическое образование, рост его престижности и карди- нальные изменения в социальном статусе психолога профессионала – это
свидетельство того, что при обострении противоречий в нашей стране суще- ствует сильная тенденция гуманизации и демократизации общественной жиз- ни. Заметно общее устремление к сближению научно- теоретической и прак- тически ориентированной психологии, к преодолению того разрыва, который десятилетиями существовал как в производстве, так и в психологическом об- разовании, между способностью изучать человека и способностью помогать ему в его реальных жизненных ситуациях. Бесспорно признаваемым является тот факт, что наша психология за прошедшее десятилетие не только стала наукой, доступной массовому образованию, но и сменила парадигмы иссле- дований и стратегию образования, обеспечив подготовку практических пси- хологов для различных областей общественной практики. На секции, посвященной психологии в школе выступали психологи и ор- ганизаторы образования со своими запросами и ожиданиями в отношении психологии. Обсуждались два основных вопроса – преподавание психологии школьникам и работа психолога в коллективе школ. Преподавание психологии в школе должно быть направлено на воспита- ние личности, но основным участком работы психологов в современной шко- ле не должно быть преподавание. Директора школ и учителя ожидают помо- щи от психологов в проектировании всего учебного процесса, в реорганиза- ции деятельности учителя, в создании такой системы отношений, которая формирует гражданственность и нравственные ценности личности и учителя, и учеников. Поэтому рекомендация участников обсуждения заключена в предложении специальной подготовки практических психологов для работы в инновационных школах. Готовность психолога к конструированию ситуаций, воспитывающих личность, порождающих нравственность поведения, высту- пает как актуальная потребность, как социальный заказ. 44
ГЛАВА 4. Работа педагога-психолога в образовательном учреждении
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.16 (0.01 с.) |